Основные этапы первобытного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:36, реферат

Описание

Первобытное искусство развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. В 4 - 1 тысячелетиях до н.э. первобытно-общинный строй в северной Африке, южной и восточной Азии постепенно сменился рабовладельческим.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 286.26 Кб (Скачать документ)

Основной общественной ячейкой  в это время становится племя, объединявшее несколько родов. Главной  отраслью хозяйства у ряда племен становится сначала приручение, а  затем и разведение скота, уход за ним.

 Пастушеские племена  выделяются среди других племен. Происходит, по словам Ф. Энгельса, «первое крупное общественное  разделение труда», впервые делавшее  возможным регулярный обмен и  заложившее основы имущественного  расслоения как внутри племени,  так и между отдельными племенами.  Человечество пришло к последнему  этапу в развитии первобытно-общинного  строя, к патриархально-родовому  обществу. Большое значение среди  новых орудий труда приобрели ткацкий станок. Разнообразие и совершенствование производства приводили к тому, что все производственные процессы не могли уже, как прежде, выполняться одним лицом и требовали определенной специализации.

«Произошло второе крупное  разделение труда: ремесло отделилось от земледелия», - указывает Ф. Энгельс.

 Когда в долинах  больших рек — Нила, Евфрата  и Тигра, Инда, Хуанхэ - в 4 - 3 тысячелетиях  до н.э. возникли первые рабовладельческие  государства, то общественная  и культурная жизнь этих государств  стала источником сильнейшего  воздействия на соседние племена,  жившие еще в условиях первобытно-общинного  строя. Это внесло особые черты  в культуру и искусство племен, существовавших одновременно с  государственными образованиями  классового общества.

К концу существования  первобытного общества появился новый, ранее невиданный тип архитектурных  сооружений — крепости. Особенно характерны так называемые циклопические крепости, стены которых складывались из огромных грубо отесанных глыб камня. Циклопические  крепости сохранились во многих местах Европы, а также в Закавказье. В средней, лесной полосе Европы со второй половины 1 тысячелетия до н.э. распространились поселения — «городища», укрепленные земляными валами, бревенчатыми оградами и рвами.

 

    Охота на оленя. Вальторта

 

     Наряду с оборонительными сооружениями на поздних этапах развития первобытного общества широкое развитие получили сооружения совсем иного рода, так называемые мегалитические (то есть выстроенные из громадных камней) постройки. Целые аллеи вертикально стоящих больших камней — менгиров — встречаются в Закавказье и в Западной Европе по побережью Средиземного моря и Атлантического океана.

Наиболее сложными мегалитическими  постройками являются кро`млехи. Примером такого типа сооружения является Стонхендж в южной Англии. В Стонхендже центральная площадка с большой каменной плитой (быть может, служившей жертвенником) окружена четырьмя концетрическими рядами вертикально поставленных камней. Перекладины (весом почти в 7 тонн) были подняты наверх с помощью земляных насыпей, следы которых сохранились. Необычайно большие размеры сооружения, привоз издалека огромных глыб синего камня (для внешней ограды Стонхенджа), ориентировка на летнее солнцестояние, следы жертвоприношений.— все говорит о том, что этой постройке придавалось очень важное значение. Скорее всего она являлась святилищем солнца. В архитектурной форме Стонхенджа заключено продуманное решение сложной пространственной задачи. Здесь налицо ясная планировка, четко выступает и определяется роль несущих и несомых частей. Стонхендж, как и другие мегалитические сооружения, несомненно, уже имел целью художественное воздействие на зрителей, заставляя их преклоняться перед столь торжественно представленным грандиозным величием солнечного культа.

Мегалитические постройки  воздвигались трудом всей первобытной  общины. Однако для их сооружения, несомненно, требовалась уже довольно сложная  общественная организация.Некоторые другие архитектурные памятники бронзового века свидетельствуют о наступающем распаде некогда единого первобытного общества, как, например, специальные погребальные сооружения — большие камеры, устраивавшиеся в курганных погребениях племенных вождей.

 

Стонхендж. Реконструкция

Менее значительными в  этот период были успехи скульптуры. Собственно, менгиры — вертикально стоящие  одиночные камни — были не столько  архитектурными сооружениями, сколько  далекими предшественниками позднейших памятников монументальной скульптуры. Встречающиеся во многих местах земного  шара, подобные памятники, по всей вероятности, были связаны с культом мертвых  или с культом предков. Грубо  высеченные каменные менгирообразные  статуи, крайне схематично изображающие человека, большей частью женщину, распространены во Франции и некоторых других странах Западной Европы, в Крыму  и т. д.

 К такому же типу  монументальной каменной скульптуры  относятся и распространенные  в Минусинской котловине (южная  Сибирь) каменные изваяния, представляющие  собой стелы, в нижней части  или посередине которых невысоким  рельефом или графической резьбой  изображено повернутое в фас  человеческое лицо. Человеческие  черты сочетаются в этих изображениях  с чертами животных и с символическими  орнаментальными мотивами. Вероятно, эти стелы представляют олицетворения  родовых предков. Некоторые из  этих стел завершаются головой  животного (верблюда, барана), соединяя  в одном изображении звериный  и человеческий облик. 

В Западной Европе долго  задержались поздние формы первобытного искусства. Таковы, например: глиняные сосуды, покрытые геометрической орнаментальной росписью, с маленькими схематическими скульптурными фигурами людей, лошадей, птиц; бронзовые сосуды, покрытые несколькими поясами очень условно переданных бытовых и военных сцен. Искусство первобытного общества в поздний период своего развития близко подошло к разработке сюжетной композиции, отражающей мифологические представления и реальную жизнь людей.

 Но настоящее развитие  и углубление этой важнейшей  задачи искусства стало возможным  лишь в классовом, рабовладельческом  обществе. В разное время процесс  распада первобытно-общинных отношений  у значительной части племен  и народов южной Европы, Азии, северной Африки привел к образованию  ряда государств, и хотя на  значительных территориях в более  северных областях Европы и  Азии сохранялся еще в течение  многих столетий первобытно-общинный  строй, но и общественные отношения и культура таких племен испытывали на себе сильное воздействие культуры рабовладельческих обществ.


Информация о работе Основные этапы первобытного искусства