Особенности культуры древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 09:23, контрольная работа

Описание

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры…………………………………………………………………………..4

2 Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах……...10

2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………….10

2.2 Развитие архитектуры и фольклора в Древней Руси…………………...11

2.3 Древнерусская иконопись………………………………………………...14

2.4 Древнерусские народные ремесла……………………………………….15

3 Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и историков ХIX-XX вв.............................................................................................................................17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список используемой литературы……………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

культуралогия 15тема.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уральский государственный экономический  университет

Кафедра экономики предприятия 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Культурология»

на тему: «Особенности культуры Древней Руси» 
 
 
 
 

Исполнитель:

Студентка группы ЭкиП-10

Лазеева А.С. 

      дата   подпись

      студента 

Преподаватель: 

Толкачев Ю.А.

      дата    подпись

                                                                                                                  студента 
 

Контрольная защищена:

        дата оценка             подписи

              не менее двух

                                                                                                               членов комиссии 
 
 
 

Каменск - Уральский

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Язычество  Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры…………………………………………………………………………..4

2 Формирование  на Руси особого типа духовности  и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах……...10

   2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………….10

   2.2 Развитие архитектуры и фольклора  в Древней Руси…………………...11

   2.3 Древнерусская иконопись………………………………………………...14

   2.4 Древнерусские народные ремесла……………………………………….15

3 Проблема  самобытности русской культуры  и становление русского национального  характера в осмыслении философов  и историков ХIX-XX вв.............................................................................................................................17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список  используемой литературы……………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    История Древней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то что за это  время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий - христианства и древней языческой традиции.

    Культура  Руси складывается в те же века, что  и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.

    На  развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. В общей культуре Руси отразились как традиции полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ И ПРИНЯТИЕ  ХРИСТИАНСТВА. НАСЛЕДИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ  КУЛЬТУРЫ.

    Понятие «язычество» происходит от слова «языки», т.е. отождествляется непосредственно с сутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком. Языческая культура - это первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русской культуры определяется прежде всего тем, что она, во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры.

    Славянское  язычество - это одна из частей огромного  комплекса первобытных воззрений, верований, которые послужили основой  для всех мировых религий.

    Языческое мировоззрение лежало в основе миропонимания славян. Миропонимание и его эволюция является сложным и многогранным процессом, находящегося в зависимости от самых разных обстоятельств и связано со степенью познания мира и природных явлений, а также с тем или иным видом хозяйственной деятельности.

    Славянскому образному мышлению издревле был  свойственен антропоморфизм, т.е. перенесение  человеческих свойств на область  нечеловеческую. Древние славяне  обожествляли природу, признавали наличие  за предметами и явлениями внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все это выражалось в их разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши - богини плодородия, огню и другим явлениям природы. О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды.

    Славяне верили в невидимые души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых  жертв поднимаются к небу и  небесным властителям. Место захоронения  горшка для еды с прахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы.

    Язычество пронизало практически всю духовную жизнь древнерусского человека. Это  нашло выражение в фольклорном  творчестве, обрядах, заговорах, заклинаниях и даже в дипломатических отношениях. В договоре князя Игоря с греками 944 г. можно прочитать следующее: «А кто из русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь». Язычество сохранило свою первозданную прелесть, образность и жизненность в сказках, преданиях, легендах, былинах.

    Быт и культура наших далеких предков  отражает одновременно и любовь к  природе, ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой они противопоставляли заговоры, заклинания, магическую обрядность. Всевозможные праздники и обряды славян были связаны с аграрной магией и молениями об урожае.

    Годичный  цикл древнерусских празднеств у  славян был связан с языческими молениями и слагался, во-первых, из четырех солнечных фаз и связанных с ними праздниками: святками, масленицей, праздника Купалы - «зеленые святки» и праздника урожая в сентябре и во-вторых, молениями о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай.

    В подавляющем большинстве языческие  празднества и моления проводились  общественно, являлись «событием» и  проводились за пределами житейского бытового круга, существовали и межсельские - «игрища межю селы». До нашего времени  дошло большое количество святилищ где, в свое время, всем селом или племенем проводились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и игры XIX и XX вв.

    Все виды работ с металлом в древности  были связаны со множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших в мифы. Общеизвестна связь кузнецов с образом волка. Известным является миф о волшебном кузнеце Космедемьяне (Кузьма и Демьян), который выковал плуг в 40 пудов и обучил людей земледелию. Мифический кузнец побеждает страшного змея и пропахивает на нем гигантские борозды - «змиевы валы». Кузнец, выковывающий свадебные кольца, расценивался и в XIX в. как покровитель брака и семьи.

    С древнейших времен, человек, охраняя  себя от злых сил, покрывал одежду и  жилище изображениями - оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. Древнерусский язычник, ожидавший опасности от всего мира, по которому дуют «злые ветры», защищался не отдельными элементами мира, а системой мироздания, взятой не в статике, а в ее естественной, законоустановленной динамике.

    Множество магических обрядов и поверий  было связано с постройкой дома. С удивительной строгостью соблюдалась  древняя картина мира в системе  его архитектурного убранства. Снаружи  и внутри дома все покрывалось  орнаментикой. Орнаментика внешнего вида восточнославянского жилища сохранила почти в полной неприкосновенности древнюю, идущую чуть ли не из энеолита оберегающую символику. Когда человек покидал свой дом-крепость, то овеществленные заговоры, если так можно назвать орнамент, переносились на одежду. Все предметы, связанные с изготовлением полотна для одежды, густо оснащались заклинательными знаками. Сама одежда, особенно женская, была насыщена символикой, опять-таки воспроизводившей макрокосм. Верхняя часть одежды, головной убор, посвящалась небу. Здесь господствовало изображение солнца и птиц. Сами народные названия головных уборов были связаны с птицами: «сорока», «кокошник» (от «кокоши» - курицы). Декоративные ленты, спускающиеся от кокошника к груди - «рясны» имитировали дождь. Этнографически известные нам вышивки дают на рубахах и поневах символы засеянного поля, земли, а археология добавляет, исчезнувший впоследствии, символ нижнего мира: на свисающих вниз концах поясов изображались головы ящеров. Таким образом, язычники прибегают к модели мира и микрокосм человеческого быта (дом, одежда, украшения) воспроизводит макрокосм, мир в его неразделенном целом. Привнесение элементов динамики (движущееся по небу солнце, идущий дождь) должно было увеличить магическую силу глубоко продуманной надолго вкоренившейся в народную жизнь орнаментики.

    В Х веке языческая культура достигла своего апогея. Стихийно создававшаяся  на протяжении многих столетий, она, в  условиях сложившейся государственности  и в противоборстве с появившимся христианством, вооруженным мощным арсеналом византийской культуры, стала напряженно совершенствоваться, обновлять ритуалы, воскрешать архаичные пласты народной мифологии, соучаствовать в создании нового народного эпического жанра.

    Киевская  Русь, являясь на протяжении двух столетий языческой державой нуждалась в религиозно-идеологическом подкреплении. В 980 году киевского князь Владимир Святославович с целью упорядочить традиционную языческую религию с ее локальными племенными культами и привести в соответствие ее с новым уровнем государственной жизни, предпринял религиозную реформу, не выходившую за пределы традиционного славянского язычества. «Повесть временных лет» упоминает попытку киевского князя Владимира Святославовича создать общегосударственный пантеон. Он стал княжить один в Киеве и «поставил кумиры на холме за теремным дворцом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и Хорса, Дажьбога и Стрибога и Симаргла, и Мокошь». Так называемый «Пантеон Владимира» был и ответом христианству, и - утверждением княжеской власти и господства класса воинов-феодалов. Это был не случайный, подбор разноплеменных богов, а преднамеренно и обосновано созданная теологическая система, кое в чем сопоставимая с христианством, а в главном - резко от него отличная.

    Однако  пантеон Владимира не получил  всенародной поддержки. Созданный  искусственно на основании фрагментарных  мифологический представлений, культ  был узкогрупповым, сословным: он отражал  корпоративные властные интересы, воинственную идеологию князя и его дружины и не охватывали всю систему славянской мифологии.

    Сохраняя  первобытную аморфность картины  мира, хаотичность природно-социальных отношений и связей, усугубленные фрагментарностью искусственно модернизированной  мифологии, новый культ не мог  трасформироваться в системный, соответствующий задачам и целям централизованного и иерархически организованного государства и не мог способствовать становлению цивилизации.

    Крупнейшей  политической силой средневекового мира в Х в. становится христианство, которое охватило три четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока. Христианство превратилось к этому времени в хорошо разработанную религию классового общества с главным тезисом «рабы да повинуются господам своим». Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности.

Информация о работе Особенности культуры древней Руси