Основные тенденции развития культуры России в новое время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:46, доклад

Описание

Новую русскую историю обыкновенно начинают с эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр I. Поэтому время его царствования представляется нашему сознанию той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразованной России.

Необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету. Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах. “Бунташный” характер ХVII в., социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии.

Работа состоит из  1 файл

Копия Введение.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

    Петровские  преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.[1]

       Несмотря  на всю противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого. [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.Особенности  культуры Просвещения  в России.

          Художественная культура  второй половины XVIII века 
    Успешное развитие экономики после отмены крепостного права непосредственным образом сказались на развитии культуры России второй половины XIX в. Рост промышленности, совершенствование техники производства нуждалось в грамотных людях, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Ведущей областью духовной жизни оставалась литература. В художественной жизни России этого периода появляются два центра - Товарищество художников-передвижников и "Могучая кучка" композиторов. Ведущим направлением в живописи становится критический реализм.[3] 
      Просвещение. В пореформенный период в России увеличивается сеть начальных школ, которые подразделялось на церковно-приходские школы, народные училища и земские школы. Основными типами средних школ были гимназии (мужские и женские) и реальные училища, в которых больше преподавались естественные дисциплины. 
      Дальнейшее развитие получило и высшее образование. Увеличилось число университетов.[2] 
      Важную роль в распространении образования играли общественные организации, публичные библиотеки, читальни, музеи. Большую культурно-просветительную работу проводили музеи, различные научные общества, комитеты грамотности.[4] 
      Развитию образования способствовали и периодические издания: книги, журналы, газеты. Появились новые типографии. Крупнейшими издателями были И.Д. Сытин, А.С. Суворин и др. Издавались книги для народа по более дешевым ценам. Ф.Ф. Павленков начал издавать серию "Жизнь замечательных людей". Большой популярностью пользовались журналы "Современник", "Отечественные записки", "Русское слово" и др.[4] 
      Русские ученые добились крупнейших успехов во всех областях научных знаний и внесли свой вклад в сокровищницу мировой науки. В 60-х гг. началась эпоха развития естествознания. Всемирное значение имели открытия И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева. И.М. Сеченов был автором обобщающих трудов "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервной системы" и др., стал основоположником физиологический школы. И.И. Мечников - создатель российской школы микробиологии, иммунологии и сравнительной патологии, лауреат Нобелевской премии. К.А. Тимирязев - основоположник русской школы физиологии растений, его книга "Жизнь растений" издана на многих языках народов мира.[2] 
      Вкладом в мировую науку явились труды российских ученых-химиков - Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, Н.Н. Зинина и др. Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. А.М. Бутлеров создал теорию химического строения, которая стала фундаментом современной ограниченной химии. 
      Крупнейший математик второй половине ХIХ в. П.Л. Чебышев работал в различных областях научных знаний, им был доказан закон больших чисел.        Первой женщиной математиком стала С.В. Ковалевская, которая была избрана членом-корресподентом Академии наук, ей были присуждены премии Парижской и Шведской академии наук.[6] 
      Мировое признание получили труды ученого-физика А.Г. Столетова. Он первый открыл закон фотоэффекта, внес вклад в исследование теории газового разряда, был организатором Физического института при Московском университете.[6] 
      Впечатляющи были достижения русских исследователей в области техники. Талантливый инженер П.Н. Яблочков изобрел электрическую свечу (дуговую лампу), которая имела огромный успех на всемирной выставке 1878 г. и была внедрена в ряде стран. Электротехник А.Н. Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания с угольным стержнем, а затем с металлическими нитями. 
      Основоположник радиосвязи А.С. Попов, профессор Петербургского электротехнического института создал радиостанцию и радиоприемник и продемонстрировал их 7 мая 1895 г. В 1881 г. А.Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет. Отцом освоения космоса по праву считается К.Э. Циолковский, который занимался теорией движения реактивных аппаратов.[6] 
      Русская географическая наука сделала значительные успехи, благодаря экспедициям ряда выдающихся ученых. Руководитель Географического Общества академик П.П. Семенов-Тян-Шанский организовал несколько крупных экспедиций по изучению Центральной Азии под руководством Н.М. Пржевальского, в Новую Гвинею - Н.Н. Миклухо-Маклая. 
      Русский ученый В.В. Докучаев явился создателем новой науки - почвоведения. Его труд "Русский чернозем" стал классическим в мировой науке почв. 
      Глубокий след в развитии философии оставили труды русских мыслителей В.С. Соловьева, К.Н. Леонтьева и др.[2] 
      В области гуманитарных наук следует назвать крупнейшего русского историка С.М.Соловьева, создавшего 29-томную "Историю России с древнейших времен", являвшегося сторонником сравнительно-исторического метода исследования. Он отмечал общие черты развития России и стран Европы. Его ученик В.О.Ключевский был автором многих исторических исследований, а также "Курса русской истории", вызывавший большой интерес у студентов различных факультетов.[4] 
      Основным направлением в русской литературе был критический реализм, который отличался обличением крепостнических порядков, его пережитков, отображением реальной жизни людей. Крупные писатели этой эпохи (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов) в своих произведениях изображали жизнь со всеми ее светлыми и темными сторонами, но каждый через собственное восприятие. По тематике художественная литература была многообразной.[3] 
      Представителем обличительной литературы был М.Е.Салтыков-Щедрин. Он раскрыл все пороки и слабости человеческой натуры. Его художественным приемом является гротеск. Ф.М.Достоевский затронул самые глубинные темы - мир человеческих страданий и унижений, которые обрекали людей на одичание, нищету и даже на преступления. Его произведения заставляли лучших представителей интеллигенции задумываться над выходом из тяжелого положения. Эти искания он передал в своих бессмертных романах "Бедные люди", "Братья Карамазовы", "Идиот" и др. В Божественной Идее Ф.М. Достоевский видел главную опору.[6] 
      Показателен для второй половине ХIХ в. роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", в котором он вывел образ нового героя-нигилиста, человека действия, не желавшего мириться с окружающей его действительностью. 
      Для последовательного сторонника критического реализма Н.А. Некрасова главной темой его произведений была народная жизнь, вера в силы народа ("Кому на Руси жить хорошо" и др.)[3] 
      Перелом в русской живописи наступил в начале 60-х гг. Лучшие выпускники Академии Художеств создали свою художественную артель, идейным руководителем которой был И.Н. Крамской. По их мнению, он и П.М. Третьяков были самыми компетентными судьями в оценках произведений живописи. 
      В 1870 г. в столице было создано Товарищество передвижных художественных выставок на кооперативных началах, членами - учредителями, которых были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге. Товарищество организовывало выставки в крупных городах страны. В Товарищество входили в разное время И.Е. Репин, В.Н. Суриков, К.Е. Маковский, А.К. Саврасов, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, И.И Левитан, А.И. Куинджи и др. П.М.Третьяков создал великолепную национальную картинную галерею.[2] 
      Во второй половине ХIХ в. продолжает развиваться русская музыкальная школа. Традиции М.И. Глинки развивали композиторы "Могучей кучки": М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Эта группа единомышленников стала творческим коллективом, для которого было характерно единство взглядов: горячая любовь к народу, вера в его силы. По примеру М.И. Глинки композиторы использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Они использовали и сюжеты русской литературы. Так, драма А.С. Пушкина "Борис Годунов" стала основой оперы М.П. Мусоргского. По мотивам "Слова о полку Игореве" А.П. Бородин написал оперу "Князь Игорь". Композиторы обращались и к историческим сюжетам. М.П. Мусоргский создал оперу "Хованщина", Н.А. Римский-Корсаков - "Псковитянку" и "Царскую невесту".[4] 
      С большой симпатией и теплотой к "кучкистам" относился П.И. Чайковский. Он создал ряд опер по произведениям А.С. Пушкина ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), Н.В. Гоголя ("Черевички"). Его прекрасные балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" и др. до сих пор являются шедеврами балетного искусства. В 1866 г. Г.Н. Рубинштейн основал Московскую консерваторию. 
      В русском театре второй половине ХIХ в. большое место заняли пьесы А.Н. Островского, которые ставились на сценах театров в течение трех десятилетий. В цикле сатирических комедий ("Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты", "Лес", "Волки и овцы") показаны типы купцов-толстосумов и новых дельцов-хапуг. Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных и чистых людей ("Бесприданница", "Последняя жертва", "Таланты и поклонники").[3] 
      Известным драматургом был А.В.Сухово-Кобылин. В его трилогии "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" обличается бюрократическая система. 
      Главными драматическими театрами были Малый в Москве и Александринский в Петербурге. Широко распространялось театральное искусство и на провинциальной сцене.[2] 
      Значительные изменения происходят в архитектуре. Строятся дома различного типа: здания крупных фирм, банков, гостиниц, вокзалов, магазинов, доходных жилых домов, фабрик и заводов. Новые заказчики требовали украшательства зданий. Преобладающим стилем в архитектуре стала эклектика (смешение разных стилей). Использование разных стилей характерно для А.И.Резанова и В.А. Шретера. По проекту А.И. Резанова был построен дворец Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге (ныне Дом ученых). В.А. Шретер перестроил здание Мариинского театра (фойе), был автором проекта вокзала в Одессе, театров в Тифлисе, Нижнем Новгороде, Иркутске. 
      В церковном строительстве возник эклектический русско-византийский стиль, основателем которого был К.А.Тон, автор проекта Храма Христа Спасителя (строился с 1837 по 1883 гг.)[6] 
    Достижения скульптуры были связаны с творчеством М.М. Антокольского и А.М. Опекушина. М.М. Антокольский сыграл важную роль в развитии русской реалистической скульптуры. Для его творчества характерен интерес к историческим сюжетам ("Иван Грозный", "Нестор-летописец"). 
     Творчество А.М. Опекушина связано с развитием монументальной скульптуры. Он является создателем памятника А.С.Пушкину, открытого в Москве в 1880 г. и созданного на добровольные пожертвования. 
    Развитие культуры второй половине ХIХ в. было временем подъема науки, просвещения, печати, расцвета русского национального искусства.[2]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.«Золотой» и «серебряный» века русской культуры

      «Золотой» век русской культуры ( ХIХ век). 
     ХIХ век стал для России временем невиданного взлета и расцвета культуры. На культуру начала ХIХ века огромное воздействие оказали три события. Это Отечественная война 1812 года, движение декабристов и отмена крепостного права.  
      Просвещение и печать. Александр I проводит реформу народного просвещения, было создано Министерство народного просвещения. Центральное место в системе образования занимали университеты, созданные в каждом округе. В Российской империи развивалась система сословных дворянских учебных заведений. К гражданской службе молодых аристократов готовили лицеи, будущих офицеров обучали в кадетских корпусах. После реформы 1861 года развитие системы образования ускорилось, были созданы земские школы, народные училища. Среднее образование давали семиклассные гимназии. Было положено начало высшему женскому образованию. Успехи просвещения в России ХIХ века были всеохватывающими. Уровень грамотности вырос за вторую половину века более чем в 3 раза и составил к 1897 году 21,1%. Большой популярностью пользовались журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело», «Русская старина» и др. В 1814 году состоялось открытие в Петербурге императорской Публичной библиотеки.

      Наука. Русскими моряками и исследователями были сделаны многие географические открытия, совершено около 40 кругосветных путешествий, была открыта Антарктида. В 1845 году в России появилось первое научное общество – Русское географическое. Выдающихся успехов достигла историческая наука. В 1816-1829 гг. Н.М. Карамзин написал 12-томную «Историю государства Российского». В.О. Ключевский создал многотомный труд «Курс русской истории». [2] 
     Литература. В первом десятилетии ХIХ века в литературе господствовал сентиментализм, основоположником которого был Н.М. Карамзин. Он отстаивал принцип использования в литературе живых традиций русского разговорного языка, отказа от устаревших литературных канонов классицизма. Война 1812 года, общественный подъем и героика тех лет выхвали к жизни новое литературное течение – романтизм. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Лидером романтизма был В.А. Жуковский. Его созерцательному романтизму противостоял гражданский романтизм писателей и поэтом декабристов. В 30-40-е гг. ХIХ века господствующим направлением во всех видах русского искусства становится реализм – правдивое изображение действительности, демократизм и гуманизм. Подлинного расцвета реализм достиг в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.В. Лермонтова. В творчестве русских писателей первостепенным стал крестьянский вопрос (И.С.Тургенев – «Записки охотника», А.Н. Некрасов – «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо»). Творчество Достоевского стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы. Л.Н. Толстой соединил в себе писателя, ученого, философа, религиозного деятели, что уникально не только для России, но и для мировой культуры. Вместе с Достоевским Толстой как бы замыкает «золотой век» русской литературы, у истоков которого стоял Пушкин. Традиции романтизма в русской литературе ХIХ века продолжили замечательные поэты-лирики Е.А. Боратынский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, поэт и драматург А.К. Толстой.  
     Серебряный век русской культуры. (Конец ХIХ- начало XX века). Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим. Его придумали сами представители серебряного века. У А.Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл». [2] 
     Просвещение. Культурный ренессанс не коснулся подавляющей части населения страны. Значительная часть крестьянства и рабочего класса была неграмотной. Ситуация заметно улучшилась после первой русской революции, когда Госдума приняла несколько решений об улучшении образования. На рубеже веков небывалый размах приобретает издательская деятельность. Периодика приобретает многонациональный характер – газеты издавались на 24 языках. 
    Наука. В это время работали многие ученый, такие как К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин. Огромное значение имели труды Вернадского, одного из основателей геохимии и биогеохимии. В начале XX века И.П. Павлову, разработавшему учение об условных рефлексах, и И.И. Мечникову, основоположнику сравнительной патологии и микробиологии – были присуждены Нобелевские премии. А.С. Попов изобрел радио. Создание отечественного самолетостроения связано с именами Я.Н. Геккеля и И.И. Сикорского. Наряду с поверхностным увлечением марксизмом шло и серьезное его изучение, что связано, прежде всего, с именами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.

           Литература. В литературе продолжает развиваться критический реализм, представленный писателями: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.М. Горький. Накануне Первой мировой войны в русской поэзии зарождается футуризм (В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам), новокрестьянская поэзия (С. Есенин). Как футурист начал свою творческую биографию В. Маяковский.

      Живопись. Крупнейшим русским художником стал В.А. Серов, его портреты – вершина этого жанра в искусстве. Многие мастера обращаются к символизму, отсюда интерес к прошлому, сказочному, легендарному. Это можно наблюдать на примере творчества М.А. Врубеля. Для произведений М.В. Нестерова характерны религиозно-нравственные искания. Древнерусские мотивы интересно преломляются в полотнах В.М. Васнецова, М.К. Рериха. Идеи абстракционизма нашли выражение в работах В.В. Кандинского и К.С. Малевича.

            Театр, кинематограф. Важнейшим событием стало открытие в 1898 году Художественного театра в Москве. Его основателями были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Они сумели сплотить талантливую труппу, в которую входили О.Л.Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин, И.М. Леонидов. В 1904 году в Петербурге был открыт театр В.Ф. Комиссаржевской. Главным режиссером

ее театра был В.З. Мейерхольд. В музыкальном  театре тон задавали императорский Мариинский и Большой в Москве. Имелись и частные оперные труппы, например московская Частная опера, основанная известным меценатом Саввой Мамонтовым. Здесь пел Ф.И. Шаляпин.

      Всемирно известным становится  русский балет (А.П. Павлова,  В.В. Нижинский). Организованные С.П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне «Русские сезоны» - выступления балетных и оперных звезд стали  поистине триумфом искусства России.

      В те же годы делает свои первые шаги и русский кинематограф. В 1908 году вышел первый отечественный игровой фильм «Стенька Разин», а всего до 1917 года их было выпущено около двух тысяч.

       Движение разночинцев. После отмены крепостного права в русскую культуру пришли разночинцы. Сыновья разорившихся дворян, священников, чиновников низших рангов, купцов и крестьян заполнили университеты, различные профессиональные и технические училища, редакции журналов. Мир дворянской культуры большинству разночинцев был  чужд. Даже у молодых дворян отмена крепостного права вызвала желание порвать все связи  вплоть до семейных со «старым режимом». Что же не удовлетворяло молодежь 60-х годов XIX века в культуре, взрастившей Пушкина, Чаадаева, Лермонтова и Тургенева? П.А. Кропоткин, один из основателей русского анархизма, так отвечал на этот вопрос: «Крепостное право было отменено. Но за два с половиной века существования оно породило целый мир привычек и обычаев, созданных рабством. Тут было и презрение к человеческой личности, и деспотизм отцов, и лицемерное подчинение со стороны жен, дочерей и сыновей. Создался целый мир привычек, обычаев, способов мышления, предрассудков и нравственной трусости, выросшей на почве бесправия. Даже лучшие люди того времени платили широкую дань этим нравам крепостного права. Против них закон был бессилен. Лишь сильное общественное движение, которое нанесло бы удар самому корню зла, могло преобразовать привычки и обычаи повседневной жизни».[3]

      Это сильное общественное движение, начавшее борьбу с пережитками крепостничества во всех сферах жизни, как его противники, так и сторонники часто именовали нигилизмом. Обычно под нигилизмом подразумевается отрицание устоявшихся норм поведения, исторических традиций и господствующего мировоззрения.

Славянофильство и западничество

      В ХIХ веке в России выделилось две основные группы мыслителей - западники и славянофилы.

     Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права.

      Славянофилы заняли противоположную позицию. У России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней, прежде всего, сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера.

     Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение - к истинному нравственному самоусовершенствованию.

    Первое пробуждение самостоятельной мысли и самосознания XIX века произошло в Чаадаеве, человеке исключительно одарённом, но почти ничего не написавшем. Он был ленив, как и все русские баре. Его необычайно острые и сильные мысли выразились в одном «философическом письме». Это целая философия истории. Иcтopиocoфичecкaя тема - основная в русской мысли XIX века. Самостоятельная русская мысль прежде всего задумалась над тем, в чем задача России и особенность ее пути, Восток ли она или Запад. Философия истории Чаадаева была восстанием против русской истории, против русского прошлого и русского настоящего. Дело Петра пробудило русскую мысль и русское творчество. Герцен сказал, что на реформу Петра русский народ ответил явлением Пушкина.

   Чаадаев выступил решительным западником, и западничество его было криком патриотической боли. Он был типичным русским человеком XIX века верхнего культурно слоя. Его отрицание России, русской истории - типическое русское отрицание. Его западничество было религиозным, в отличие от последующих форм западничества, он очень сочувствовал католичеству, видел в нем активную, организующую и объединяющую силу всемирной истории и в нем видел спасение и для России. Русская история представлялась ему лишённой смысла и связи, не принадлежащей ни к Востоку, ни к Западу - отражение той потери культурного стиля и единства, которая характерна для Петровской эпохи. Россию Чаадаев считает уроком и предостережением для других народов. Власть увидела в Чаадаеве революционера. Но в действительности он был близок по своим идеям к дe-Mecтpy, Бoнaльдy и Шeллингy, c которым он переписывался и который был o нем высокого мнения. Культурно рафинированный Чаадаев не мог примириться c тем, что он обречена жить в некультурном обществе, в деспотическом государстве, которое держит в тисках темный народ, не просвещая его. Чаадаев высказал мысль, которую нужно считать основной для русского самосознания, он говорит o потенциальности, непроявленной русского народа. Эта мысль могла казаться осуждением русского народа, поскольку она обращена к прошлому, - pyccкий нapoд ничeгo вeликoгo в иcтopии нe coтвopил, нe выпoлнил никaкoй выcoкoй миccии. Ho oнa жe может превратиться в великую надежду, в вepy в будущее русского нapoдa, кoгдa oнa oбpaщeнa к бyдyщeмy, — pyccкий нapoд пpизвaн ocyщecтвить вeликyю миccию.

     Имeннoнa этoй пoтeнциaльнocти и oтcтaлocти pyccкoгo нapoдa вecь XIX вeк бyдeт ocнoвывaть нaдeждy нa тo, чтo pyccкий нapoд пpизвaн paзpeшить вoпpocы, котоpыe тpyднo paзpeшить Зaпaдy, вcлeдcтвиe eгo oтягчeннocти пpoшлым, -напpимep, вoпpoc социальный. Taк былo и y Чaaдaeвa.[4]

     Творческая оригинальность религиозной и философской мысли обнаружилась у славянофилов. Они обосновывали миссию России, отличную от миссии народов Запада. Оригинальность славянофилов связана была с тем, что они пытались осмыслить своеобразие восточного,  православного типа христианства, легшего в основу русской истории. Xoтя cлaвянoфилы иcкaли opгaничecкие ocнoвы и пyти, нo oни были тaк жe pacкoльникaми, жили в paзpывe c oкpyжaющeй дeйcтвитeльнocтью, Oни oтpицaли импepaтopcкyю, пeтpoвcкyю Poccию. Cиcтeмa oфициaльной нapoднocти былa ocнoвaнa нa тpex пpинципax — пpaвocлaвиe, caмoдepжaвиe и нapoднocть, и cиcтeмa cлaвянoфильcкaя пpизнaвaлa эти жe тpи пpинципa.  Oни видeли o6paз pyccкoгo нapoдa ocвoбoждeнным oт иcкaжeний, кoтopыe oни пpипиcывaли западному рационализму и государственному абсолютизму. K государству y них было совсем иное отношение, чем к системе официальной народности. Славянофилы - aнтигocyдapcтвeнники, y ниx ecть дaжe cильный aнapxичecкий элeмeнт, oни cчитaли гocyдapcтвo злoм и влacть cчитaли грехом. Oни зaщищaли мoнapxию нa тoм ocнoвaнии, чтo лyчшe, чтoбы oдин чeлoвeк был зaмapaн влacтью, вceгдa гpexoвнoй и гpязнoй, чeм вecь нapод. Цapь нe имeeт пpaвa нa влacть, кaк никтo нe имeeт. Ho oн oбязaн нecти тягoтy влacти, кoтopyю вoзлoжил нa нeгo нapoд. Pyccкий нapoд cлaвянoфилы cчитaли нeгocyдapcтвeнным, рyccкий нapoд имeeт пpизвaниe peлигиoзнoe, дyxoвнoe и xoчeт быть cвoбoдeн oт гocyдapcтвoвaния для ocyщecтвлeния этoгo пpизвaния.

Информация о работе Основные тенденции развития культуры России в новое время