Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:09, доклад
Критический реализм, также как и романтизм, предполагает в своей основе целостное мировоззрение, определенное отношение писателей к действительности.
«Классический реализм XIX века представляет литературное направление, возникшее после французской революции и условиях зрелого развития европейского буржуазного общества, сделавшего возможным правдивое критическое изображение современной общественной жизни в социально типических лицах и обстоятельствах», – отмечал известный литературовед Жирмунский В. М.
Его семейная жизнь
сложилась тяжело. Размолвки с
женой, какие-то сложные и тёмные
отношения со всей её семьёй, страх
за болезненных детей делали для
Диккенса из его семьи скорее источник
постоянных забот и мучений.
Но все это
менее важно, чем обуревавшая
Диккенса меланхолическая мысль
о том, что по существу серьёзнейшее
в его трудах — его поучения,
его призывы — остаётся втуне,
что в действительности нет никаких
надежд на улучшение того ужасного положения,
которое было ему ясно, несмотря на юмористические
очки, долженствовавшие смягчить резкие
контуры действительности и для автора
и для его читателей. Он пишет в это время:
С каждым часом
во мне крепнет старое убеждение,
что наша политическая аристократия вкупе
с нашими паразитическими элементами
убивают Англию. Я не вижу ни малейшего
проблеска надежды. Что же касается народа,
то он так резко отвернулся и от парламента,
и от правительства, и проявляет по отношению
и к тому, и к другому такое глубокое равнодушие,
что подобный порядок вещей начинает внушать
мне самые серьёзные и тревожные опасения.
Дворянские предрассудки, с одной стороны,
и привычка к подчинению — с другой, —
совершенно парализуют волю народа. Все
рухнуло после великого XVII века. Больше
не на что надеяться.
Биография
Оноре де Бальзак
родился в Туре в семье крестьянина
из Лангедока Бернара Франсуа
де Бальзака (1746—1829). Отец Бальзака был
крестьянином, разбогатевшим на скупке
и продаже конфискованных дворянских
земель в годы революции, а позднее стал
помощником мэра города Тура. Мать была
дочерью парижского торговца. Дед был
крестьянином по фамилии Бальс (Balssa). Отец
Оноре дописал себе 2 буквы и стал Бальсаком,
а позднее купил себе частицу «де».
Отец готовил
сына к адвокатской деятельности.
В 1807—1813 годах Бальзак учился в
Вандомском колледже, в 1816—1819 — в
Парижской школе права, одновременно
работал у нотариуса писцом; однако
он отказался от юридической карьеры
и посвятил себя литературе.
Родители мало
занимались сыном. В Вандомский колледж
он был помещён против воли. Встречи
с родными там были запрещены
круглый год, за исключением рождественских
каникул. Первые годы учебы он провёл
в карцере. В 4 классе Оноре смирился,
но наполнил парту пародиями на учителей.
В 14 лет он очень
тяжело заболел, и родители забрали
его домой по просьбе начальства
колледжа. 5 лет Бальзак тяжело болел,
считалось, что надежды на выздоровление
нет, но после переезда семьи в
Париж в 1816 г. Оноре поправился.
С 1823 г. печатал
ряд романов под различными псевдонимами
в духе «неистового романтизма».
В 1825—1828 занимался издательской деятельностью,
но потерпел крах.
В 1829 выходит
первая подписанная именем «Бальзак»
книга — исторический роман «Шуаны»
(Les Chouans). Последующие сочинения Бальзака:
«Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée,
1830), роман «Эликсир долголетия» (L'Élixir
de longue vie, 1830–31, вариация на темы легенды
о Дон Жуане); повесть Гобсек (Gobseck, 1830) привлекли
широкое внимание читателя и критики.
В 1831 Бальзак публикует свой философский
роман «Шагреневая кожа» и начинает роман
«Тридцатилетняя женщина»(La femme de trente ans).
В цикле «Озорные рассказы» (Contes drolatiques,
1832—1837) Бальзак иронически стилизовал
новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом
романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно
в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835)
отразилось увлечение Б. мистическими
концепциями Э.Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.
Если ещё не реализована его надежда разбогатеть
(так как тяготеет огромный долг — результат
его неудачных коммерческих предприятий),
то осуществлена зато его надежда прославиться,
его мечта талантом завоевать Париж, мировой
успех не вскружил головы у Бальзака, как
это случилось со многими его молодыми
современниками. Он продолжал вести усердную
трудовую жизнь, просиживая у своего письменного
стола по 15-16 часов в сутки; работая до
зари, ежегодно публикуя три, четыре и
даже пять, шесть книг.
В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия. Огромное количество художественных фактов, которое заключалось в этих книгах, требовало своей систематизации.
[править]
Состав «Человеческой комедии»
Основная статья:
Человеческая комедия
В 1834 у Бальзака
зарождается мысль создать
[править]
Новаторство Бальзака
Конец 1820-х и
начало 1830-х годов, когда Бальзак
вошёл в литературу, был периодом наибольшего
расцвета творчества романтизма во французской
литературе. Большой роман в европейской
литературе к приходу Бальзака имел два
основных жанра: роман личности — авантюрного
героя (например, Робинзона Крузо) или
самоуглубляющегося, одинокого героя
(«Страдания молодого Вертера» В. Гёте)
и исторический роман (Вальтер Скотт).
Бальзак отходит
и от романа личности, и от исторического
романа Вальтера Скотта. Он стремится
показать «индивидуализированный тип»,
дать картину всего общества, всего
народа, всей Франции. Не легенда о прошлом,
а картина настоящего, художественный
портрет буржуазного общества стоит в
центре его творческого внимания.
Знаменосец буржуазии
сейчас — банкир, а не полководец,
её святыня — биржа, а не поле
брани.
Не героическая
личность и не демоническая натура,
не историческое деяние, а современное
буржуазное общество, Франция июльской
монархии — такова основная литературная
тема эпохи. На место романа, задача
которого дать углублённые переживания
личности, Бальзак ставит роман о социальных
нравах, на место исторических романов
— художественную историю послереволюционной
Франции.
«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Ключ к этой истории — деньги. Её основное содержание — победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, стремление всей нации стать на службу буржуазии, породниться с ней. Жажда денег — главная страсть, высшая мечта. Власть денег — единственная несокрушимая сила: ей покорны любовь, талант, родовая честь, семейный очаг, родительское чувство.