Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:43, курс лекций
Наука в современном обществе
Возникновение науки и тенденции ее развития
Научно-техническая революция на современном этапе
Организация научных исследований
Система научных учреждений Казахстана
Научно-исследовательская работа в высшей школе
Особенности организации научно-исследовательской работы студентов
В вузах научные исследования направлены на разработку фундаментальных и прикладных проблем в той области, для которой данный вуз подготавливает специалистов. Важное место занимают также исследования по проблемам высшей школы, совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки выпускников.
Отраслевые научно-
Академия наук является высшим
научным учреждением нашей
История создания АН в Казахстане. Академия наук в России была основана в 1724 г. указом Петра I и первоначально называлась Академией наук и художеств, с 1803 г.— Императорской академией наук, с 1836 г.— Императорской Санкт-Петербургской академией наук. Ее действительными членами были М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, П. Л. Чебышев, А. М. Бутлеров, И. П. Павлов и другие видные ученые. В феврале 1917 г. она была преобразована в Российскую академию наук, а в июле 1925 г.— в Академию наук СССР.
АН РК была образована в 1951 году. Первым президентом АН был академик АН СССР Сатпаев. В числе президентов АН были Д.А. Кунаев, Кунаев А.М.
Основной организационной
единицей Академии наук РК является научно-исследовательский
институт. Каждый институт, проводя
ту же политику, что и академия наук,
стремится вывести
Научно-исследовательский институт организационно делится на отделения (группа отделов), отделы, лаборатории, секторы, научные группы в зависимости от специфики деятельности учреждения. Научная деятельность будущего исследователя начинается, как правило, в лабораториях, научных группах, т. е. с самых нижних уровней научного учреждения. Возглавляет деятельность института его директор, при котором действует ученый совет — совещательный орган, координирующий основные направления научно-исследовательских разработок.
Специализированные ученые
советы научно-исследовательских
Для ускорения внедрения
результатов научных
Ученые, обогатившие науку
трудами первостепенного
В КарГТУ трудятся доктора и кандидаты наук, члены-корреспонденты и пр.
Научно-исследовательская работа в высшей школе
Научно-исследовательская работа в вузах также координируется Министерством науки и высшего образования.
Ее главная особенность
— органическое сочетание учебно-
Научно-исследовательская работа в вузах преследует три основные цели:
1 Использование творческого потенциала вузов для решения фундаментальных и прикладных научных задач. Сегодня в вузах страны работают которых около 17 тыс. профессоров, докторов наук и свыше 160 тыс. доцентов, кандидатов наук, что составляет около половины научных работников страны.
2 Повышение квалификации преподавательского состава.
3 Повышение качества подготовки выпускаемых специалистов за счет совершенствования организации учебного процесса, активного участия их в научной деятельности.
Научно-исследовательская работа в вузах осуществляется по фундаментальным и прикладным направлениям в соответствии с профилем подготовки специалистов, в связи с чем она отличается от работы академических институтов многопрофильностью, большим числом развиваемых направлений - особенно в политехнических институтах. Главные направления исследований сегодня сосредоточены в университетах и высших технических учебных заведениях, где обучаются свыше 40% всех выпускников высшей школы.
В вузе научная работа возглавляется проректором по научной работе и регламентируется перспективным и годовыми планами исследований. Эти планы, как правило, тесным образом связаны с планами научных исследований соответствующих академических и отраслевых институтов, министерств и ведомств и являются составной частью многих государственных программ.
Различают планы госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ вуза. Госбюджетные исследования осуществляются за счет общегосударственных ассигнований на развитие науки, хоздоговорные выполняются на основе прямых хозяйственных договоров между вузом и заказчиком (научно-исследовательским институтом, предприятием, объединением), который и финансирует проведение исследований. Хоздоговорные исследования имеют целенаправленный прикладной характер, так как направлены на решение конкретных задач производства или науки. И госбюджетные исследования могут носить как фундаментальный, так и прикладной характер. Исследования по проблемам высшей школы выполняются, как правило, в соответствии с планами госбюджетных работ.
Для руководства выполнением
хоздоговорных исследований в вузе
создается научно-
Для решения актуальных научно-технических
задач в передовых вузах
Госбюджетные научно-
Одним из важных направлений вузовской науки являются исследования по проблемам высшей школы. Они направлены на подготовку новых учебников и учебных пособий, внедрение проблемного метода обучения, разработку спецкурсов по наиболее перспективным направлениям научно-технического прогресса, совершенствование учебных планов на основе повышения роли фундаментальных наук.
Участие в исследовательской
деятельности - важнейший фактор повышения
квалификации преподавательского состава
вуза. Во-первых, на основе научно-исследовательских
работ готовятся кадры высшей
квалификации - кандидаты и доктора
наук (для защиты диссертаций в
вузах создана сеть специализированных
ученых советов). Во-вторых, существенно
повышается эрудиция преподавателя, расширяется
его кругозор, растет педагогическое
мастерство (научная деятельность дает
возможность преподавателю
Особенности
организации научно-
Особенность студенческой научной
работы состоит в том, что ее главной
задачей является не решение важных
научных проблем, а приобщение студентов
к самостоятельной работе, углубление
их знаний, развитие творческого подхода
к решению поставленных задач. Чтобы
повысить качество подготовки студентов,
необходимо научить их не только усваивать
имеющийся фактический
Развитие творческих способностей студента невозможно привить только с помощью отдельных видов учебных занятий. Это умение приходит к нему в процессе коллективной или индивидуальной исследовательской деятельности, при выполнении технической и творческой работы, постановке эксперимента, обсуждении результатов исследований и т. д.
Опыт свидетельствует о том, что для успешного выполнения студенческой научно-исследовательской работы необходимо соблюдение следующих основных условий:
1 Активное участие студентов в научной работе на протяжении всего времени обучения в вузе.
2 Последовательное увеличение сложности решаемых задач с постепенной ориентацией студента в направлении профиля его специальности.
3 Тесная связь научной работы студента с научной работой кафедры.
Научно-исследовательская работа студентов условно может быть разделена на подготовительный и основной период.
В подготовительный период наиболее эффективной формой является подготовка научных рефератов и переводов. Очень полезна подготовка обзорных докладов по какой-либо проблеме. К подготовительной части НИР следует отнести изучение ими специальных дисциплин типа ОНИ, ТРИЗ, методы и средства решения научных задач в какой-либо отрасли прикладной науки.
В основной периоде после соответствующей подготовки и приобретения определенных навыков студенты принимают участие в выполнении отдельных заданий и решении конкретных задач в рамках НИР, выполняемых преподавателями и сотрудниками кафедры. Темы НИР студентов могут быть теоретическими, экспериментальными или конструкторскими. Они могут быть связаны с разработкой экспериментальной или учебной установки, макета или действующей модели.
Одна из форм контроля НИР студентов является участие в конкурсах, конференциях и семинарах с подведением итогов. Лучшие работы поощряются руководством Вуза.
Контрольные вопросы
1. Сколько
периодов можно выделить в
процессе возникновение и
2. Что является исторически первой формой науки?
3. В каком
периоде развития науки
4. Какой
из периодов науки
5. Как характеризуется третий период в развитии естествознания?
6. Какие
методы мышления
7. Что
характеризует метод научного
познания, основанный на
8. Как называется процесс сближения и связи отдельных наук?
9. Что изучает науковедение?
10. Что такое НТР?
11. Что
является высшим научным
12. В каком году была образована Академия Наук РК и кто был ее первым президентом?
13. Кем в вузе возглавляется научная работа?
Главная страница |
В начало лекции |