Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:30, контрольная работа

Описание

С раннего детства человек имеет дело со многими организациями, и становиться членом некоторых из них. Организации разного рода - существеннейшая и определяющая часть внешней среды человека, форма, в которую облекаются разнообразные группы и сообщества людей (социальные, рабочие, профессиональные, национальные, культурные и другие). Это те сложные элементы, которые в значительной степени определяют сущность и специфику нации, государства, человечества. От поведения и отдельных поступков организации, а также отдельных людей, входящих в организации и олицетворяющих их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей на земле и даже существование человечества.

Содержание

Введение
2
1. Сущность организационного поведения; факторы, влияющие на формирование и развитие организационного поведения
3
2. Основные характеристики групп
6
3. Управление карьерным ростом индивида
9
Заключение
12
Список использованной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 44.80 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

2

1.

Сущность организационного поведения; факторы, влияющие на формирование и развитие организационного поведения

3

2.

Основные характеристики групп

6

3.

Управление карьерным  ростом индивида

9

 

Заключение

12

 

Список использованной литературы

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С раннего детства человек  имеет дело со многими организациями, и становиться членом некоторых  из них. Организации разного рода - существеннейшая и определяющая часть внешней среды человека, форма, в которую облекаются разнообразные  группы и сообщества людей (социальные, рабочие, профессиональные, национальные, культурные и другие). Это те сложные  элементы, которые в значительной степени определяют сущность и специфику  нации, государства, человечества. От поведения  и отдельных поступков организации, а также отдельных людей, входящих в организации и олицетворяющих их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей на земле и  даже существование человечества.

Столь высокое значение организации  в жизни человечества определяет высокий уровень интереса к ним  самим и к тому, что определяет их поведение. Что же такое современная  организация? Какими бывают организации? Что и кто определяет предназначение, цели создания и функционирования, выбор методов и средств достижения целей? Под влиянием, каких внутренних и внешних факторов они принимают  те или иные решения? Как себя вести  по отношению к организациям и  их представителям, чтобы повлиять на их поведение, получить желаемое или  наладить приемлемые отношения?

Эти вопросы волнуют и  каждого человека, в силу необходимости  или по доброй воле вступающего во взаимоотношения с организациями, и представителей интересов многочисленных групп и организаций, также вынужденных  или желающих вступить во взаимодействие с другими организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность организационного поведения; факторы, влияющие на формирование и развитие организационного поведения

В начале 60-х годов XX века возник термин организационное поведение. В то время объединились несколько направлений научных дисциплин, занимающихся объяснением поведения людей и групп в организации, а также организаций во внешней среде. Исторический обзор поля исследований достаточно ясно показывает, что организационное поведение появилось из таких дисциплин, как психология и социальная психология, социология труда, теория и социология организаций, исследование бизнеса, наука управления (администрирование), этика и право.

Помимо этого существует определенный социокультурный фон  проявления подлежащего изучению феномена. Например, по мнению Е.Г. Молл, в России особенности организационного поведения сейчас проявляются в процессе следующих постоянных изменений социально-экономической среды:

  • изменение связей и отношений, ранее долгое время сохранявших устойчивость;
  • изменение старых организаций и возникновение новых;
  • значительное расширение международных связей и появление на этой основе сети иностранных предприятий и филиалов транснациональных компаний на территории страны;
  • выдвижение уровня неопределенности и риска в деловой сфере;
  • криминализация бизнеса.

Организационное поведение  – это наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях, с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека[3 с.6]. Также организационное поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций [4 с.3].

Предметом организационного поведения выступают основные закономерности и детерминанты, определяющие поведение  людей в тех или иных ситуациях  в условиях труда и общения.

Знание основ организационного поведения помогает повысить эффективность  трудовой деятельности, так как взаимоотношения  людей в организации - немаловажный фактор, влияющий на конечный результат, преследуемой или организацией.

Организационное поведение  является научной дисциплиной, соответственно имеет свои теории, применяемые на практике.

Сегодня в менеджменте  отслеживается тенденция к повышенному  вниманию к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.

Существует много определений  организационного поведения, в том  числе следующее: это комплексная  прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом  в сложной динамичной среде.

В любой области, которая  имеет дело с развивающимся человеческим феноменом, нельзя исключать подходы, требующие рассмотрение разногласий  и конфликтов. Организационное поведение, несомненно, находится под воздействием сил, которые тянут его в разных направлениях.

Организационное поведение  – это предмет, который разветвился на множество разных направлений. С одной стороны, с точки зрения своих психологических социологических основ он стремится объяснить организационные явления, как это делает любая другая фундаментальная дисциплина.

Организационное поведение  – развивающаяся наука, в которой не только имеется множество подходов и школ, дающих ответы на запросы практики управления, но и остается много открытых вопросов, предполагающих дальнейшее совершенствование. Это комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации - людей, групп, коллектива в целом - в изменяющейся внешней среде. Эти субъекты организаций являются объектами исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы воспринимать их в качестве просто «объектов» методологически неверно, так же как неверно говорить, что процесс управления их поведением сводится к воздействию на них: более адекватным понятием представляется слово «взаимодействие». Сами же объекты исследования правильнее воспринимать как объект-субъект. Предметом исследования в организационном поведении являются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде.

Необходимо учитывать  факторы, влияющие на организационное  поведение:

 Макроэкономические факторы:

  • экономическая ситуация в стране, регионе;
  • географическое положение организации;
  • уровень жизни в регионе;
  • внешнеэкономические контакты;
  • статус организации на рынке;
  • ожидания окружающих.

 Микроэкономические факторы:

  • профиль и вид деятельности организации;
  • уровень финансового состояния личности;
  • личность первого руководителя;
  • реальная ситуация.

Факторы социально-культурной среды:

  • менталитет;
  • особенности образования;

Факторы правовой среды:

  • действующее законодательство;
  • свобода граждан и формы правовой защиты [5 с.6].

Организационное поведение  – это систематическое изучение поведения людей внутри организаций, а также отношений внутри организации. Поведение людей в организации не случайно. Эффективность функционирования организации во многом определяется поведением сотрудников и культурой организации. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Основными элементами отношений внутри организации являются общение и деятельность.

Общение и деятельность объединяются единым понятием - поведение, которое  подразделяется на отдельные составляющие: деятельность, действия, реакции, поступки. В современной науке применяются  различные подходы к изучению поведения человека в организации.

Одна из основных отличительных  черт науки об организационном поведении  – ее междисциплинарный характер. Еще одна черта организационного поведения – системность, опирающаяся на результаты исследований и концептуальные разработки. Третья особенность организационного поведения – постоянно возрастающая популярность теорий и исследований у практикующих менеджеров. Современные управленцы  восприимчивы к новым идеям, они поддерживают исследования организационного поведения, проверяют на практике новые модели.

 

 

 

 

  1. Основные характеристики групп

Структура группы – это  схема взаимоотношений в группе между её членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, её статус и значение в группе. Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе.

Статус – положение  работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение  в группе, которое отводят работнику  другие её члены (неформальный, неофициальный статус).

Каждый член группы выполняет  в ней различные роли.

Роли – определенный набор  действий, поведение индивида, определяющееся работой.

Роли могут быть:

  • предполагаемыми (ожидаемыми) – это модель поведения, ожидаемая от членов группы и определяющаяся работой;
  • воспринимаемыми – модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность;
  • предписанными – фактическая модель поведения члена группы.

Все эти роли можно назвать  функциональными, так как они  связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемое, как правило, всеми её членами. Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причём один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей. Люди исполняют неформальные роли группового поведения в соответствии со своими личностными способностями и внутренним призванием.

Так, американский исследователь  Мередит Белбин выделяет следующие возможные роли членов группы: координатор, организатор, генератор идей, искатель (разведчик ресурсов), математик (оценщик идей, критик), командный игрок, исполнитель, финишер, специалист.

Эффективность работы группы зависит от её состава и от баланса ролей.

М. Белбин считает, что группа, где есть исполнители всех девяти ролей, готова к выполнению любого задания. Состав группы должен отражать специфику задания.

Исследования показали, что  особенно высоких показателей добились группы, в которых были:

  • способный руководитель;
  • сильный генератор идей;
  • интеллектуал, стимулирующий генератора идей;
  • математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуждаемых предложений.

Анализ подходов к пониманию  ролевых функций в группе позволяет сделать ряд выводов:

  1. Для эффективной групповой деятельности нужны не только идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные решения и чёткое исполнение принятых решений, но и эмоциональная поддержка, добрые отношения, юмор и хорошая морально-психологическая атмосфера в коллективе.
  2. Чем более полная и разнообразная ролевая структура группы, тем динамичнее процесс формирования и эффективнее деятельность этой группы.
  3. Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен в условиях быстрого изменения содержания работы.

Информация о работе Организационное поведение