Особенности цивилизаций индо-буддийского Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:48, шпаргалка

Описание

Особенности искусства индо-буддийского Востока
Религия в индо-буддийской культуре
Культура ислама
1. Ислам: Направления, течения, секты
1.1 Основатель ислама
1.2 Направления, течения, секты

Работа состоит из  1 файл

культ-я семинар № 5.docx

— 32.44 Кб (Скачать документ)

 

1. Ислам:  Направления, течения, секты

 

В начале VII века н.э. в Аравии, считавшейся в те времена окраиной цивилизованного мира, неожиданно появилось  небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это войско в течении нескольких лет захватило огромные пространства - от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Северного востока, Северной Африки, Пиренейского полуострова были на некоторое время объединены в  гигантское государство – Арабский Халифат, подданные которого усвоили  принесенную из Аравии веру. С течением времени халифат раздробился  на отдельные самостоятельные государства. Политическая карта Ближнего и Среднего востока неоднократно менялась, некоторые страны региона оказывались в зависимости от европейских держав, однако все некогда покоренные арабами страны (кроме Испании) до сих пор сохранили религиозную общность. Ислам распространился в регионах, где арабских завоевателей никогда не было, например, в  Индонезии, Малайзии, в некоторых странах Черной Африки, в Поволжье.

Сегодня на земле ислам  исповедуют около миллиарда человек. Поэтому ислам - наряду с христианством  и буддизмом - называют мировой религией.

 

1.1 Основатель  ислама

 

Основателем ислама был пророк Мухаммед. Он родился в 570 году н.э. При  создании своего учения пророк опирался на три основные религии, распространенные тогда в Аравии: семитическое язычество, иудаизм и христианство.

Мухаммед начал свою религиозную  деятельность в Мекке, которая была в то время крупным религиозным  и торговым центром региона. Главной  религиозной святыней Мекки был  храм Кааба с Черным камнем. В  храме хранились изображения  племенных богов. Все это сделало  Каабу объектом паломничества арабов.

Первыми верующими стали  ближайшие родственники Мухаммеда, его слуги и рабы. Между приверженцами  новой религии и язычниками в  конце концов возник конфликт. Пророк был вынужден бежать в соседний город  Ясриб (Медину). Казалось, став изгоем, Мухаммед должен был попасть в  полную зависимость от принявших  его. Но случилось иначе. Племена, населявшие Ясриб, исповедовали различные религии. Среди них были язычники, иудеи  и христиане, и жители города и  окрестностей часто не могли договориться друг с другом. Мухаммеду, который  не принадлежал ни к одной из господствующих в Ясрибе религий, удалось стать  своего рода арбитром в спорах между  общинами.

Таким образом, Мухаммед получил  возможность распространять свою религию. В Ясрибе сложилась мусульманская  община – умма, ставшая ядром  будущего арабского государства. Став во главе Ясриба ( в последствии  города-пророка- Медины, где он был  похоронен в 632 году) Мухаммед подчинил себе всю Аравию, в том числе  и Мекку после ряда сражений с  мексиканцами был заключен договор. Они признали власть пророка, приняли  ислам. При Мухаммеде ислам представлял  собой единую, монолитную религиозную  систему. После смерти пророка возник вопрос о верховной власти. Преемники  пророка - халифы - должны были следить  за тем, чтобы люди жили в соответствии с Кораном и Сунной.

Среди мусульман началась борьба за власть. Третий халиф Осман - был убит мятежниками. Четвертый  халиф - Али был признан далеко не всеми мусульманами. Али был  не только ближайшим соратником Мухаммеда, но и родственником пророка - его  двоюродным братом. Многие из сторонников  Али считали, что родство с  пророком дает ему и его потомкам-исключительное право на власть, что они одни обладают унаследованной от Мухаммеда  способностью быть посредниками между  Богом и человеком.

В ходе борьбы Али с Омейядами (родственниками Османа) в конце VII века появилось течение в исламе - хариджиты.

1.2 Направления,  течения, секты

 

Одним из главных направлений  ислама является суннизм. Его сторонники называют себя ахль ас-сунна (люди Сунны) и считают, что именно они придерживаются традиций пророка. Суннитом является тот, кто признает первых четырех халифов  законными, кто не сомневается в  достоверности хадисов (рассказов  о Мухаммеде, входящих  в Сунну) и придерживается ритуальных, бытовых и социальных правил. В настоящее время большая часть мусульман – сунниты.

Уже в VII-VIII веках в исламе начинает выделяться мистическое направление  – суфизм. Суфии (от слова «суф», означающего грубую шерстяную накидку, в которую они облачались) - это  своеобразные мусульманские монахи. Первые религиозные общины суфиев появились  в Ираке (Куфа, Басра, Багдад) и Сирии  в начале VII века, затем они быстро распространились повсюду от Испании  до Индии. Подавляя, а то и пугая  правоверных своим необычным видом и странным поведением, суфии  вначале вызывали настороженное к себе отношение, подозрение и даже преследование властей. Посвятив себя Аллаху, стремясь уйти от мирских дел, отказываясь от имущества и от земных привязанностей, усмиряя свои чувства и страсти, суфии как бы противопоставляли себя обычным правоверным и считали необязательным для себя те нормы жизни, обряды и условности, которые были обязательны для последних. Однако с течением времени к суфиям привыкли. Суфии стали чувствовать себя в исламском мире более уверенно; официальные власти признали их и, более того, стали широко использовать их авторитет и призывы подчиниться воле Аллаха. Суфизм распространился в Южной и Юго- Восточной Азии, а также в Турции.

В XVII веке аль-Ваххаб и его  сторонники – ваххабиты, стремясь вернуть  исламу первозданную чистоту, стали  выступать против мирских развлечений, а также против  посредников-духовников во взаимоотношениях с Аллахом. Их идеологией стал строгий монотеизм. Ваххабиты энергично боролись против всего, что противоречило их убеждениям, в том числе против почитания святых мест. Выступив под лозунгом джихада, ваххабиты разгромили ряд аравийских городов, включая Мекку (где они изуродовали священный Черный камень в храме Каабе).

После смерти Али политическая оппозиция приобрела характер религиозно-сектанского  движения, противостоявшего суннизму. В дальнейшем из этой секты развился шиизм. Шииты верят, что Мухаммед, наделенный божественной благодатью, передал ее своим потомкам. Для  шиитов важна святость не только пророка, но и Али, авторитет которого базировался  на его личных качествах. Получила распространение  легенда, что архангел Джебраил просто перепутал Мухаммеда и Али, так  как они были очень похожи. В  соответствии с этими принципами у шиитов сложилось представление  о святых имамах. Имамом может быть только алид – потомок пророка  из линии Али. Шииты создали свой кодекс священных текстов. Они признают канонический текст Корана. Однако они не удовлетворены тем, что  в этой книге не отражена роль Али.

Одной из крупнейших шиитских сект являются алавиты. Ее основателем  считается Мухаммед Ибн Нусайр. Учение алавитов представляет собой смешение элементов шиитского вероучения и христианства. Согласно учению алавитов, Бог воплощение трех ипостасей (Смысл, Имя, Врата), которые периодически воплощаются в пророках. Как и многие другие шиитские секты, алавиты признают перенаселение душ, отвергают некоторые обряды и моральные запреты ислама. Они обожествляют Иисуса, почитают христианских апостолов, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху).  

 

 

 


Информация о работе Особенности цивилизаций индо-буддийского Востока