Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 21:19, реферат
Культурология – это наука о культуре и предметом её являются
объективные закономерности общечеловеческого и национальных куль-
турных процессов, памятники, явления и события материальной и ду-
ховной жизни людей.
1.КУЛЬТУРОЛОГИЯ : СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ.
2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ.
3.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ.
ходе к массовому производству утратили свои сословные приви-
легии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни;
- наиболее ярким предшественником критиков массового общества и
массовой культуры был Ф. Ницше, благодаря своей обостренной
артистической чувствительности предвосхитившей будущую роль
массы, которая преклоняется перед всем заурядным;
- подробный и блестящий по стилю анализ «массы», массовой психо-
логии и массовой культуры дал известный испанский философ
Х. Ортега и Гассет в
книге «Восстание масс».
Основополагающие институты культуры:
- миф;
- религия;
- искусство;
- наука.
1. Миф – наиболее древняя система ценностей. В целом культура дви-
жется от мифа к логосу, т.е. от вымысла и условности к знанию и к
закону;
- фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость
смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В
современной культуре миф создает средства и способы символи-
ческого мышления, он способен ценности современной культуры
интерпретировать через идею «героического»;
- миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболи-
зировать ее, подчеркивать
и даже выпячивать.
2. Религия - религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.
Главное в религии - это вера в Бога, или вера в сверхъестественное,
в чудо, в то, что не постижимо разумом рациональным путем;
- ценности светской культуры и ценности религии часто не гармонич-
ны и противоречат друг другу;
- культура модифицирует становление религии, но утвердившись ре-
лигия начинает изменять культуру, так, что развитие культуры идет
под значительным влиянием
религии
3. Искусство - искусство в истории культуры существовало и дей-
ствовало параллельно с мифом и религией;
- искусство продуцирует свои ценности за счет художественной дея-
тельности, художественного освоения действительности. Его задача
сводится к познанию эстетического, к художественной интерпрета-
ции автором явлений окружающего мира;
- искусство обогащает культуру духовными ценностями через худо-
жественное производство, через создание субъективированных пред-
ставлений о мире, через систему образов, символизирующих
смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи;
- роль искусства
в развитии культуры
менно конструктивно и деконструктивно, оно может воспитывать в
духе возвышенных идеалов и наоборот;
- в целом искусство
способно поддерживать
ностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в ко-
нечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу
духа. Для культуры
это важный потенциал и фактор
ее развития.
4. Наука – один из новых институтов в структуре культуры. Однако
значение этого института быстро растет, а современная культура ис-
пытывает глубокие изменения под влиянием науки;
- духовная эволюция
через миф, религию и
ловечество к науке, где достоверность и истинность получаемых
знаний проверяются специально разработанными средствами и спо-
собами. Наука принадлежит современной культуре, порождает ци-
вилизацию и связывает их в целостное образование;
- творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко
преобразовывают культуру. Наука обладает некоторой культуроген-
ной ролью, она придает культуре рационалистические формы и ат-
рибуты;
- культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более
органична сущности человека, а наука более отчуждена, более ус-
ловна. В истории человечества наука действует как цивилизирую-
щая сила, а культура – как одухотворяющая сила.