Основные этапы первобытного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:36, реферат

Описание

Первобытное искусство развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. В 4 - 1 тысячелетиях до н.э. первобытно-общинный строй в северной Африке, южной и восточной Азии постепенно сменился рабовладельческим.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 286.26 Кб (Скачать документ)

 

ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА

 Первобытное искусство развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. В 4 - 1 тысячелетиях до н.э. первобытно-общинный строй в северной Африке, южной и восточной Азии постепенно сменился рабовладельческим.

  Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство появилось лишь в позднем палеолите то есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

     Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция). Эти древнейшие изображения чрезвычайно примитивны и условны. Но в них можно видеть зачатки тех представлений в сознании первобытных людей, которые были связаны с охотой и охотничьей магией. Постепенно люди начали устраивать и долговременные поселения - стоянки, состоявшие из нескольких жилищ. Так называемый «большой дом».

Именно в такого рода жилищах, в ряде поселений охотников на мамонта и дикую лошадь, обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого  камня небольшие по размерам (5 - 10 см) скульптурные фигурки, изображающие женщин. Большинство найденных статуэток  изображает обнаженную стоящую женскую  фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты  женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра). Сравнительно верно передавая общие пропорции фигуры, первобытные скульпторы обычно изображали руки этих статуэток тонкими, маленькими, чаще всего сложенными на груди или животе, черты лица не изображали вовсе, хотя довольно тщательно передавали детали прически, татуировки и т. п.Хорошие образцы подобных статуэток найдены и в Западной Европе и в Советском Союзе.

Для понимания роли и места  человеческих изображений в жизни  первобытной родовой общины особенно интересны высеченные на плитах известняка рельефы из стоянки Лоссель во Франции (илл. 16). На одной из этих плит изображен охотник, бросающий копье, на трех других плитах - женщины, своим  обликом напоминающие статуэтки и, наконец, на пятой плите - зверь, на которого охотятся. Охотник дан в живом и естественном движении, женские фигуры и, в частности, их руки изображены анатомически более правильно, чем в статуэтках. На одной из плит, лучше сохранившейся, женщина держит в руке, согнутой в локте и поднятой вверх, бычий рог. Была выдвинута  правдоподобная гипотезу, что в данном случае изображена сцена колдовства, связанного с приготовлением к охоте, в котором женщина играла важную роль.

Судя по тому, что статуэтки  такого рода были найдены внутри жилища, они имели большое значение в  жизни первобытных людей. Они  свидетельствуют и о той большой  общественной роли, которая принадлежала женщине в период матриархата.

Гораздо чаще первобытные  художники обращались к изображению  животных. Наиболее древние из этих изображений еще очень схематичны. Таковы, например, вырезанные из мягкого  камня или из слоновой кости небольшие  и очень упрощенные статуэтки  зверей — мамонта, пещерного медведя, пещерного льва, а также выполненные одноцветной контурной линией рисунки животных на стенах ряда пещер Франции и Испании. Обычно эти контурные изображения нанесены на камень резьбой или прочерчены по сырой глине. Как в скульптуре, так и в живописи в этот период передаются только самые главные особенности животных: общая форма тела и головы, наиболее заметные внешние приметы. На основе таких первоначальных, примитивных опытов постепенно выработалось мастерство, ярко проявившееся в искусстве мадленского времени.

  Первобытные художники овладели техникой обработки кости и рога, изобрели более совершенные средства передачи форм окружающей действительности (преимущественно животного мира). В мадленском искусстве выразилось более глубокое понимание и восприятие жизни. Замечательные стенные росписи этого времени были найдены с 80 - 90-х гг. 19 века в пещерах южной Франции и северной Испании. Возможно, что к палеолиту относятся контурные рисунки животных, правда, более примитивные по характеру исполнения, обнаруженные в Сибири на берегах Лены около д. Шишкино. Наряду с живописью, исполненной обычно красной, желтой и черной красками, среди произведений мадленского искусства встречаются рисунки, вырезанные на камне, кости и роге, барельефные изображения, а иногда и круглая скульптура.

   Охота играла чрезвычайно важную роль в жизни первобытно-родовой общины,и поэтому изображения зверей занимали столь значительное место в искусстве. Среди них можно видеть разнообразных европейских животных того времени: бизона, северного и благородного оленей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикую свинью и т. п.; реже встречаются различные птицы, рыбы и змеи. Чрезвычайно редко изображались растения.

 

  Изображение мамонта                   Образ зверя в творчестве первобытных людей мадленского времени по сравнению с предшествующим периодом приобрел гораздо более конкретные и жизненно правдивые черты. Первобытное искусство теперь пришло к ясному пониманию строения и формы тела, к умению правильно передать не только пропорции, но и движение животных, быстрый бег, сильные повороты и раккурсы.

 

 Замечательная живость  и большая убедительность в передаче движения отличают рисунок, процарапанный на кости, найденный в гроте Лортэ (Франция), где изображены олени, переправляющиеся через реку. Художник с большой наблюдательностью передал движение, сумел выразить чувство настороженности в повернутой назад голове оленя. Река обозначена им условно, только изображением лососей, плавающих между ног оленей. Также прекрасно передают характер животных, своеобразие их повадок, выразительность движений.

 Вершиной палеолитической живописи является изображения животных, выполненных двумя или тремя красками с различной степенью тональной насыщенности. В этих больших (около 1,5 м) -фигурах нередко использованы-выступы и неровности скал.  Повседневные наблюдения за зверем, изучение его повадок помогли первобытным художникам создать изумительно яркие художественные произведения. Меткость наблюдения и мастерская передача характерных движений и поз, четкая ясность рисунка, умение передать своеобразие облика и состояния животного — всем этим отмечены лучшие из памятников мадленской живописи.

В росписях пещер мадленского  Времени встречаются преимущественно  единичные изображения животных. Они очень правдивы, но чаще всего  никак не связаны одно с другим. Иногда, не считаясь с уже сделанным  ранее изображением, прямо по нему исполняли другое; точка зрения зрителя  тоже не принималась в расчет, и  отдельные изображения по отношению  к горизонтальному уровню находились в самых неожиданных положениях.

Но уже в предшествующее время  первобытные люди пытались изобразительными средствами передать некоторые, имевшие особо важное значение, сцены своей жизни. Эти зачатки более сложных решений получают дальнейшее развитие в мадленское время. На кусках кости и рога, на камнях появляются изображения не только отдельных животных, но иногда и целого стада. Так, например, на костяной пластинке из грота Мэрии в Тэйжа (Франция) вырезан рисунок стада оленей, где выделены только передние фигуры животных, за которыми следует схематическое изображение всего остального стада в виде условных рогов и прямых палочек ног, но замыкающие фигуры опять переданы полностью. Другой характер носит изображение группы оленей на камне из Лимейля (Франция), где художник передал особенности и повадки каждого оленя. О том, ставил ли здесь художник своей целью изображение стада, или это просто изображения отдельных не связанных друг с другом фигур, мнения ученых расходятся.

Люди в мадленских росписях не изображаются, за исключением редчайших  случаев где показаны не только животные, но и люди, замаскированные под  животных для обрядового танца или охоты. Наряду с развитием росписей и рисунков на кости и камне в мадленское время идет дальнейшее развитие скульптуры из камня, кости и глины, а также, возможно, и из дерева. И в скульптуре, изображая животных, первобытные люди достигли большого мастерства. Одним из замечательных образцов скульптуры мадленского времени является найденная выполненная из кости голова лошади. С большой правдивостью построены пропорции короткой лошадиной головы, ясно ощущается порывистое движение, прекрасно использованы насечки для передачи шерсти.

Чрезвычайно интересны также  открытые в глубине пещер северных Пиренеев вылепленные из глины изображения  бизонов, медведей, львов и лошадей. Эти скульптуры, выполненные с  большим сходством, иногда даже, повидимому, покрывались шкурами и имели  не скульптурные, а приставленные настоящие головы.

Наряду с круглой скульптурой  в это время исполнялись и  изображения зверей в рельефе. Примером может служить скульптурный фриз из отдельных камней на площадке убежища  Лё Рок (Франция). Высеченные на камнях фигуры лошадей бизонов, козлов, человека с маской на голове, повидимому, так  же как и подобные живописные и  графические изображения, создавались  ради успеха охоты на диких зверей. На магический смысл некоторых памятников первобытного искусства, возможно, указывают  и изображения воткнутых в  фигуры животных копий и дротиков, летящих камней, ран на теле и т. п. С помощью подобных приемов первобытный человек надеялся легче овладеть зверем, подвести его под удары своего оружия.

 

            

 

Носорог. Пещера фон де Гом                                           Слон.Пещера Кастильо

 

Новый этап развития первобытного искусства, отражающий глубокие изменения  в представлениях человека об окружающей действительности, связан с периодами  мезолита, неолита и энеолита (медный век). От присвоения готовых продуктов  природы первобытное общество в  это время переходит к более  сложным формам труда.

 Наряду с охотой  и рыболовством, продолжавшими сохранять  свое значение, особенно для лесных  и сравнительно холодных по  климату стран, все большее  и большее значение стали приобретать  земледелие и скотоводство. Совершенно  естественно, что теперь, когда  человек начал переделывать природу  в своих целях, он вступил  и в значительно более сложные  отношения с окружающей его жизнью. С этим временем связано изобретение лука и стрел, затем — глиняной посуды, а также появление новых типов и усовершенствование техники изготовления каменных орудий труда. Позднее наряду с господствующими каменными орудиями появляются отдельные предметы из металла. В это время человек овладевал все более разнообразными строительными материалами, учился, применяясь к различным условиям, возводить новые типы жилищ. Совершенствование строительного дела подготовляло сложение архитектуры как искусства.

В северной и средней лесной полосе Европы наряду с продолжавшими  существовать поселками из землянок стали возникать селения, построенные  на настиле из жердей на берегах  озер. Как правило, поселения этой эпохи в лесной полосе (селища) не имели защитных укреплений. На озерах и болотах центральной Европы, а также и на Урале существовали так называемые свайные поселения, представлявшие группы хижин рыболовецких племен.

По среднему и нижнему  течению Днепра, по Днестру и в  западной Украине в 3 - 2 тысячелетиях до н.э. была распространена характерная  для периода Энеолита так называемая Трипольская культура. Основными  занятиями населения были здесь  земледелие и скотоводство. Особенностью планировки трипольских поселений  было расположение домов по концентрическим  кругам или овалам. Входы были обращены к центру поселения, где находилось открытое пространство, служившее загоном  для скота. Прямоугольные дома с полом из глиняных плиток имели прямоугольные двери и круглые окна, как видно по сохранившимся глиняным моделям трипольских жилищ; стены делались из плетня, обмазанного глиной, и внутри украшались росписью; в середине иногда находился крестообразный жертвенник из глины, украшенный орнаментом.

Очень важным новым явлением в искусстве было широкое развитие орнамента. В геометрических узорах, покрывающих глиняные сосуды и другие предметы, рождались и складывались навыки построения ритмической упорядоченной  орнаментальной композиции и вместе с тем возникала особая область  художественной деятельности - прикладное искусство. Отдельные археологические  находки, а также данные этнографии позволяют утверждать, что в происхождении  орнамента решающую роль- играла трудовая деятельность. Не лишены основания  предположения о том, что некоторые  типы и виды орнамента в своей  основе были связаны с условной схематической  передачей явлений действительности. Вместе с тем орнамент на некоторых  типах глиняных сосудов появился первоначально как следы от плетенья, обмазанного глиной. В дальнейшем этот естественный орнамент сменился искусственно наносимым, причем ему  приписывалось определенное действие (например, считалось, что он придает  крепость изготовленному сосуду). Иногда вместе с орнаментом встречаются  также сильно схематизированные  изображения людей и различных  животных или фантастических существ.

 

Петроглифы Карелии

 

 Особенной выразительностью  и жизненной правдивостью отличаются  деревянные сосуды и ложки  в виде лебедей, гусей, болотной курочки. В изгибе шеи, в лаконичной, но удивительно верной передаче головы и клюва, в форме самого сосуда, воспроизводящей тело птицы, резчик-художник сумел с большим изяществом показать характерные особенности каждой из птиц. Вместе с этими выдающимися по своей жизненной яркости памятниками также найдены деревянные головы лося и медведя, служившие, вероятно, рукоятками орудий, а также и статуэтки лося.

Последний этап истории первобытного общества характеризуется рядом  новых явлений в искусстве. Дальнейшее развитие производства, введение новых  форм хозяйства и новых металлических  орудий труда медленно, но глубоко  изменяло отношение человека к окружающей его действительности.

Информация о работе Основные этапы первобытного искусства