Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:43, курс лекций
Наука в современном обществе
Возникновение науки и тенденции ее развития
Научно-техническая революция на современном этапе
Организация научных исследований
Система научных учреждений Казахстана
Научно-исследовательская работа в высшей школе
Особенности организации научно-исследовательской работы студентов
Лекция №1
Наука в современном обществе
Возникновение науки и тенденции ее развития
Научно-техническая революция на современном этапе
Организация научных исследований
Система научных учреждений Казахстана
Научно-исследовательская работа в высшей школе
Особенности организации
научно-исследовательской
Контрольные вопросы
Лекционный материал
НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Возникновение науки и тенденции ее развития
В процессе возникновение и развития науки условно можно выделить четыре периода.
Первый период. Первые элементы наук появились еще в древнем мире в связи с потребностями общества и носили сугубо практический характер. Столетиями и тысячелетиями накапливающийся опыт соответствующим образом обобщался и передавался последующим поколениям. Механизм наследования накопленных сведений постепенно совершенствовался за счет установления определенных обычаев, традиций, а затем — и письменности. Так возникла исторически первая форма науки - наука античного мира, предмет изучения которой составляла вся природа в целом.
В этот период возникли первые основы химии, которая использовалась для извлечения металлов из руд, крашения тканей, выделки кожи. Потребности отсчета времени, ориентирования на Земле, предсказания сезонных явлений привели к созданию основ астрономии. Несколько раньше возникли основы математики, включающей в себя в то время элементы арифметики и геометрии.
Первоначально созданная (античная) наука еще не делилась на отдельные обособленные области и имела черты натурфилософии. Природа рассматривалась в целостности, с выдвижением на первый план общего и пренебрежением частностями. Последние при необходимости получали из общего некорректными методами. Натурфилософии соответствовал метод наивной диалектики и стихийного материализма, когда гениальные догадки переплетались с фантастическими вымыслами об окружающем мире.
В первом периоде развития науки выделяют две фазы: непосредственное созерцание и дифференциация.
К первой фазе относится промежуток времени от бесконечности до V века до н. э. В V в. до н. э. из натурфилософской системы античной науки в самостоятельную область познания начинает выделяться математика, подразделяющаяся на арифметику и геометрию. В середине IV в. до н. э. обособляется астрономия. В дальнейшем в качестве самостоятельных научных дисциплин начинают выделяться логика и психология, зоология и ботаника, минералогия и география, эстетика, этика и политика. Таким образом, начался процесс дифференциации (разделение) науки, и выделения самостоятельных по своему предмету и методам отдельных дисциплин.
Второй период. Со второй половины XV в. в эпоху Возрождения начинается период значительного развития естествознания как науки, начало которого (середина XV в. - середина XVI в.) характеризуется накоплением большого фактического материала о природе, полученного экспериментальными методами (“собирательный” период). В это время происходит дальнейшая дифференциация науки; в университетах начинается преподавание основ фундаментальных научных дисциплин — математики, физики, химии.
Однако фундаментальные науки в это время еще не получили достаточного развития. Вплоть до начала XVII в. математика представляла собой науку лишь о числах, скалярных величинах, сравнительно простых геометрических фигурах и использовалась в основном в астрономии, земледелии, торговле. Алгебра, тригонометрия и основы математического анализа еще только зарождались.
Третий период. Третий период в развитии естествознания, который может быть охарактеризован как революционный в науке, занимает время от середины XVI в. до конца XIX в.
Первый этап революции (середина XVI в.— конец XVIII в.) позволил заключить, что за видимостью явлений существует действительность, которую наука и призвана находить. И хотя в науке этого этапа господствовал метафизический метод мышления, который опирался на абсолютизацию результатов, исследование только частностей и рассмотрение отдельных явлений, во многих явлениях природы были обнаружены ранее неизвестные внутренние связи и свойственные этим явлениям законы. Именно с этого времени естествознание практически становится наукой, и начинает опираться на правильно понятые и истолкованные данные наблюдений. В частности, в физике терпит крах учение о теплороде - невесомой жидкости, якобы присутствующей в каждом теле и являющейся причиной тепловых явлений.
Второй этап революции (конец XVIII в. - конец XIX в.) привел к крушению взгляда, согласно которому природа с ее предметами и связями считалась неизменной и движущейся извечно в одном и том же круге. Решающую роль в этом крушении сыграли И. Кант и П. Лаплас, создавшие космогоническую теорию. Революционная идея развития и всеобщей связи природы окончательно разрушила метафизические представления об окружающей действительности. Диалектика использовалась в то время пока стихийно, помимо воли и сознания исследователей. По этой причине второй этап в развитии естествознания квалифицируется как стихийно-диалектический.
Именно в третий период были сделаны выдающиеся открытия в физике, химии, механике, математике, биологии, астрономии, геологии. Геоцентрическая система построения мира, созданная Птолемеем во II в., заменяется гелиоцентрической (Н. Коперник, Г. Галилей - XVI-XVII вв.). Были открыты законы всемирного тяготения (И. Ньютон - конец XVII в.), сохранения массы в химических превращениях (М. В. Ломоносов, А. Лавуазье - вторая половина XVIII в.), выявлены основные законы наследственности (Г. Мендель - конец XVIII в.). Во второй половине XIX в. Д. И. Менделеевым был открыт периодический закон в химии. Подлинный переворот в естествознании произошел в результате трех великих открытий - создания Ч. Дарвиным эволюционной теории, открытия клетки и закона сохранения и превращения энергии.
Такой существенный скачок
в развитии науки способствовал
дальнейшему процессу ее дифференциации.
В математике возникают и самостоятельно
развиваются аналитическая
Четвертый период. В конце XIX - начале XX вв. революция в естествознании вступила в новую, специфическую стадию. Был открыт электрон и другие элементарные частиц, заложены основы квантовой механики, обнаружен дискретный характер радиоактивного излучения. Было установлено, что законы микромира существенно отличаются от законов классической механики, а в природе вообще нет “последних” сколь угодно малых частиц. В середине XX в окончательную победу одержал метод научного познания, основанный на материалистической диалектике.
В XX в. развитие науки во всем мире характеризуется исключительно высокими темпами. На основе достижений математики, физики, химии, биологии и других наук получили развитие молекулярная биология, генетика, химическая физика, физическая химия, кибернетика, биокибернетика, бионика и др.
Примечательно, что основные “точки роста” современной науки стали обнаруживаться на “стыках” различных научных дисциплин. Несмотря на то, что к настоящему времени уже насчитывается около 1300 самостоятельных научных дисциплин и свыше 300 специальностей, процесс дифференциации науки продолжается.
В современных условиях изменился характер научного исследования, подход к изучению явлений природы. На место прежней изоляции отдельных дисциплин приходит их взаимодействие, проникновение одна в другую: химию в астрономию, физика в геологию, биология в технику. Таким образом, произошел процесс сближения и связи отдельных наук, который называется их интеграцией.
Интеграционные процессы являются одной из характерных черт современного этапа развития науки. Одновременно идущие процессы ее дифференциации и интеграции взаимно переплетаются, переходят один в другой. Дифференциация является переходом к более глубокой интеграции, широкая интеграция обусловливает качественно новые формы дифференциации науки. На основе взаимодействия этих процессов происходит становление новых научных дисциплин. При этом преобладание процессов интеграции над процессами дифференциации приводит к формированию принципиально нового, междисциплинарного по своей сущности облика науки.
Бурное развитие науки стимулировало зарождение науковедения, изучающего закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, экономику и организацию науки, формы взаимодействия ее с другими сферами материальной и духовной жизни общества.
Научно-техническая революция на современном этапе
Термин “научно-техническая революция” был предложен идеологами КПСС и использовался как пример преимущества социалистического способа хозяйствования перед капиталистическим. Причем науки общественные, в отличие от точных, предоставляют возможность произвольное жонглирование некоторыми понятиями в угоду какой-либо экономической или политической доктрине.
Характерными особенностями
НТР являются значительное ускорение
научно-технического прогресса, постоянное
и неуклонное повышение производительности
труда, интенсификация производства, быстрое
освоение научных достижений производством.
Научно-техническая революция
Реализация возможностей
научно-технической революции
Основная задача современного
этапа развития научно технической
революции состоит в
К числу основных направлений
научно-технической революции
-механизация различных видов труда, особенно высшая ее стадия - комплексная механизация, создающая необходимые условия и предпосылки автоматизации;
-автоматизация производства и управления;
-значительное расширение
энергетической базы
-широкая химизация
-создание широкого
-революционные изменения
в области технологии
-бурный прогресс электронной
вычислительной техники на
-возникновение принципиальной
возможности автоматизации
-быстро прогрессирующая интенсификация производств всех отраслей и профилей, переход от экстенсивных методов расширения производства к интенсивным методам его развития;
-прогрессирующая
-широкое внедрение методов
научной организации труда,
-революционные изменения в области средств и способов накопления, обработки и использования информации;
-быстрое развитие способов
и средств массовой
-нарастающая психологизация и эстетизация производства и других сфер жизни общества;
-прогрессирующая экологизация производства;
-космизация научно-технической сферы;
-усиление борьбы с болезнями и старостью;
-резкое возрастание роли
науки в жизни общества, превращение
ее в непосредственную
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Система научных учреждений Казахстана
В нашей стране базой для создания сети учреждений, занимающихся фундаментальными и прикладными исследованиями, являлась система научных учреждений СССР. Научные учреждения в Казахстане являются правопреемниками бывших союзных в различных отраслях народного хозяйства. К ним относятся: Академия наук, отраслевые академии наук, являющиеся высшими научными учреждениями отдельных отраслей науки, а также отраслевые научно-исследовательские институты министерств и ведомств, вузы. Научные учреждения РК находятся в иерархическом подчинении министерству науки и высшего образования (ранее “Министерство науки и новых технологий”, “Министерство науки - Академия наук”, “Министерство образования, культуры и здравоохранения”).
Деление науки на академическую, отраслевую и вузовскую во многом условно в силу их возрастающего взаимодействия. Стираются и границы между фундаментальными и прикладными науками. Перед всеми учеными независимо от сферы их деятельности теперь ставится общая и ответственная задача: увеличить вклада науки в создание экономически независимого, развитого государства. В зависимости от конкретных задач исследований и специфики используемых научных методов их результаты приобретают различную форму - от теоретических обобщений до обоснования рассчитанных на непосредственное применение научных положений.