Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:30, доклад
«Культурное строительство» рассматривалось большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в этой области явились:
– Создание новой, «социалистической», культуры, которая, по словам В.И. Ленина, должна быть проникнута «духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии», выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;
Росту популярности кино способствовало
появление отечественных
В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова.
Развивались культурные связи с
заграницей. В странах Западной Европы
и Америки выступили Л.В. Собинов,
А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, труппы МХАТа,
Камерного театра, Студии им. Е. Вахтангова,
Квартет старинных русских
Возобновлялось членство Российской
Академии Наук в международных организациях.
Отечественные ученые участвовали
в международных конференциях, в
заграничных научных
Однако, усиление командно-административной системы, ужесточение контроля вело к сужению объема информации, поступающей из-за границы. Личные контакты с иностранцами и пребывание за границей становились поводами для незаслуженных обвинений в шпионаже советских граждан. Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры за границу.
Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913 году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.
26 декабря 1919 г СНК принял
декрет “О ликвидации
Школа испытывала громадные материальные
трудности, особенно в первые годы НЭПа.
90% школ были переведены с государственного
бюджета на местный. В качестве временной
меры в 1922 году в городах и поселках
городского типа была введена плата
за обучение, которая устанавливалась
в зависимости от обеспеченности
семьи. По мере общего улучшения экономического
положения страны росли государственные
ассигнования на образование; получила
широкое распространение
Повышение образовательного уровня населения
оказывало непосредственное воздействие
на процесс демократизации высшей школы.
Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918
года “О правилах приема в высшие учебные
заведения РСФСР провозгласил, что
каждый, достигший 16 лет, независимо от
гражданства и национальной принадлежности,
пола и вероисповедания принимался
в вузы без экзаменов, не требовалось
предоставления документа о среднем
образовании. Преимущество при зачислении
отдавалось рабочим и беднейшему
крестьянству. Кроме этого, начиная
с 1919 г. в стране стали создаваться
рабочие факультеты. В конце восстановительного
периода выпускники рабфаков составляли
половину принятых в вузы студентов.
К 1927 г. сеть высших учебных заведений
и техникумов РСФСР насчитывала
90 вузов (в 1914 г. – 72 вуза) и 672 техникума
(в 1914 г. – 297 технических училищ). К 1930
г. выросли капитальные
К концу 30-х годов тяжелое наследие
царизма – массовая безграмотность
– было преодолено. По данным переписи
1939 г., процент грамотных в возрасте
9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия
между городом и деревней, между
мужчинами и женщинами по уровню
грамотности сохранились
Большой вклад в организацию
народного образования и
К концу 30-х годов в СССР насчитывалось более 10 млн. специалистов, в том числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров с высшим образованием было в два раза больше, чем в США. Однако уровень их квалификации оставался значительно ниже.
В 30-е годы советская наука перешла
на плановую систему. Множество научных
учреждений возникло на периферии. Были
созданы филиалы Академии наук в
Закавказских республиках, на Урале, Дальнем
Востоке, в Казахстане. Партия требовала,
чтобы наука обслуживала
Яркой страницей в летописи советской науки явилось освоение Арктики. Осенью 1933 года транспортный корабль «Челюскин», на котором находилась экспедиция во главе с известным ученым О.Ю. Шмидтом, попав в ледовое сжатие и после почти пятимесячного полярного дрейфа, затонув, раздавленный льдами. 101 человек, из них 10 женщин и двое детей высадились на льдину и продолжали изучение климата, течений, химии и биологии Чукотского моря. В апреле 1934 года советские летчики сняли челюскинцев со льдины. За это летчики первыми в стране получили звание Героя Советского Союза.
С мая 1937 по февраль 1938 года продолжался дрейф на льдине в Северном Ледовитом океане четверки ученых под руководством И.Д. Папанина.
В 1937 году экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США, покрыв свыше 12 тыс. км за 63,5 часа.
Продолжая разработку теории космических полетов К.Э. Циолковский. Была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), куда входили Ф.А. Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия, знаменитой в годы войны «катюши». Летом 1933 группа запустила первую ракету на жидком топливе. К этому же времени относится начало изучения стратосферы. 30 сентября 1933 года первый советский стратостат «СССР» поднялся на высоту 19 км, установив тем самым мировой рекорд. 30 января 1934 года второй советский стратостат «Осоавиахим-1» поднялся на высоту 22 км. Полет закончился трагически – гибелью экипажа.
Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в будущем советского атомного оружия и атомных электростанций.
Продолжалась деятельность крупнейшего русского физиолога И.В. Павлова и его учеников. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано производство искусственного каучука. Академиком А.Н. Бахом была создана и успешно развивалась новая наука – биохимия. Открытия в области астрономии сделал армянский ученый В.А. Амбарцумян.
Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе,
Д.В. Скобельцин, С.И. Вавилов, И.Е. Тамм,
П. Л. Капица), математика и теоретическая
механика (С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов,
С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука
(И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов),
история (М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, С.В.
Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин,
М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин,
Е.В. Тарле). Гуманитарные науки были
полностью идеализированы, то есть
ученые могли писать только то, что
соответствовало марксистко-
Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному Коммунистической партией.