Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:30, доклад
«Культурное строительство» рассматривалось большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в этой области явились:
– Создание новой, «социалистической», культуры, которая, по словам В.И. Ленина, должна быть проникнута «духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии», выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;
Особенности культура в 20-е годы.
«Культурное строительство» рассматривалось большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в этой области явились:
– Создание новой, «социалистической», культуры, которая, по словам В.И. Ленина, должна быть проникнута «духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии», выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;
– Подъем общего культурного уровня народа;
– Формирование рабоче-крестьянской интеллигенции.
2. СредстПравительство начало принимать участие в культурной жизни общества, контролировать его, с помощью различных государственных партийных аппаратов, а также с помощью общественных объединений, для так называемого формирования нового, коммунистического сознания. Развернулась пропаганда коммунистических идей.ва и методы культурной политики.
1. Особенности развития
В первое послеоктябрьское десятилетие
закладывались основы новой советской
культуры. Начало этого периода (1918-1921
годы) характеризуется разрушением
и отрицанием традиционных ценностей
(культура, мораль, религия, быт, право)
и провозглашением новых
К особенностям культуры того времени,
отражающим идеологический и практический
опыт социалистического
1. Утверждение в качестве
2. Активное использование
Ряд художников (К. Юон, М. Греков, И. Грабарь) уже в 1919 году создали картины, посвященные Красной Армии. Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону Советской власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только представители пролетариата. С 1920 года вводится звание "Народный артист республики". Одними из первых его получили М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский, Л.В. Собинов.
Революция, поставившая перед собой
задачу построения нового общества и "переделку"
человека, не могла не затронуть
семью как хранительницу
2. Состояние и развитие культуры СССР в 20-30-х годах
Классовый подход к культуре прежде всего отразился в деятельности Пролеткульта. Это массовая организация, объединявшая более полумиллиона человек, из них 80 тыс. работали в студиях. Пролеткульт издавал около 20 журналов, имел отделения за рубежом. В наиболее законченном виде концепцию особой пролетарской культуры сформулировал А.А. Богданов, под влиянием которого находились другие деятели Пролеткульта. Он считал, что культура каждого класса обособлена, замкнута и не может быть понята и использована представителями других классов. Выдвигалась задача создания самостоятельной пролетарской культуры, свободной от каких-либо “классовых примесей” и “наслоений прошлого”. Взгляды А. А. Богданова разделяли В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин и др. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Идея отрицания культурного наследия наиболее полно выражена в программном стихотворении В. Кириллова “Мы”:
“Мы во власти мятежного страшного хмеля,
Пусть кричат нам: “Вы палачи красоты”,
Во имя нашего завтра – сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!”
Решающие шаги в продолжение ошибок пролеткульта были сделаны в октябре 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию, в которой отвергались неверные и вредные попытки выдумывать особую, пролетарскую культуру. Главным направлением в работе пролетарских организаций признавалось участие в деле народного просвещения на основе марксизма. Взгляды теоретиков пролеткульта были подвергнуты критике В.И. Ленина, А.В. Луначарского, М.Н. Покровского, Н.К. Крупской, Я.А. Яковлева.
Другой очень влиятельной
Художественная жизнь страны в
первые годы Советской власти поражает
пестротой и обилием
В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление
«О перестройке литературно-
Таким образом, большевистская партия
полностью поставила советскую
литературу и искусство на службу
коммунистической идеологии, превратив
их в инструмент пропаганды. Отныне
они предназначались для того,
чтобы внедрить в сознание людей
марксистско-ленинские идеи, убедить
их в преимуществах
Деятели искусства и литературы, которые удовлетворяли этим требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи, творческие командировки, поездки за границу и другие блага от большевистского руководства.
Участь не подчинившихся
Пути идейно-политического
Однако многие остались в Советской России. Это ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.М. Губкин, К.З. Циолковский, Н.И. Жуковский, И.П. Павлов и др.; литераторы – А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, А.М. Горький, А.С. Серафимович, Д. Бедный. В 20-х годах появилась среди писателей талантливая молодежь – В.А. Каверин, Н.С. Тихонов, Н.Н. Асеев, Л.М. Леонов, М.А. Шолохов, А.А. Фадеев; театральные деятели – К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров и др. Среди художников – Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, С.Т. Коненков. В кинематографе начали свою творческую деятельность С.М. Эйзенштейн, И.А. Пырьев, Г.В. Александров, А.Н. Афиногенов, Э.Л. Гарин, А.Д. Попов.
Возникло множество
К середине 20-х годов относится
появление советской
Если драматические театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Единственной крупной удачей в отражении современной темы стала постановка балета Р. Глиера “Красный мак” (“Красный цветок”).
Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован Союз композиторов СССР.
Как и в других видах искусства
в живописи был утвержден метод
социалистического реализма. Высшим
достижением советских
Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В. Мухиной скульптурная группа «Рабочий и колхозница», изображающая двух стальных гигантов.
Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как “Новый мир”, “Красная новь”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда”, “Печать и революция”. На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны. Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.
В начале 30-х годов начали проявляться признаки культа личности Сталина. Одной из первых “ласточек ” была статья К. Е. Ворошилова “Сталин и Красная Армия”, опубликованная в 1929 г. к пятидесятилетнему юбилею генсека, в которой, вопреки исторической правде, преувеличивались его заслуги. Постепенно Сталин становится единственным и непогрешимым теоретиком марксизма-ленинизма. В этот период подверглись репрессиям ученые-обществоведы, выступающие за сохранение новой экономической политики. Так, были арестованы, а в последствии расстреляны, видные русские экономисты А. В. Чаянов и Н. Д. Кондратьев.
К середине 30-х годов появились
новые произведения. Публикуется
роман М. Горького “Жизнь Клима Самгина”
(1925-1936). В романе Шолохова “Тихий Дон”
(1928-1940) повествуется проблема человека
в революции, его судьба. Символом
героизма и нравственной чистоты
стал образ Павла Корчагина –
героя романа Н. Островского “Как
закалялась сталь” (1934). Тема индустриализации
отражена в произведения Л. Леонова
“Соть”, М. Шагинян “Гидроцентраль”,
В. Катаева “Время вперед”, И. Эренбурга
“Не переводя дыхание”. Многие произведения
были посвящены отечественной
Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве С. Есенин, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.