Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:04, реферат
Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству. Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии.
1. Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. 2.Место и роль человека в социокультурном пространстве древних государств Востока.
3.Достижения и символы материальной и духовной культуры.
Заключение
Список литературы
Содержание
1. Социально-мировоззренческие основы
культуры Древнего Востока. 2.Место и роль
человека в социокультурном пространстве
древних государств Востока.
3.Достижения и символы материальной и
духовной культуры.
Заключение
Список литературы
Введение
Рассмотрение культуры древнего Востока
начнем с определения понятия «Древний
Восток». Под термином «Древний Восток»
понимают обычно тот период истории, который
хронологически и генетически предшествовал
эллинству и христианству. Историю древневосточных
народов принято изучать с появления первых
классовых обществ и государственных
образований в долинах Нила и Евфрата
во второй половине IV тысячелетия до н.
э. и заканчивать для Ближнего Востока
30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские
войска под руководством Александра Македонского
захватили весь Ближний Восток, Иранское
нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную
часть Индии. Что касается Средней Азии,
Индии и Дальнего Востока, то древняя история
этих стран изучается до III—V вв. н. э., т.
е. до того времени, когда на смену древнему
обществу здесь пришло феодальное. Таким
образом, история древневосточных народов
насчитывает около трех тысячелетий.
Большая географическая зона, условно
называемая Древним Востоком, простирается
с запада на восток от современного Туниса,
где располагался Карфаген, до современных
Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север
— от современной Эфиопии до Кавказских
гор и южных берегов Аральского моря. Здесь
в древности существовали многочисленные
государства, сыгравшие важную роль в
истории Востока.
Развитие древневосточной культуры было
неразрывно связано со многими сторонами
социальных процессов Востока. Культурологический
аспект восточной жизни вобрал в себя
черты экономико-политического устройства,
религиозных и философских представлений,
бытовых традиций, правовых и этических
норм.
При всем многообразии, а часто и несходстве
культур Древнего Востока, можно обнаружить
общие элементы в системе функционирования
искусства. Древневосточная художественная
культура выросла на основе первобытной
и сохраняла магическое предназначение,
столь характерное для первобытного общества.
Так же как и их древние предки, народы
первых восточных цивилизаций считали,
что определенные действия, совершаемые
над изображением, способствуют их осуществлению
и относительно оригинала. Все это предопределило
ее особенности. Их изучению и сейчас посвящено
множество исследователей, коллекции
достижений и символов Древневосточного
искусства в музеях мира пользуется огромным
интересом и популярностью.
1. Социально-мировоззренческие основы
культуры Древнего Востока.
Особенности социально-мировоззренческих
основ культуры Древнего Востока во многом
определены способом коллективного выживания,
единственно возможного для человека
той эпохи и в тех географических условиях.
Природные условия различных территорий
Древнего Востока имеют свои особенности,
но есть и общие черты: это зона в основном
субтропического климата с очень жарким
сухим летом и мягкой зимой. Большую роль
в исторических судьбах народов Древнего
Востока играли великие реки: Нил (длина
ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700 км) и Тигр (ок.
1900 км), Инд (ок. 3180 км), Ганг (ок. 2700 км), Хуанхэ
(ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу
самых крупных на земном шаре, образуют
обширные бассейны с плодородной, хорошо
орошаемой почвой. Здесь можно было жить
и вести хозяйственную деятельность при
условии постоянного регулирования режимов
рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах
с последующим орошением земель через
систему ирригационных каналов, как в
долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней
влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями,
как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление
берегов с помощью дамб, плотин и других
сооружений).
Поселившимся здесь
людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать
продуктивное земледелие. Необходимость
коллективного труда для освоения бассейнов
великих рек и организации поливного земледелия
пробуждала энергию и инициативу живших
здесь людей, способствовала развитию
производительных сил, использованию
имеющегося сырья, применению новых орудий
труда, накоплению производственного
опыта. В реках водилась рыба, которая
служила хорошим подспорьем в питании
населения. В предгорьях, окружающих долины
Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье,
расположенном близ долины Нила, в долине
Меконга в диком виде росли многие злаковые
растения; они были окультурены и положили
начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим
зерновым культурам. Существование богатого
животного мира позволило приручить ряд
животных и перейти к культурному скотоводству.
Выжить на Востоке можно было лишь практикуя
орошаемое земледелие и постоянно создавая
общественные запасы зерна (на случай
неурожая, стихийных бедствий и т. п.). Все
это требовало огромной и планомерной
затраты ресурсов, жесткого административного
управления и объединения множества изолированных
сельскохозяйственных общин в одно целое.
Так уже в III тысячелетии до нашей эры на
территории Египта, Междуречья и Индии
возникают первые восточные государства.
Этот тип государства родился не из потребностей
социальной свободы, а из потребности
жесткого объединения
Условием выживания было наличие мощного
деспотического государства, получавшего
свое смысловое оправдание в культуре
и мироощущении древнего человека. Но
наиболее развитые восточные культуры
рождали в себе не только оправдание, но
и духовный протест против подавляющей
человека государственной мощи и пытались
дать человеку внутреннее (смысловое)
убежище от внешнего деспотизма. В основе
древневосточного государства лежит идеал
абсолютного единства, отрицающий проявление
индивидуальности и свободы человека.
В этом и состоит духовная суть восточной
деспотии. Такой тип государственности
характерен для всех стран Древнего Востока
— Египта, Индии, Шумера, Китая.
Путь человека к своей свободе на Древнем
Востоке оказывается не поиском нового
бытия, а отказом от всякого определенного
бытия. На вершинах восточной мудрости
свобода выглядит как тотальное отрицание
внешнего мира, от которого пытаются укрыться,
растворившись в вечном потоке жизни,
или обрести внутри себя покой, где нет
ни страха, ни надежды.
Человек никогда не может смириться с
тем, что возвышается над ним как чуждая
ему сила. Дух всегда восстает против безразличной
к нему необходимости, и если он не может
ее побороть, то стремится хотя бы приручить,
направляя в соответствующее себе русло.
Всякая подавляющая человека необходимость
есть вызов человеческому духу, который
стремится найти достойный ответ и выразить
его в формах культуры. Применительно
к общественно-политической жизни Древнего
Китая этот ответ попытался найти Конфуций
(VI до н. э.). Конфуций — латинизированное
Произношение китайского Кун-цзы, т. е.
«учитель Кун». За четыре столетия конфуцианство
завоевало умы и сердца людей и во II веке
до н. э. стало официальной идеологией
императорского Китая. На протяжении более
чем двадцати столетий идеи Конфуция были
духовной основой общественной жизни,
оказав глубочайшее влияние на историю
и национальный характер китайцев. Конфуцианство
также распространилось по странам Юго-Восточной
Азии, оказав огромное влияние на взаимоотношения
человека и государства не только в Китае,
но и в Японии, Корее, Вьетнаме.
Конфуцианцы надеялись исчерпать человеческое
сердце и гармонизировать жизнь с помощью
ритуализированного этикета. Однако человеческое
сердце неисчерпаемо, и путь его нельзя
вычислить. Поэтому не случайно, что одновременно
с конфуцианством появилась совершенно
иная ветвь китайской культуры – даосизм
(VI в. до н. э.). Создатель нового учения
— Лао-зцы — считал, что человек открывает
истоки своей бесконечности через следование
естественности и слияние с бесконечным
путем великой жизни природы. Отсюда и
название учения — даосизм (иероглиф дао
буквально переводится как «путь»). Даосизм
распространился по странам Юго-Восточной
Азии и заложил смысловые основы нового
отношения к жизни и нового искусства.
Даосское учение давало человеку чувство
свободы от деспотизма, однако прорыв
в свободу здесь заканчивается растворением
в другой необходимости — в вечном пути
мировой жизни.
Но культура Древнего Востока породила
и более радикальное учение – буддизм
(VI в. до н. э.), целью которого является
стремление освободиться не только от
власти общества, но и от власти природы
и законов самой жизни. Буддизм выразил
себя в многообразных направлениях восточной
философии, в искусстве, в различного рода
боевых искусствах. Универсальность и
гибкость буддизма позволили ему распространиться
по всему миру.
2. Место и роль человека
в социокультурном
Необходимость объединения и координации
усилий многочисленных общин способствовала
возрастанию роли государственной власти
в странах Древнего Востока, созданию
специфической формы такой власти — неограниченной
монархии, которую часто называют «древневосточной
деспотией». Сущность ее, как и всякой
другой формы государства, — в подавлении
сопротивления эксплуатируемых, поддержании
общественного порядка. Активное вмешательство
государства в хозяйственную жизнь страны
привело к появлению многочисленной администрации,
организованной по бюрократическому принципу:
деление на ранги, субординация, общественное
положение в зависимости от места на служебной
лестнице. Древневосточная деспотия как
специфическая форма монархии формировалась
в течение долгого времени, постепенно
преодолевая традиции родовой демократии.
Если в западной истории государство зависит
от общества и так или иначе выражает интересы
группы свободных людей, то тут все обстоит
иначе. Здесь нет свободных людей - свободных
воинов и собственников, а есть только
государственные рабы, крестьяне (часто
находящиеся в еще более жалком положении)
и чиновники, осуществляющие административное
управление. В одном только древнем Шумере
исследователи насчитывают от полумиллиона
до миллиона государственных рабов, причем
и работа и выдаваемые пайки строго документировались.
Благополучие человека определяется почти
исключительно его государственным рангом.
Здесь нет общества - оно поглощено государством,
а человек низведен до административной
функции. Здесь раб может возвыситься
до министра, но и министр остается бесправным
рабом государя и всей системы.
Подчиненное государству общество в различных
восточных структурах выглядело по-разному.
В Египте, например, общества почти не
было вообще: оно было практически растворено
в институтах всемогущего государства.
В Китае голос его был слышен — как в форме
идей, так и в виде определенных организаций.
В Шумере и Вавилонии общество в целом
и индивиды как часть его сумели отстоять
даже некоторые формальные права, отраженные
в системе законов. Наконец, в Индии общество
в форме варн и каст, в виде классической
индийской общины в некотором смысле даже
выходило на передний план. Но государство
везде абсолютно господствовало над обществом,
включая и Индию,— нужно только оговориться,
что речь идет не о данном конкретном государстве,
сильном или слабом, но о государстве как
системе институтов и высшей власти, как
ведущем элементе в сложившейся системе
отношений.
Восточная деспотия управлялась огромным
бюрократическим аппаратом, а ее единство
олицетворено фигурой правителя, обладающего
абсолютной властью над жизнью и смертью
своих подданных. И верховный властитель
почитается не за свое личное мужество
или силу (как это, было, скажем, в европейском
средневековье). Он выступает только как
высшая функция государства, как воплощение
божественного «величества». Иного и быть
не могло, ведь достоинство восточного
владыки – это божественное достоинство
есть воплощение бога, и это означает не
только абсолютную власть, но и возможность
иного воплощения того же самого божества.
Обожествление личности царя-деспота
— важная особенность древневосточной
деспотии.
Так, Гигантские размеры фигур фараонов
равны богам по сравнению с простыми смертными.
Эти традиции сохранялись тысячелетиями.
Так, на стеле фараона Нармера ноги и голова
царя повернуты в профиль, а плечи — в
фас. Этот рельеф датируется приблизительно
30 в. до н.э., но и спустя тридцать веков
мастера Нового Царства вплоть до римского
завоевания точно так же будут использовать
этот прием для изображения людей.
Уже во времена Саргона Древнего и Аккадского
царства в рельефах — основной форме монументального
изобразительного искусства — начинает
господствовать идея «сильной личности».
Правители на рельефах изображаются гораздо
более высокими, чем прочие люди. Это —
традиционный прием древнемесопотамского
искусства. Но примечательно то, что изображения
правителей начиная с этого периода все
чаще носят портретный характер. Типичность
черт уступает место индивидуальности.
Таков классический портрет аккадской
эпохи — бронзовая голова правителя, повсеместно
называемая «Головой Саргона». Автор этой
скульптуры, очевидно, стремился именно
воссоздать портрет конкретного человека,
а не просто изобразить персону, облеченную
божественной властью. По сравнению с
«Саргоном» более поздняя по времени статуэтка
Гудеа обладает все же менее ярким портретным
сходством, и передача характера через
черты лица уступает место подчеркиванию
богоизбранности и святости правителя.
В Старовавилонскую эпоху начиная
со времени правления Хаммурапи тенденция
к портретности, стремление передать через
внешность не только положение персонажа,
но и его характер получает новый толчок
в развитии. Таково, например изображение
на диоритовой стеле, содержащей текст
законов Хаммурапи. В верхней части стелы
изображен сам Хаммурапи, принимающий
от бога солнца Шамаша знаки царской власти.
Черты поздне-шумерского традиционного
искусства сочетались здесь с новыми идеями
в изобразительной технике. Характерно
для месопотамского рельефа изображение
фигурки царя перед гораздо более крупной
фигурой божества. Величие позы бога, передающего
Хаммурапи веревку (атрибут строителя)
и царский жезл, указывает на божественное
происхождение власти царя и на богоизбранность
Хаммурапи.
Гораздо более интересен в этой композиции
портрет самого Хаммурапи. Его фигура
изображена в типичной позе покорности
перед божеством, но лицо очевидно портретно.
Черты правителя — суровые, жесткие. Ярко
портретный характер имеют впалые щеки
и высокие скулы. Следует отметить еще
и технику и мастерство художника. Поверхность
камня, на котором высечен рисунок, не
была выровнена и отполирована, вся композиция
располагается не на плоскости, а на гранях,
сходящихся под углом. Тем более сложной
представляется работа каменщика, великолепно
уравновесившего элементы композиции
и обработавшего неровную твердую поверхность
таким образом, чтобы добиться игры света
и тени, тщательно проработать все мелкие
детали одежды и волосы обоих персонажей,
причем с упором на внешность царя, гораздо
более индивидуальную, чем у бога.
Столь же узнаваемы, как рельеф на диоритовой
стеле, и другие дошедшие до нас скульптурные
портреты Хаммурапи — диоритовая голова
статуи и бронзовая статуя молящегося
царя с позолоченными руками и лицом. В
этих произведениях обобщенность, призванная
передавать идею царской власти, соседствует
с выраженной индивидуальностью черт
— те же высокие скулы и худое лицо. Вавилонские
художники-скульпторы, очевидно, достигли
немалого мастерства как с технической,
так и с художественной точки зрения. Скульптуры
великолепно проработаны, пластичны, в
них отсутствует угловатость, характерная
для раннего периода. В арсенале каменщиков-скульпторов
Старовавилонского периода широко применяется
игра светотени и создаваемые ею эффекты.
Это достигается путем тщательной обработки
поверхности изображения, прорезания
внутренних складок и тщательной шлифовки.
Роль деятеля искусства в древнем обществе
была велика и почетна. Иногда художника
приравнивали к сану жрецов. Но его деятельность
не рассматривалась как самодостаточная.
Живописец, скульптор, литератор были
призваны своим творчеством реализовывать
высшие общественные установки и отказываться
от любых форм художественного экспериментаторства,
выходящего за пределы предписанных задач.
Это связано с глубоким традиционализмом
древневосточных культур. Многие представления
народов Востока о важнейших сторонах
бытия сложились очень рано и сохранялись
на протяжении не только столетий, но тысячелетий.
Потому и искусство как неотъемлемая часть
культурной системы должно было неукоснительно
следовать как общекультурным, так и художественным
традициям.
3.Достижения и символы материальной и
духовной культуры.
Основные достижения и символы материальной
и духовной культуры восходят еще к концу
III тысячелетия до н. э. Искусство Древнего
Востока монументально, спокойно и торжественно,
в нем особенно ощутима та размеренность,
ритмичность, величавость, которая так
характерна для древнего искусства вообще.
Тем не менее, культура Востока, это не
только искусство, это и культура земледелия,
наука, мифология. Так, важнейшим достижением
материальной культуры Древнего Востока,
определяющим фактором его развития, стало
создание культуры земледелия. «Разве
ты не знаешь, что поля — это жизнь страны»
— говорится в одном из текстов Вавилонского
царства (II тыс. до н. э.).Высокого уровня
достигло строительство ирригационных
сооружений; остатки их сохранились вплоть
до наших дней (Южная Месопотамия). По некоторым
оросительным каналам свободно могли
проходить речные суда. О строительстве
каналов упоминают правители древности
в хвалебных надписях наряду со своими
военными победами и сооружением храмов.
Так Римсин, царь Ларсы (XVIII в. до н. э.), сообщает,
что он выкопал канал, «который снабдил
питьевой водой многочисленное население…
который дал изобилие зерна… вплоть до
берега моря». На древнейших изображениях
Египта фараон проводит мотыгой первую
борозду, освещая начало сельскохозяйственных
работ. На Востоке были впервые выведены
культурные злаки и растения: пшеница,
ячмень, просо, лен, виноград, бахчевые,
финиковая пальма. Тысячелетиями вырабатывались
ценные земледельческие навыки, изобретались
новые орудия труда, в том числе тяжелый
плуг. Наряду с земледелием пастбища в
поймах рек способствовали широкому развитию
скотоводства, были одомашнены многие
виды животных: коза, овца, бык, осел, лошадь,
верблюд.
Наряду с сельским хозяйством, особенно
в городских центрах, высокого уровня
достигло развитие ремесел. В Древнем
Египте сложилась высочайшая культура
обработки камня, из которого и сооружали
гигантские пирамиды, и делали прозрачные,
как стекло, тончайшие алебастровые сосуды.
В Двуречье камень, где он был величайшей
редкостью, с успехом заменялся обожженной
глиной; из нее же возводили здания и создавали
предметы быта. Большого мастерства достигли
ремесленники и художники Востока в производстве
стекла, фаянса, изразцов. В собрании Эрмитажа
есть несколько образцов изумительных
произведений Древнего Египта из цветного
стекла, украшенных животным и растительным
орнаментом. В то же время поражают монументальностью
сплошь покрытые изразцовой мозаикой
с изображениями фантастических животных
ворота богини Иштар Древнего Вавилона.
Больших высот достигла на Востоке обработка
металлов (прежде всего свинца, меди, золота,
их различных сплавов и — изредка — метеоритного
железа). Из меди изготовлялось оружие
и орудия труда, из благородных металлов
— ювелирные изделия для знати, храмовая
утварь. . О высочайшей технике мастеров
по металлу можно судить хотя бы по такому
знаменитому шедевру, как золотой царский
шлем из г. Ура, изготовленный около 2600
г. до н. э. и, конечно, ни с чем не сравнимое
золото из гробницы фараона Тутанхамона
XIV в. до н. э. Однако и Египет, и Двуречье
не были богаты полезными ископаемыми.
Это вызвало к жизни потребность международной
торговли, обмена, что способствовало
развитию колесного транспорта, строительству
прочных кораблей. Торговые и военные
экспедиции помогали проникновению достижений
речных цивилизаций на смежные земли к
соседним народам. Северная Африка, Нубия,
Восточное Средиземноморье, Кавказ и Иран
были втянуты в сферу экономического,
политического и культурного влияния
этих цивилизаций.
Потребности хозяйственной деятельности,
развитие торговли и обмена, опыт наблюдения
за явлениями природы способствовали
зарождению первых научных знаний. Необходимость
обмера земли, подсчета урожая, строительства
каналов, сооружения грандиозных зданий
и военных сооружений привели к возникновению
основ математики. Древним египтянам человечество
обязано созданием десятичной системы
счисления, они даже имели специальный
иероглиф для обозначения миллиона. Математики
Египта умели определять поверхность
прямоугольника, треугольника, трапеции,
круга, вычислять объем усеченной пирамиды
и полушария, решали алгебраические уравнения
с одним неизвестным (которое они называли
«куча», может быть куча зерна?). В древней
Месопотамии еще шумерами была создана
шестидесятеричная система счисления:
знали они и десятичную систему. Сочетание
двух систем нашло свое отражение в делении
года на 360 дней и круга на 360 частей. Дошедшие
до нас математические тексты говорят
об умении жителей Двуречья возводить
число в степень, извлекать квадратные
и кубические корни по особым формулам,
вычислять объем. При расчетах применялись
дроби. Предполагается, что им была известна
арифметическая и геометрическая прогрессия.
Сохранились клинописные таблицы умножения
(до 180 тыс.) и деления. Довольно обширные
знания имели цивилизации Востока и в
астрономии. Древние ученые установили
взаимосвязь природных циклов, разливов
рек с изменением положения небесных светил.
На основе тысячелетних наблюдений, передававшихся
от поколения к поколению, были составлены
календарные системы, созданы звездные
карты.
Глубокие познания были накоплены учеными
Древнего Востока и в области медицины.
Так, мумификация умерших в Древнем Египте
позволила врачам в совершенстве изучить
анатомию человеческого тела и систему
кровообращения. На высоком уровне в Египте
и Двуречье находилась диагностика определения
болезней, распознавание их симптомов.
Врач должен был открыто заявить больному
— излечимо ли его заболевание. Существовала
медицинская специализация. Для лечения
использовались различные средства. Прежде
всего это веками накопленный опыт составления
очень сложных лекарств, органических
и неорганических соединений. Широко практиковались
массажи, притирания, компрессы. При необходимости
осуществляли хирургические операции.
До наших дней дошли блестяще изготовленные
из твердых сплавов бронзы и достаточно
совершенные инструменты древнеегипетских
хирургов.
Насущная потребность государства в большом
количестве грамотных людей привела к
созданию первоначальных образовательных
систем. Так, в Древнем Египте были созданы
придворные школы писцов для аристократии
и ведомственные школы для подготовки
писцов-чиновников. Писец считался важным
государственным лицом, и некоторым из
них даже были построены пышные гробницы
и сооружены статуи. Центрами образования
также являлись храмы различных богов.
В древнеегипетской мифологии бог луны,
мудрости и письма Тот даже считался особым
покровителем наук, священных книг и колдовства.