Основы научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:43, курс лекций

Описание

Наука в современном обществе
Возникновение науки и тенденции ее развития
Научно-техническая революция на современном этапе
Организация научных исследований
Система научных учреждений Казахстана
Научно-исследовательская работа в высшей школе
Особенности организации научно-исследовательской работы студентов

Работа состоит из  1 файл

Лекция №1.docx

— 31.81 Кб (Скачать документ)

Лекция  №1

Наука в современном обществе

Возникновение науки и  тенденции ее развития

Научно-техническая революция  на современном этапе

Организация научных исследований

Система научных учреждений Казахстана

Научно-исследовательская  работа в высшей школе

Особенности организации  научно-исследовательской работы студентов

Контрольные вопросы

Лекционный материал 

 

 

  

 

НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Возникновение науки и тенденции ее развития

В процессе возникновение  и развития науки условно можно  выделить четыре периода.

Первый период. Первые элементы наук появились еще в древнем мире в связи с потребностями общества и носили сугубо практический характер. Столетиями и тысячелетиями накапливающийся опыт соответствующим образом обобщался и передавался последующим поколениям. Механизм наследования накопленных сведений постепенно совершенствовался за счет установления определенных обычаев, традиций, а затем — и письменности. Так возникла исторически первая форма науки - наука античного мира, предмет изучения которой составляла вся природа в целом.

В этот период возникли первые основы химии, которая использовалась для извлечения металлов из руд, крашения тканей, выделки кожи. Потребности  отсчета времени, ориентирования на Земле, предсказания сезонных явлений  привели к созданию основ астрономии. Несколько раньше возникли основы математики, включающей в себя в то время элементы арифметики и геометрии.

Первоначально созданная (античная) наука еще не делилась на отдельные  обособленные области и имела  черты натурфилософии. Природа рассматривалась в целостности, с выдвижением на первый план общего и пренебрежением частностями. Последние при необходимости получали из общего некорректными методами. Натурфилософии соответствовал метод наивной диалектики и стихийного материализма, когда гениальные догадки переплетались с фантастическими вымыслами об окружающем мире.

В первом периоде развития науки выделяют две фазы: непосредственное созерцание и дифференциация.

К первой фазе относится  промежуток времени от бесконечности  до V века до н. э. В V в. до н. э. из натурфилософской системы античной науки в самостоятельную  область познания начинает выделяться математика, подразделяющаяся на арифметику и геометрию. В середине IV в. до н. э. обособляется астрономия. В дальнейшем в качестве самостоятельных научных дисциплин начинают выделяться логика и психология, зоология и ботаника, минералогия и география, эстетика, этика и политика. Таким образом, начался процесс дифференциации (разделение) науки, и выделения самостоятельных по своему предмету и методам отдельных дисциплин.

Второй период. Со второй половины XV в. в эпоху Возрождения начинается период значительного развития естествознания как науки, начало которого (середина XV в. - середина XVI в.) характеризуется накоплением большого фактического материала о природе, полученного экспериментальными методами (“собирательный” период). В это время происходит дальнейшая дифференциация науки; в университетах начинается преподавание основ фундаментальных научных дисциплин — математики, физики, химии.

Однако фундаментальные  науки в это время еще не получили достаточного развития. Вплоть до начала XVII в. математика представляла собой науку лишь о числах, скалярных  величинах, сравнительно простых геометрических фигурах и использовалась в основном в астрономии, земледелии, торговле. Алгебра, тригонометрия и основы математического анализа еще  только зарождались.

Третий период. Третий период в развитии естествознания, который может быть охарактеризован как революционный в науке, занимает время от середины XVI в. до конца XIX в.

Первый этап революции (середина XVI в.— конец XVIII в.) позволил заключить, что за видимостью явлений существует действительность, которую наука и призвана находить. И хотя в науке этого этапа господствовал метафизический метод мышления, который опирался на абсолютизацию результатов, исследование только частностей и рассмотрение отдельных явлений, во многих явлениях природы были обнаружены ранее неизвестные внутренние связи и свойственные этим явлениям законы. Именно с этого времени естествознание практически становится наукой, и начинает опираться на правильно понятые и истолкованные данные наблюдений. В частности, в физике терпит крах учение о теплороде - невесомой жидкости, якобы присутствующей в каждом теле и являющейся причиной тепловых явлений.

Второй этап революции (конец XVIII в. - конец XIX в.) привел к крушению взгляда, согласно которому природа с ее предметами и связями считалась неизменной и движущейся извечно в одном и том же круге. Решающую роль в этом крушении сыграли И. Кант и П. Лаплас, создавшие космогоническую теорию. Революционная идея развития и всеобщей связи природы окончательно разрушила метафизические представления об окружающей действительности. Диалектика использовалась в то время пока стихийно, помимо воли и сознания исследователей. По этой причине второй этап в развитии естествознания квалифицируется как стихийно-диалектический.

Именно в третий период были сделаны выдающиеся открытия в  физике, химии, механике, математике, биологии, астрономии, геологии. Геоцентрическая  система построения мира, созданная  Птолемеем во II в., заменяется гелиоцентрической (Н. Коперник, Г. Галилей - XVI-XVII вв.). Были открыты законы всемирного тяготения (И. Ньютон - конец XVII в.), сохранения массы в химических превращениях (М. В. Ломоносов, А. Лавуазье - вторая половина XVIII в.), выявлены основные законы наследственности (Г. Мендель - конец XVIII в.). Во второй половине XIX в. Д. И. Менделеевым был открыт периодический закон в химии. Подлинный переворот в естествознании произошел в результате трех великих открытий - создания Ч. Дарвиным эволюционной теории, открытия клетки и закона сохранения и превращения энергии.

Такой существенный скачок в развитии науки способствовал  дальнейшему процессу ее дифференциации. В математике возникают и самостоятельно развиваются аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, теория дифференциальных уравнений, дифференциальная геометрия. Аналогичные явления  происходят и в других областях науки, что привело к выделению к  концу XIX в. групп отдельных дисциплин - естествознания, технических наук, наук о человеке и его духовной культуре. Однако эти группы, а также отдельные дисциплины были еще слабо связаны между собой.

Четвертый период. В конце XIX - начале XX вв. революция в естествознании вступила в новую, специфическую стадию. Был открыт электрон и другие элементарные частиц, заложены основы квантовой механики, обнаружен дискретный характер радиоактивного излучения. Было установлено, что законы микромира существенно отличаются от законов классической механики, а в природе вообще нет “последних” сколь угодно малых частиц. В середине XX в окончательную победу одержал метод научного познания, основанный на материалистической диалектике.

В XX в. развитие науки во всем мире характеризуется исключительно  высокими темпами. На основе достижений математики, физики, химии, биологии и  других наук получили развитие молекулярная биология, генетика, химическая физика, физическая химия, кибернетика, биокибернетика, бионика и др.

Примечательно, что основные “точки роста” современной науки  стали обнаруживаться на “стыках” различных научных дисциплин. Несмотря на то, что к настоящему времени  уже насчитывается около 1300 самостоятельных  научных дисциплин и свыше 300 специальностей, процесс дифференциации науки продолжается.

В современных условиях изменился  характер научного исследования, подход к изучению явлений природы. На место  прежней изоляции отдельных дисциплин  приходит их взаимодействие, проникновение  одна в другую: химию в астрономию, физика в геологию, биология в технику. Таким образом, произошел процесс сближения и связи отдельных наук, который называется их интеграцией.

Интеграционные процессы являются одной из характерных черт современного этапа развития науки. Одновременно идущие процессы ее дифференциации и интеграции взаимно переплетаются, переходят один в другой. Дифференциация является переходом к более глубокой интеграции, широкая интеграция обусловливает  качественно новые формы дифференциации науки. На основе взаимодействия этих процессов происходит становление новых научных дисциплин. При этом преобладание процессов интеграции над процессами дифференциации приводит к формированию принципиально нового, междисциплинарного по своей сущности облика науки.

Бурное развитие науки  стимулировало зарождение науковедения, изучающего закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, экономику и организацию науки, формы взаимодействия ее с другими сферами материальной и духовной жизни общества. 

 

Научно-техническая  революция на современном этапе 

Термин “научно-техническая  революция” был предложен идеологами КПСС и использовался как пример преимущества социалистического способа  хозяйствования перед капиталистическим. Причем науки общественные, в отличие от точных, предоставляют возможность произвольное жонглирование некоторыми понятиями в угоду какой-либо экономической или политической доктрине.

Характерными особенностями  НТР являются значительное ускорение  научно-технического прогресса, постоянное и неуклонное повышение производительности труда, интенсификация производства, быстрое  освоение научных достижений производством. Научно-техническая революция оказывает  воздействие на все стороны жизни  общества, предъявляя высокие требования к уровню образования и квалификации работников, их организованности, ответственности  за порученное дело.

Реализация возможностей научно-технической революции требует  крупных финансовых ассигнований. Поэтому  значительный прогресс получают наиболее важные с точки зрения развития производительных сил направления: комплексная автоматизация  производства, контроль и управление на основе широкого применения электронно-вычислительной техники; поиск и использование  новых видов энергии; создание и  применение новых конструкционных  материалов. Глубоко переплетаясь и  взаимодействуя, они дают поступательный ход научно-технической революции.

Основная задача современного этапа развития научно технической  революции состоит в обеспечении  перехода экономики на интенсивный  путь развития, достижении более высокого уровня производительности труда за счет более быстрой и крупномасштабной реализации открытых наукой возможностей технического прогресса.

К числу основных направлений  научно-технической революции относятся:

-механизация различных  видов труда, особенно высшая  ее стадия - комплексная механизация,  создающая необходимые условия  и предпосылки автоматизации; 

-автоматизация производства  и управления;

-значительное расширение  энергетической базы производства, быстро прогрессирующий рост  энерговооруженности труда, открытия  и использования новых источников  энергии;

-широкая химизация производства  и быта на основе бурного  прогресса различных отраслей  химической науки;

-создание широкого разнообразия  видов искусственных материалов, особенно материалов с заранее  заданными свойствами;

-революционные изменения  в области технологии производства - разработка и внедрение принципиально  новых технологических процессов;

-бурный прогресс электронной  вычислительной техники на основе  развития кибернетики, электроники,  ряда отраслей математики и  связанные с этим кибернетизация  и компьютеризация производства;

-возникновение принципиальной  возможности автоматизации умственного  труда;

-быстро прогрессирующая  интенсификация производств всех отраслей и профилей, переход от экстенсивных методов расширения производства к интенсивным методам его развития;

-прогрессирующая интеллектуализация  физического труда;

-широкое внедрение методов  научной организации труда, производства, управления;

-революционные изменения  в области средств и способов  накопления, обработки и использования  информации;

-быстрое развитие способов  и средств массовой коммуникации;

-нарастающая психологизация и эстетизация производства и других сфер жизни общества;

-прогрессирующая экологизация производства;

-космизация научно-технической сферы;

-усиление борьбы с  болезнями и старостью;

-резкое возрастание роли  науки в жизни общества, превращение  ее в непосредственную производительную  силу. 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Система научных учреждений Казахстана

В нашей стране базой для  создания сети учреждений, занимающихся фундаментальными и прикладными  исследованиями, являлась система научных  учреждений СССР. Научные учреждения в Казахстане являются правопреемниками бывших союзных в различных отраслях народного хозяйства. К ним относятся: Академия наук, отраслевые академии наук, являющиеся высшими научными учреждениями отдельных отраслей науки, а также отраслевые научно-исследовательские институты министерств и ведомств, вузы. Научные учреждения РК находятся в иерархическом подчинении министерству науки и высшего образования (ранее “Министерство науки и новых технологий”, “Министерство науки - Академия наук”, “Министерство образования, культуры и здравоохранения”).

Деление науки на академическую, отраслевую и вузовскую во многом условно в силу их возрастающего  взаимодействия. Стираются и границы между фундаментальными и прикладными науками. Перед всеми учеными независимо от сферы их деятельности теперь ставится общая и ответственная задача: увеличить вклада науки в создание экономически независимого, развитого государства. В зависимости от конкретных задач исследований и специфики используемых научных методов их результаты приобретают различную форму - от теоретических обобщений до обоснования рассчитанных на непосредственное применение научных положений.

Информация о работе Основы научных исследований