Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:48, шпаргалка
Особенности искусства индо-буддийского Востока
Религия в индо-буддийской культуре
Культура ислама
1. Ислам: Направления, течения, секты
1.1 Основатель ислама
1.2 Направления, течения, секты
№2 Искусство индо-буддийского Востока
Особенности
искусства индо-буддийского
1. «Эстетика тождества»:
регламентация типов сюжетов,
характеров героев, языка, стиля
и т.д. Нормы буддийской
Архитектура. К наиболее характерным буддийским архитектурным формам относятся: храмы (чайтьи), монастыри (чайтья плюс вихара – монашеское общежитие), ступы, столбы-стамбхи. До появления буддизма и буддийской архитектуры в ведическую эпоху обряды совершались под открытым небом.
Чайтья – это буддийский храм и, возможно, алтарь или холм на месте кремации святого. Первые чайтьи появляются во II - I вв. до н.э. Буддизм искал для храмов и монастырей уединенные места и уходил с архитектурой под землю в прямом смысле этого слова, создавая пещерные храмы в монолитной скале. Пещерный храм – символ тождества сферы священного с чревом земли, «мировой горы». Насчитывается примерно 1200 буддийских пещерных храмов. Самые известные расположены в Индии: в Аджанте, Эллоре и Карли. В Аджанте сохранились древние фрески, являющиеся одной из самых известных достопримечательностей Индии.
Ступа – это в типичном варианте культовое сооружение полусферической формы, полое внутри, где хранятся священные буддийские реликвии – останки известных духовных учителей (после сожжения), Будды и бодхисатв. Наиболее чтимы телесные реликвии Будды – волосы (якобы хранятся в храме на территории Ориссы), зуб (храм в Шри-Ланке), предметы одежды, чаши, посохи, деревья и т.д. Насчитываются сотни тысяч ступ. Наиболее известные ступы Индии находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Они являются объектами паломничества. Соблюдая ритуал их посещения, паломники обходят ступу вокруг и оставляют в специальных сосудах жертвоприношения. По преданию 8 первоначальных ступ сооружены над мощами (пеплом) Будды, поделенных между восемью царями. Царь Ашока якобы изъял мощи из семи из них и поделил на 84000 частей для других новых ступ.
Стамбха – это монолитная колонна-столб, установленная в честь знаменательного события. Завершалась фигурками животных. Стамбха из Сарнатха, хранящаяся в Национальном музее Нью-Дели, представляет собой столб с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и пьедестала, на котором восседают четыре льва. Он стоял на месте первой проповеди Будды. Лепестки лотоса символизируют основу жизни и ассоциируются с Агни. Львы несут чакру – колесо мироздания. Сегодня «львиная» капитель – государственный герб Индии.
Наиболее характерные архитектурные формы индуизма – наземныеиндусские храмы – здания с шаровидным или башневидным поднятием и пирамидальными башнями. Их вырубали из монолитной скалы или создавали путем камневой кладки. Индусский храм осмысливается как центр мира (княжества, царства) или как центр в себе. В первом случае храм возвышается над владениями правителя и якобы дает ему покровительство богов. Во втором – он размещается в изоляции. Из наиболее известных – храм Солнца или храм «на колесах», храм-колесница. Известен своей эротической скульптурой храмовый комплекс в Кхадрурахо ( X - XI вв.). Он построен во время правления царя Дханга, поклонника культа чувственных наслаждений. Внутри храма предполагались ритуалы-оргии с привлечением танцовщиц и куртизанок.
Помимо религиозных сооружений
в архитектуре индо-
Скульптура носит декоративно-прикладной характер, является, как правило, частью архитектурных сооружений. Заняла господствующее положение в убранстве храмов.
Буддийская скульптура более строга, чем индуистская. В буддийских композициях важное место отводится Будде. В виде человека Будда появляется в изображениях в первые века нашей эры. Традиция насчитывает 32 отличительных признака тела Будды, в т.ч.:
Являясь деталью архитектурных сооружений, скульптура часто сочетается с горельефом – высоким рельефом и барельефом – низким рельефом.
Музыка Индии – древняя и самобытная. Вся импровизирована: любое вокальное и инструментальное произведение импровизируется. Ритуальным песням, танцам, музыке всегда предписывалась очистительная сила и способность порождать творческую энергию человека.
Музыку Индии можно рисовать: каждой расе соответствует определенная рага – соединение мелодии, ритма, лада – и цвет.
Царица инструментов – вина, подобная арфе.
Танец. Греческий историк Арриан так охарактеризовал отношение древних индийцев к танцу: «Ни один народ не питает большей любви к танцам и песням, чем индийский.». Эту любовь он пронес через всю свою историю. Классический танец – одна из разновидностей йоги, способ духовного и физического совершенствования. Пронизан традицией, символичен. Необычайно развиты движения-символы глаз и рук.
Театр . Индийский театр очень древний. Он вобрал в себя музыку, танец, пантомиму, слово. Основа большинства театральных представлений – сюжеты поэм Махабхарата и Рамаяна. Рама и Кришна – главные герои. Среди действующих лиц драмы – боги, святые, мудрецы, правители. Устраиваемые традиционно на открытом воздухе, представления могли длиться всю ночь.
Живопись. В Древней Индии развита живопись, существовали специальные картинные галереи, было развито искусство стенных росписей. После VIII в. живопись развивается сравнительно слабо. Как и другие сферы деятельности, она была заключена в оковы кастового устройства. Существовали специальные касты живописцев и толкователей изображений. Тем не менее среди выдающихся явлений индийской живописи – средневековая миниатюра, развившаяся под мусульманским влиянием и представленная книжными иллюстрациями. Ее ведущие школы – Могольская ( XVI - XVIII вв.) и школа Кангра (середина XVIII в. – начало ХХ в.).
Интерес к живописи
возродился под влиянием западной культуры.
На рубеже XIX -ХХ вв. возникает школа
«Бенгальского возрождения» в Бенгалии.
Во главе – Тагоры, организационно
сплотившие художников национальной школы.
Все последующие течения
Пейзаж полон религиозно-философского смысла. Горные вершины, река Джамна – религиозные символы.
Живопись на тему любви связана с мифами о Кришне и Радхе, Шиве и Парвати, Раме и Сите. Шива изображается белым с шеей, синей от яда. Брахма изображается красным с четырьмя руками, четырьмя головами. Вишну изображается синим, четырехруким. В руках он держит диск, раковину, лотос и булаву. Имеет множество эпитетов, один из них – Нараяна (лежащий на водах). Это Вишну в период сна, когда мир залит океаном, а он лежит на огромной змее. Кришну изображают синекожим юношей с флейтой, ребенком-ползунком и юношей-пастухом.
Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фолклорная традиция. Джатаки – гибрид басни, сказки, мифа, нравоучения. Джатаки – притчи, эпизоды из жизни бодхисатв, излагаемых Буддой с целью нравственного наставления, художественно обработанная проповедь раннего буддизма, строившаяся на популярных в народе идеях и представлениях.
Известные литературные памятники буддизма – Тхерогатха, Тхеригатха – стихи старцев и стариц, буддийских подвижников.
Распространена любовная лирика, связанная с мифами о Кришне и Радхе и др. богов.
Религия в индо-буддийской культуре
Индо-буддийская культура – это царство религии:
Условно выделяют две основные религии: индуизм и буддизм. Условность объясняется, во-первых, тем, что на родине индо-буддийской культуры – Индии нет понятий «религия» или «индуизм». Религией европейские ученые обозначают то, что в представлениях индийцев есть дхарма, т.е. порядок как космическое и нравственное явление, включающий в себя следование предписаниям: обрядовым, культовым, моральным Во-вторых, условность определяется размытостью многочисленных школ и сект внутри буддизма и индуизма, так что некоторые секты индуизма различаются заметнее, чем буддизм и индуизм. Буддизм и индуизм сходны в многообразии сект, синкретизме, слиянии с повседневным образом жизни людей. Буддизм впитал в себя предшествующие проиндуистские учения и в свою очередь учение Будды срослось с учением индуизма. В храмах Ориссы джайнские и буддийские святые помещены рядом с брахманистскими богами. Индуизм заимствовал элементы культа, искусства и даже святилища буддизма. Народные версии буддизма неотличимы от индуизма. В Индии культурологи включают буддизм в брахманистско-индуистскую традицию. Тем не менее сохраняется европейская традиция разделения этих религий.
№4. Культура ислама
Ислам-третья и последняя
из развитых монотеистических религий.
Она возникла на Ближнем востоке,
своими корнями уходила в ту же
почву, питалась теми же идеями, основывалась
на тех же культурных традициях, что
христианство и иудаизм. Это религиозная
система, сложившаяся на базе двух ее
предшественников, так что заимствования
в плане общекультурном, но и чисто
теологическом, религиозно-культовом,
ощутимы здесь на каждом шагу. Ими
наполнена священная книга
Ислам сыграл огромную роль
в истории и культуре не только
арабов, но и всех народов ближневосточного
региона, а также иранцев, тюрков,
индийцев, индонезийцев, многих народов
средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан,
значительной части населения Африки.
В результате арабского завоевания
и под прямым воздействием ислама
складывались не только судьбы народов
«исламского мира», но и их культурные
традиции, идейный багаж, нормы быта
морали, мифо - поэтические и эпические
образы и предания, которые и сегодня
во многом определяют их жизнь. Конечно,
покоренные арабами страны и народы
сохраняли и развивали
Информация о работе Особенности цивилизаций индо-буддийского Востока