Основы научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:43, курс лекций

Описание

Наука в современном обществе
Возникновение науки и тенденции ее развития
Научно-техническая революция на современном этапе
Организация научных исследований
Система научных учреждений Казахстана
Научно-исследовательская работа в высшей школе
Особенности организации научно-исследовательской работы студентов

Работа состоит из  1 файл

Лекция №1.docx

— 31.81 Кб (Скачать документ)

В вузах научные исследования направлены на разработку фундаментальных  и прикладных проблем в той  области, для которой данный вуз  подготавливает специалистов. Важное место занимают также исследования по проблемам высшей школы, совершенствованию  учебного процесса, повышению качества подготовки выпускников.

Отраслевые научно-исследовательские  институты, создаваемые при отдельных  министерствах и ведомствах, имеют  организационную структуру, близкую  к академической. Эти институты занимаются в основном прикладными исследованиями, направленными на разработку новых технологий, совершенствование и создание новых образцов техники и производства в соответствующих отраслях народного хозяйства. В вузах, где высок уровень прикладных разработок, создаются отраслевые лаборатории отдельных министерств и ведомств. Прикладные исследования и технические разработки ведутся также в лабораториях и бюро предприятий, в отраслевых опытно-конструкторских, проектных и технологических организациях, а также на предприятиях, связанных с освоением новой техники.

Академия наук является высшим научным учреждением нашей страны, главным штабом. Здесь решаются основные, магистральные проблемы естественных, технических и общественных наук, ведутся прикладные исследования, способствующие быстрейшему внедрению достижений науки и техники в производство. Национальная Академия имеет отделения  в регионах республики.

История создания АН в Казахстане. Академия наук в России была основана в 1724 г. указом Петра I и первоначально называлась Академией наук и художеств, с 1803 г.— Императорской академией наук, с 1836 г.— Императорской Санкт-Петербургской академией наук. Ее действительными членами были М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, П. Л. Чебышев, А. М. Бутлеров, И. П. Павлов и другие видные ученые. В феврале 1917 г. она была преобразована в Российскую академию наук, а в июле 1925 г.— в Академию наук СССР.

АН РК была образована в 1951 году. Первым президентом АН был  академик АН СССР Сатпаев. В числе президентов АН были Д.А. Кунаев, Кунаев А.М.

Основной организационной  единицей Академии наук РК является научно-исследовательский  институт. Каждый институт, проводя  ту же политику, что и академия наук, стремится вывести соответствующую  область знаний в передовые ряды, формирует научно-техническую политику в своей отрасли, тесно связан с производством.

Научно-исследовательский  институт организационно делится на отделения (группа отделов), отделы, лаборатории, секторы, научные группы в зависимости  от специфики деятельности учреждения. Научная деятельность будущего исследователя  начинается, как правило, в лабораториях, научных группах, т. е. с самых  нижних уровней научного учреждения. Возглавляет деятельность института  его директор, при котором действует  ученый совет — совещательный орган, координирующий основные направления научно-исследовательских разработок.

Специализированные ученые советы научно-исследовательских институтов рассматривают диссертации и  представляют в Высшую аттестационную комиссию при Министерстве науки  и высшего образования материалы  для присуждения ученой степени  кандидатов и докторов наук.

Для ускорения внедрения  результатов научных исследований ряд научных учреждений совместно  с производственными предприятиями  создает крупные научно-технические  комплексы, включающие в научное  подразделение, конструкторское бюро, экспериментальное производство. Такая  форма соединения науки с проектно-конструкторскими работами и производством позволяет  в короткий срок осуществить весь цикл работ — от научного исследования до его использования на практике.

Ученые, обогатившие науку  трудами первостепенного значения, общим собранием академии наук избираются действительными членами соответствующей  академии (академиками), а ученые, внесшие  фундаментальный вклад в развитие науки - членами-корреспондентами академии наук.

В КарГТУ трудятся доктора и кандидаты наук, члены-корреспонденты и пр. 

 

Научно-исследовательская  работа в высшей школе

Научно-исследовательская  работа в вузах также координируется Министерством науки и высшего  образования.

Ее главная особенность  — органическое сочетание учебно-воспитательного  процесса и научно-исследовательской  деятельности коллектива вуза. В этой работе принимают участие педагогический и научный составы вузов, а  также студенты. Опыт показывает, что  широкое привлечение студентов  к научно-исследовательской работе в значительной мере способствует становлению  проблемного обучения в вузе.

Научно-исследовательская  работа в вузах преследует три  основные цели:

1 Использование творческого потенциала вузов для решения фундаментальных и прикладных научных задач. Сегодня в вузах страны работают которых около 17 тыс. профессоров, докторов наук и свыше 160 тыс. доцентов, кандидатов наук, что составляет около половины научных работников страны.

2 Повышение квалификации преподавательского состава.

3 Повышение качества подготовки выпускаемых специалистов за счет совершенствования организации учебного процесса, активного участия их в научной деятельности.

Научно-исследовательская  работа в вузах осуществляется по фундаментальным и прикладным направлениям в соответствии с профилем подготовки специалистов, в связи с чем она отличается от работы академических институтов многопрофильностью, большим числом развиваемых направлений - особенно в политехнических институтах. Главные направления исследований сегодня сосредоточены в университетах и высших технических учебных заведениях, где обучаются свыше 40% всех выпускников высшей школы.

В вузе научная работа возглавляется  проректором по научной работе и  регламентируется перспективным и  годовыми планами исследований. Эти  планы, как правило, тесным образом  связаны с планами научных  исследований соответствующих академических  и отраслевых институтов, министерств  и ведомств и являются составной  частью многих государственных программ.

Различают планы госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ вуза. Госбюджетные исследования осуществляются за счет общегосударственных ассигнований на развитие науки, хоздоговорные выполняются на основе прямых хозяйственных договоров между вузом и заказчиком (научно-исследовательским институтом, предприятием, объединением), который и финансирует проведение исследований. Хоздоговорные исследования имеют целенаправленный прикладной характер, так как направлены на решение конкретных задач производства или науки. И госбюджетные исследования могут носить как фундаментальный, так и прикладной характер. Исследования по проблемам высшей школы выполняются, как правило, в соответствии с планами госбюджетных работ.

Для руководства выполнением  хоздоговорных исследований в вузе создается научно-исследовательская  часть, возглавляемая проректором  по научной работе. Каждая кафедра  выполняет исследовательские работы в соответствии с профилем подготовки специалистов. Руководство хоздоговорной  исследовательской работой на кафедре  осуществляется заместителем заведующего  кафедрой по науке.

Для решения актуальных научно-технических  задач в передовых вузах создаются  отраслевые научно-исследовательские  лаборатории, работающие на основе хозяйственных  договоров с определенной отраслью народного хозяйства (министерством, ведомством). В отдельных случаях  отделы этих. лабораторий могут функционировать на предприятиях или объединениях.

Госбюджетные научно-исследовательские  работы выполняются профессорско-преподавательским, научным и инженерным составами  вуза, студентами. В ведущих вузах  создаются проблемные научно-исследовательские  лаборатории, деятельность которых  направлена на решение фундаментальных  и прикладных задач народного  хозяйства и проблем высшей школы. Они же принимают активное участие  в подготовке научных кадров для  высшей школы.

Одним из важных направлений  вузовской науки являются исследования по проблемам высшей школы. Они направлены на подготовку новых учебников и  учебных пособий, внедрение проблемного  метода обучения, разработку спецкурсов по наиболее перспективным направлениям научно-технического прогресса, совершенствование  учебных планов на основе повышения  роли фундаментальных наук.

Участие в исследовательской  деятельности - важнейший фактор повышения  квалификации преподавательского состава  вуза. Во-первых, на основе научно-исследовательских  работ готовятся кадры высшей квалификации - кандидаты и доктора  наук (для защиты диссертаций в  вузах создана сеть специализированных ученых советов). Во-вторых, существенно  повышается эрудиция преподавателя, расширяется  его кругозор, растет педагогическое мастерство (научная деятельность дает возможность преподавателю совершенствовать содержание учебных курсов благодаря  использованию в них последних достижений науки и техники). В-третьих, преподаватель, ведущий активную исследовательскую работу, может успешно осуществлять творческую подготовку студентов, учить их, как пользоваться приобретенными знаниями. 

 

Особенности организации научно-исследовательской  работы студентов

Особенность студенческой научной  работы состоит в том, что ее главной  задачей является не решение важных научных проблем, а приобщение студентов  к самостоятельной работе, углубление их знаний, развитие творческого подхода  к решению поставленных задач. Чтобы  повысить качество подготовки студентов, необходимо научить их не только усваивать  имеющийся фактический материал, но и вырабатывать собственные решения.

Развитие творческих способностей студента невозможно привить только с помощью отдельных видов  учебных занятий. Это умение приходит к нему в процессе коллективной или  индивидуальной исследовательской  деятельности, при выполнении технической  и творческой работы, постановке эксперимента, обсуждении результатов исследований и т. д.

Опыт свидетельствует  о том, что для успешного выполнения студенческой научно-исследовательской  работы необходимо соблюдение следующих  основных условий:

1 Активное участие студентов в научной работе на протяжении всего времени обучения в вузе.

2 Последовательное увеличение сложности решаемых задач с постепенной ориентацией студента в направлении профиля его специальности.

3 Тесная связь научной работы студента с научной работой кафедры.

Научно-исследовательская  работа студентов условно может  быть разделена на подготовительный и основной период.

В подготовительный период наиболее эффективной формой является подготовка научных рефератов и  переводов. Очень полезна подготовка обзорных докладов по какой-либо проблеме. К подготовительной части НИР  следует отнести изучение ими  специальных дисциплин типа ОНИ, ТРИЗ, методы и средства решения  научных задач в какой-либо отрасли  прикладной науки.

В основной периоде после  соответствующей подготовки и приобретения определенных навыков студенты принимают  участие в выполнении отдельных  заданий и решении конкретных задач в рамках НИР, выполняемых  преподавателями и сотрудниками кафедры. Темы НИР студентов могут быть теоретическими, экспериментальными или конструкторскими. Они могут быть связаны с разработкой экспериментальной или учебной установки, макета или действующей модели.

Одна из форм контроля НИР  студентов является участие в  конкурсах, конференциях и семинарах  с подведением итогов. Лучшие работы поощряются руководством Вуза. 

 

Контрольные вопросы

1. Сколько  периодов можно выделить в  процессе возникновение и развития  науки?

2. Что  является исторически первой  формой науки?

3. В каком  периоде развития науки выделяют  две фазы - непосредственное созерцание  и дифференциация?

4. Какой  из периодов науки характеризуется  накоплением большого фактического  материала о природе, полученного  экспериментальными методами?

5. Как  характеризуется третий период  в развитии естествознания?

6. Какие  методы мышления господствовали  в развитии науки третьего  этапа?

7. Что  характеризует метод научного  познания, основанный на материалистической  диалектике?

8. Как  называется процесс сближения и связи отдельных наук?

9. Что  изучает науковедение?

10. Что  такое НТР?

11. Что  является высшим научным учреждением  нашей страны?

12. В каком  году была образована Академия Наук РК и кто был ее первым президентом?

13. Кем  в вузе возглавляется научная  работа?

Главная страница

В начало лекции



Информация о работе Основы научных исследований