Особенности духовной культуры Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:06, реферат

Описание

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешнего временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот – появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закладывались основы мировых религий.

Содержание

1. Введение
2. Древняя Индия
3. Религия Древней Индии
3.1 Ведизм
3.2Индуизм
3.3 Буддизм
4. Философия
3.1 Йога
3.2 Упанишады
3.3 Махабхарата
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по культурологии 

на  тему: « Особенности  духовной культуры Древней Индии » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     

                                                                                                                      

                                
       
       
       
       
       
       

             Содержание

 

    1.   Введение

  1. Древняя Индия
  2. Религия Древней Индии

           3.1 Ведизм

            3.2Индуизм

            3.3 Буддизм

     4. Философия

              3.1 Йога

              3.2 Упанишады

              3.3 Махабхарата

       5. Заключение.

       6. Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Введение 

     Одна  из  центральных  проблем понимания  древнего мира - осмысление многообразия  и  уникальности древних культур, отдаленных    от нынешнего временем  и  пространством. Все они, взятые  вместе  и представляющие некое цивилизационное  целое, своим многообразием  и  уникальностью  в  значительной  степени повлияли  на формирование  и  характер современной цивилизации. Древние культуры  Востока  и  Запада  около 500 лет  до  н.э. пережили коренной исторический поворот – появление человека  современного типа. Пришел  конец  мифологической  эпохе   с   ее спокойной  устойчивостью, началась борьба рационального опыта  с  мифом,  вырабатывались  основные понятия  и  категории, которыми  мы  пользуемся по  настоящее  время, закладывались  основы  мировых  религий.                                                      

     В Индии  в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие  мощные  философские  школы,  в Иране  учил Заратустра,  в Палестине  выступали пророки, в  Греции – это  время  Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

     Именно  тогда перед человеком открылись  и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые  ответы  на  вопросы,  ранее принятые  на  веру, пересматривает свои  решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и  понимать то, о  чем раньше он  не задумывался,  и  благодаря этому открывать  в  себе  все  новые  возможности.  
 
 
 
 
 

      Древняя Индия 

     Индия – одна  из колыбелей  человеческой цивилизации. Она была заселена  еще  в глубокой древности.  

     Первыми  жителями  Древней  Индии  были  дравиды. По прошествии веков  дравидов сменили  многочисленные  племена, отличавшиеся  друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.

     Первые  известные  центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо- Даро  и  др. существовали уже  в  III тысячелетии  до  н.э.  на  берегах Инда. Культура Хараппы  стала  основной, базой  дальнейшей  культурной  и  общественной эволюции.

     В  религии  эпохи  Хараппской  культуры  обнаружены  элементы, вошедшие  в  более поздние религиозные  представления. Во II тысячелетий начали складываться  те  важные религиозные традиции, которые к началу  I тысячелетия получили  литературное  оформление, именуемое  в  истории индийского мировоззрения  и  ритуальной  практики  ведами.  Ведизм,  или ведийская  религия,  уже содержал  черты, характерные  для  более поздних индийских религий,  в том числе  и  буддизма.

     К нему можно отнести представление  о  том,  что  все существующее живое связано между собой  во  времени постоянными переходами  из одного  телесного  состояния  в  другое ( переселение  душ  или  перевоплощение ),   учение  о  карме,  как  силе,  определяющей  форму  этих  переходов. Устойчивыми  оказались состав пантеона богов, а также вера  в  ад и рай.      В более поздних религиях были развиты многие  элементы ведийской символики,  почитание некоторых растений  и  животных,  большинство бытовых  и  семейных  обрядов. В ведийской религии  уже  отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей  на варны (касты в древней Индии)  установлено  высшим  божеством. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме – тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные  им в прежних перерождениях. Даже обильные жертвоприношения, доступны         лишь богатым  и  знатным, свидетельствовали якобы  о  большей близости последних к  миру богов, а для низших варн многие обряды были запрещены. 

     Действительного  развития  это учение  достигло  во  II тыс.  до  н.э., в эпоху “Ригвед” была создана своеобразная духовно-мировоззренческая система  индуизма, ставшая важнейшей  частью индийской культуры. В эту же эпоху осуществляется раздел общества на касты.

     Каста – это явление, без которого  невозможно понять характер  и своеобразие  индийской культуры. В“Ригведах ” были основаны  морально-правовые мотивы раздела общества на четыре  резко разграниченных  сословия:  1) священство – брахманы,   2)воинство – кшатрии  или  раджанья,   3) рабочий люд – вайшья ( торговцы, ремесленники) и 4) низшие сословия – шудры. Была  выработана  целая система жизни  и  поведения человека в зависимости от касты.

     В  одной  из  песен  “ Ригведы”, под названием “ Пуруша- Сукта ” описывается  сотворение  мира  в  виде  жертвоприношения, совершаемого богами. Центральной  фигурой  и  жертвой  является  первородный  великан, по имени  Пуруша , и человечество  создается из  разных  частей  его тела. Пуруша ,  говорится в гимне,“ есть вся  вселенная, все бывшее, сущее  и будущее ”. И боги принимаются извлекать из него миры,  и  животную тварь,  и  людей. Из уст его создан брахман, из рук – кшатрия, вайшья - из его бедер,  шудра из его ног.

     Брахманские писания  все подтверждают  миф о Пуруше, с той только разницей,  что на место этого, древнейшего, имени они ставят имя Брахмы, Творца  и высшего божества  ведийского  периода,  мистическое  же жертвоприношение не упоминается вовсе. Вот почему брахманы всегда так выхваляются ‘превосходством своего происхождения ’.

     Таково  более или менее строгое деление, на которое распадается всякий народ  в самом начале своего государственного существования. В Индии оно с самых ранних времен отличалось необыкновенной суровостью  и  непреклонностью. Нигде  люди  так  неумолимо  не  обрекались  жить  и умереть на том самом месте, на котором родились, без малейшего простора для  личного выбора, без малейшей лазейки, через которую бы выбраться в другое.   Нигде священство  не заявляло прав  на такое полное верховенство, не  требовало такой  безусловной покорности, такого  почти рабского самоуничижения со стороны всех других сословий. Где, кроме  Индии, слыхано, чтобы жрецы имели нахальство, провозгласить  прямо, без обиняков, что “существует два разряда богов: боги небесные и боги земные – брахманы ? ”

     Индийская  каста  -  это результат длительного процесса  становления производственных,  правовых  и  культурных отношений  между людьми, которые  разделены между  собой  происхождением, профессией, обычаям  и законами.

      

                               Религия Древней Индии 

     Тысячелетняя  культурная традиция  Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее  народа. Главным религиозным течением был индуизм ( ему сейчас  следует 80 % населения Индии ). Корни этой религии уходят  в  глубокую древность. 
 
 
 
 

            Ведизм

    О  религиозных  и  мифологических   представлениях  племен  ведийской эпохи можно судить  по  памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались  и  считаются  в  Индии  священными текстами,  их  изустно передавали  из  поколения  в  поколение, бережно  сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм  не  был обще-индийской  религией,  а  процветал  лишь  в  Восточном  Пенджаби  и  Уттар  Продеш, которые  заселила  группа  идоарийских  племен. появились позже сотворения этого мира.

     Веды – это древнейшие памятники индийской культуры, составляющие канон откровения, которому традиция приписывает божественное происхождение.

    По  приданию священное знание Вед легендарные древние провидцы-поэты риши обрели внутренним прозрением и передали их смертным. Это знание заключает в себе непреложную истину, и Веды на всем протяжении истории индуизма пользовались наивысшим авторитетом. Веды составляют всю совокупность знаний древнего индийца о мире, в котором он живет: мир богов, мир людей и жертвоприношение как связующее звено между этими двумя мирами. Ригведа является самой древней из вед, поскольку она не предполагает никакого санскритского памятника, в то время как вся остальная литература предполагает ее..        Для  ведизма характерным было обожествление природы как целого  ( сообщества богов – небожителей )  и  отдельных  природных  и  социальных явлений: так Индра – бог грозы и могущественной  воли;  Варуна – бог мирового  порядка  и  справедливости; Агни – бог огня  и домашнего очага; Сома – бог священного напитка. Всего к высшим индийским богам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы – небо, землю, антарижну ( пространство между ними ), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли – Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками  многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца – было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг – растения, горы, реки – считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы.                   

     В  целом религия ведического периода  отличается сравнительной простотой  и не сложностью. Центральный момент этой религии – принесение в жертвы. Образы богов довольно  многочисленны, и  большинство их – олицетворения явлений природы; но в каждом случае исполнитель обряда имеет дело лишь с одним определенным богом. Образы богов суть в значительной степени лишь различные олицетворения  одного и того же явления; поэтому они нередко сливаются и легко переходят один в другой.     Многие черты ведизма вошли  в индуизм, это был новый этап  в развитии духовной жизни, появление первой  религии. 

                  Индуизм 

      В индуизме на первый план выдвигается  бог – творец, устанавливается  строгая – иерархия богов. Появляется Трмурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма – это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он – каратель неверных и грешников. Вишну – это бог охранитель; Шива – бог разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме – вишнуизм и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран – главных памятников индуистской мысли,   сложившейся    в   первом   веке нашей эры.  В   ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (нисхождениях) Вишу. В восьмом из них он предстает в облике Кришны – героя племени Ядавов. Эта оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой – персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны снискал такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая оватара, где Вишну предстает в виде Будды – результат включения в индуизм буддийских представлений.

     Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с  разными качествами – он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

     Индийцы считали, что индуистом нельзя стать – им можно только родиться; что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее – это грех. Особую силу индуизм набрал в середине века, став основной религией населения. " Книгой книг " индуизма была и остается "Бхагавадгита" , в центре которой – любовь к богу и через это – путь к религиозному освобождению.

Информация о работе Особенности духовной культуры Древней Индии