Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 09:23, контрольная работа
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры…………………………………………………………………………..4
2 Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах……...10
2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………….10
2.2 Развитие архитектуры и фольклора в Древней Руси…………………...11
2.3 Древнерусская иконопись………………………………………………...14
2.4 Древнерусские народные ремесла……………………………………….15
3 Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и историков ХIX-XX вв.............................................................................................................................17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………………...22
Автором
первого культурологического
Культурологическими схемами Н.Я. Данилевского во многом руководствовался К.Н. Леонтьев (1831-1891) - один из ярчайших мыслителей второй половины XIX века. Его главная работа - «Византизм и славянство» (1873 г.). Он прямо заявлял, что назначение России никогда не являлось «односторонне славянским». Ей суждена другая, более высокая миссия - создание особой, невиданной доселе цивилизации - славяно-азиатской. Это вытекает, по его мнению, из самого положения России, которая «давно уже не чисто славянская держава».
Яркой и самобытной фигурой на российском культурологическом небосклоне стал В.С. Соловьев (1853-1900) - выдающийся религиозный философ, поэт, публицист, критик. В его десятитомном собрании сочинений нет законченных теорий, как скажем, у Н.Я. Данилевского. Однако, вся его философская система пронизана мыслью: в каком направлении и на каких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мировая культура. В своем основном культурологическом сочинении «Наблюдения над исторической жизнью народов» (1876) В.С. Соловьев путем сравнительного изучения исторических форм культуры стремится объяснить их особенности. Выделяя тринадцать обществ-цивилизаций (Китай, Египет, Вавилония, Ассирия, Финикия, Израиль, Индия, Мидия, Персия, Греция, Рим, Западная Европа и Россия) он использует четыре основных критерия - различителя:
1. географический («природа страны»);
2. этнографический («характер племени»);
3.
культурологически-исторический (характер
«народного воспитания» и «
4.
религиозный (антитеза «
В.С.Соловьеву принадлежит заслуга глубокой разработки теории "всеединства" применительно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культурой Запада, которые он призывал всячески развивать. На основе его учения сложилась целая школа последователей, которую образовали весьма известные философы: С.Н. Булгаков, князья Е.Н. и С.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский - самые знаменитые представители русской немарксистской философии.
Становление
отечественной
В конце XIX - начале XX столетия русская культурологическая мысль обогащается выдающимся сочинением П.Н. Милюкова (1859-1943) «Очерки по истории русской культуры». В этом трехтомном фундаментальном труде ученый анализ русской культуры не ограничивает сугубо историческим материалом, а вовлекает в исследование сложнейшей проблемы огромный информационный массив из области географии, почвоведения, климатологии, этнографии, археологии, религиоведения, литературоведения, социологии и других областей знания (заметим попутно, что культурология как наука, находящаяся сегодня в стадии становления, как раз и формируется на стыке этих наук).
П.Н.
Милюков обосновал целостную
концепцию истории русской
В
20-е годы ХХ столетия появляется оригинальное
социально-философское и
Интересной
фигурой в отечественной
Отечественное культурологическое наследие невозможно представить без теоретического и публицистического творчества В.И. Ленина (1870-1924) - выдающегося русского марксиста, революционера и основателя первого в мировой истории государства рабочих и крестьян. Автор 55-томного собрания сочинений, он не был «дипломированным» культурологом, не создавал специальных культурологических трудов и концепций. В.И. Ленин стал в специфических условиях России прямым продолжателем теории К. Маркса, всех составных частей марксизма - философии, политэкономии, научного коммунизма, а потому внес огромный вклад в развитие не только русской, но и всей мировой культуры.
Марксистская
отечественная
Самобытность
России, ее историческая уникальность
ни в чем не проявляется так
ярко, как в ее культуре, особенно в культуре
духовной. В этом заключается, во-первых,
одна из главных особенностей (характеристик)
ее субъекта (создателя и хранителя) - русского
народа, а, во-вторых, тех сложнейших исторических
условий, в которых ему пришлось жить,
трудиться, воевать и создавать собственные
ценности «второй природы».
Заключение
Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.
Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт.
За последние семь десятилетий погибло немало памятников средневековой культуры. В годы революции и гражданской войны под предлогом борьбы с религией уничтожали церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В 1930-е годы в старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневекового зодчества - храмы, монастыри, палаты. В годы Великой Отечественной войны русской культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах. Потери оказались невосполнимы, Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.
Немало
воды утекло с того далекого времени.
Растеряв много ценного на этом пути,
люди, наконец, становятся мудрее и
бережливее. Возрождаются из небытия многие
русские традиции и обряды. Растет интерес
к народной культуре и быту. Хочется надеяться,
что это не временное увлечение, не дань
мимолетной моде, а серьезное желание
восстановить прерванную связь времен.
Список
используемой литературы
1.
Алпатов М.В. Древнерусская
2. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1992.
3.
Данилевский Н.Я. Россия и
4. Зегина М., Кошман Л., Шульман В. История русской культуры. М., 1991.
5. История культуры России. М., 1993.
6. Рыбаков В. Язычество древних славян. М., 1988.