Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 04:39, контрольная работа
Русская культура требует глубокого и многостороннего рассмотрения. С одной стороны, непосредственно соприкасаясь с русской культурой прошедших веков в смысле хотя бы просто хронологического «соседства», современная культура тесно увязана с накопленным культурным опытом, даже если внешне отрицает его, или играет с ним. С другой стороны, являясь частью мировой культуры, современная культура России впитывает, перерабатывает, трансформирует тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом.
1. Введение…………………………………………………………..……..…3
2. Историческая периодизация отечественной культуры (от Руси к России)………………………………………………………………..….....5
3. Периодизация русской культуры………………………….…… ..……6
4. Место русской культуры в типологии культуры Н.Я. Данилевского по книге «Россия и Европа»…………………….…......7
5. Словарь понятий и персоналий…………………………….……..…..16
6. Заключение………………………………………………………….....…18
7. Список литературы……………………………………….……….……19
8. Линней Карл - шведский естествоиспытатель, 1707-78, 1735-38 жил в Голландии, с 1741 профессор в Упсале. Имел огромное влияние на развитие ботаники и зоологии, ввел двойную номенклатуру (латинские родовые и видовые названия).
9. Мамардашвили Мераб Константинович (1930-1990) - российский философ и психолог. Доктор философских наук (1970), профессор (1972). Заместитель главного редактора журнала "Вопросы философии" (1968—1974). Исследовал природу, формы и содержание сознания, мышления и познания. Особое внимание уделил изучению события мысли. Неоднократно обращался к анализу психоаналитических идей, места и роли фрейдизма в духовной культуре XX века. Автор книг: "Формы и содержание мышления. К критике гегелевского учения о формах познания" (1968); "Символ и сомнение: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке" (1982, в соавторстве с А.М. Пятигорским); "Классический и неклассический идеалы рациональности" (1984); "Как я понимаю философию" (1990) и многих др.
10. Нонконформизм (от лат. non - не, нет и conformis - подобный, сообразный) - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения.
11. Секуляризация (от позднелат. saecularis - мирской, светский) - обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась в Европе во время Реформации (XVI-XVII вв.); в России произведена в XVIII в. В широком смысле - политика, направленная на уменьшение влияния, роли, полномочий церкви в тех или иных сферах жизни.
12. Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900) - русский философ, поэт, публицист и литературный критик. Родился 16 (28) января 1853 в Москве, сын С.М.Соловьева, ученого-историка, автора монументальной Истории России с древнейших времен.
13. Страхов Николай Николаевич (1828-1896), русский философ, литературный критик. Родился 16 (28) октября 1828 в Белгороде Курской губернии в семье священника. В 1851 окончил Педагогический институт в Петербурге. Преподавал естественные науки в Одессе.
14. Шпенглер Освальд (1880-1936) - немецкий философ и культуролог. Родился 29 мая 1880 в Бланкенбурге (Германия). Изучал философию, историю, математику и искусство в Мюнхенском и Берлинском университетах.
6. Заключение.
Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.
В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры - это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что делают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Наличие смысловой доминанты культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретным формам его воплощения.
Русская культура, безусловно, великая европейская культура. Она является самостоятельной и самобытной национальной культурой, хранительницей национальных традиций, ценностей, отражением особенностей национального характера. Русская культура в процессе своего становления и развития испытала на себе влияние многих культур, впитала в себя некоторые элементы этих культур, переработала и переосмыслила их, они вошли в состав нашей культуры как ее органическая составная часть.
Русская культура не является ни культурой Востока, ни культурой Запада. Можно сказать, что она представляет собой самостоятельный тип культуры. В результате разных причин русская культура не реализовала полностью своих возможностей, своего потенциала.
К сожалению, опыт различных преобразований в России осложнен тем, что любые изменение производились насильственным путем либо резким сломом, заменой, отрицанием, отторжением существующей культурной традиции. Культурная история страны неоднократно подтверждала на практике гибельность такого подхода, который вызывал не только уничтожение предшествующей культуры, но и приводил к конфликту поколений, конфликту сторонников «новин» и старины. Еще одна важнейшая задача - преодолеть комплекс неполноценности, который сформирован у части нашего общества по отношению к своей стране и культуре. Он также не способствует движению вперед. Ответной реакцией на него являются проявления национализма и резкого отрицания любых заимствований.
7. Список литературы:
1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов. - М.: Высшая школа, 1999.
2. Бердяев Н. А. «Философия свободы. Смысл творчества». - М., 1989.
3. Виролайнен М.Н. «Типология культурных эпох русской истории» // Русская литература. - 1991.
4. Каган М.С. «Философия культуры». СПб., 1996.
5. Кравченко А.И. «Культурология»: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.
6. Межуев В. М. «Культура как философская проблема» // Вопросы философии.- 1982.
7. Бажов С.И. «Культура и цивилизация в философско-исторической концепции Н.Я.Данилевского (критический анализ)». М., 1989.
8. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому». М., 1991.
19