Основные черты критического реализма.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:09, доклад

Описание

Критический реализм, также как и романтизм, предполагает в своей основе целостное мировоззрение, определенное отношение писателей к действительности.
«Классический реализм XIX века представляет литературное направление, возникшее после французской революции и условиях зрелого развития европейского буржуазного общества, сделавшего возможным правдивое критическое изображение современной общественной жизни в социально типических лицах и обстоятельствах», – отмечал известный литературовед Жирмунский В. М.

Работа состоит из  1 файл

основные черты критического реализма.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Его семейная жизнь  сложилась тяжело. Размолвки с  женой, какие-то сложные и тёмные отношения со всей её семьёй, страх  за болезненных детей делали для  Диккенса из его семьи скорее источник постоянных забот и мучений. 

Но все это  менее важно, чем обуревавшая  Диккенса меланхолическая мысль  о том, что по существу серьёзнейшее в его трудах — его поучения, его призывы — остаётся втуне, что в действительности нет никаких  надежд на улучшение того ужасного положения, которое было ему ясно, несмотря на юмористические очки, долженствовавшие смягчить резкие контуры действительности и для автора и для его читателей. Он пишет в это время: 

С каждым часом  во мне крепнет старое убеждение, что наша политическая аристократия вкупе с нашими паразитическими элементами убивают Англию. Я не вижу ни малейшего проблеска надежды. Что же касается народа, то он так резко отвернулся и от парламента, и от правительства, и проявляет по отношению и к тому, и к другому такое глубокое равнодушие, что подобный порядок вещей начинает внушать мне самые серьёзные и тревожные опасения. Дворянские предрассудки, с одной стороны, и привычка к подчинению — с другой, — совершенно парализуют волю народа. Все рухнуло после великого XVII века. Больше не на что надеяться. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография 
 

Оноре де Бальзак  родился в Туре в семье крестьянина  из Лангедока Бернара Франсуа  де Бальзака (1746—1829). Отец Бальзака был  крестьянином, разбогатевшим на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Мать была дочерью парижского торговца. Дед был крестьянином по фамилии Бальс (Balssa). Отец Оноре дописал себе 2 буквы и стал Бальсаком, а позднее купил себе частицу «де». 

Отец готовил  сына к адвокатской деятельности. В 1807—1813 годах Бальзак учился в  Вандомском колледже, в 1816—1819 — в  Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры  и посвятил себя литературе. 

Родители мало занимались сыном. В Вандомский колледж  он был помещён против воли. Встречи  с родными там были запрещены  круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учебы он провёл в карцере. В 4 классе Оноре смирился, но наполнил парту пародиями на учителей. 

В 14 лет он очень  тяжело заболел, и родители забрали  его домой по просьбе начальства колледжа. 5 лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление  нет, но после переезда семьи в  Париж в 1816 г. Оноре поправился. 

С 1823 г. печатал  ряд романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». В 1825—1828 занимался издательской деятельностью, но потерпел крах. 

В 1829 выходит  первая подписанная именем «Бальзак»  книга — исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L'Élixir de longue vie, 1830–31, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть Гобсек (Gobseck, 1830) привлекли широкое внимание читателя и критики. В 1831 Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа» и начинает роман «Тридцатилетняя женщина»(La femme de trente ans). В цикле «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832—1837) Бальзак иронически стилизовал новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Б. мистическими концепциями Э.Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена. Если ещё не реализована его надежда разбогатеть (так как тяготеет огромный долг — результат его неудачных коммерческих предприятий), то осуществлена зато его надежда прославиться, его мечта талантом завоевать Париж, мировой успех не вскружил головы у Бальзака, как это случилось со многими его молодыми современниками. Он продолжал вести усердную трудовую жизнь, просиживая у своего письменного стола по 15-16 часов в сутки; работая до зари, ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг. 

В созданных  в первые пять-шесть лет его  писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия. Огромное количество художественных фактов, которое заключалось в этих книгах, требовало своей систематизации.

[править]

Состав «Человеческой  комедии»

Основная статья: Человеческая комедия 
 

В 1834 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное  произведение — «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Бальзака «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Наиболее обширна первая часть, в которую вошли «Сцены частной жизни» («Гобсек», «Тридцатилетняя женщина», «Полковник Шабер» (Le colonel Chabert, 1844), «Отец Горио» (Le Père Goriot, 1834-35)) и пр.); «Сцены провинциальной жизни» ["Турский священник" (Le curé de Tours, 1832), «Евгения Гранде» (Eugénie Grandet, 1833), «Утраченные иллюзии» (Les Illusions Perdues, 1837-43) и пр.]; «Сцены парижской жизни» [трилогия «История тринадцати» (L’Histoire des Treize, 1834), «Цезарь Биротто» (César Birotteau, 1837), «Банкирский дом Нусингена» (La Maison Nucingen, 1838) и пр.]; «Сцены военной жизни»; «Сцены политической жизни»; «Сцены деревенской жизни». В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (Modeste Mignon, 1844), «Кузина Бетта» (La Cousine Bette, 1846), «Кузен Понс» (Le Cousin Pons, 1847), а также по-своему подытоживающим цикл романом «Изнанка современной истории» (L’envers de l’histoire contemporaine, 1848).

[править]

Новаторство Бальзака 

Конец 1820-х и  начало 1830-х годов, когда Бальзак  вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт). 

Бальзак отходит  и от романа личности, и от исторического  романа Вальтера Скотта. Он стремится  показать «индивидуализированный тип», дать картину всего общества, всего народа, всей Франции. Не легенда о прошлом, а картина настоящего, художественный портрет буржуазного общества стоит в центре его творческого внимания. 

Знаменосец буржуазии  сейчас — банкир, а не полководец, её святыня — биржа, а не поле брани. 

Не героическая  личность и не демоническая натура, не историческое деяние, а современное  буржуазное общество, Франция июльской монархии — такова основная литературная тема эпохи. На место романа, задача которого дать углублённые переживания  личности, Бальзак ставит роман о социальных нравах, на место исторических романов — художественную историю послереволюционной Франции. 

«Этюды о нравах»  разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все  общественные состояния, все социальные институции. Ключ к этой истории — деньги. Её основное содержание — победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, стремление всей нации стать на службу буржуазии, породниться с ней. Жажда денег — главная страсть, высшая мечта. Власть денег — единственная несокрушимая сила: ей покорны любовь, талант, родовая честь, семейный очаг, родительское чувство.

Информация о работе Основные черты критического реализма.