Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:09, контрольная работа
Проблемы межэтнических отношений долгое время находились вне поля внимания специалистов, а современное этнопсихологическое знание не отвечает реальному состоянию межнационального общения. На межэтнические отношения проецируются все сферы жизни общества: социально-экономические, культурно-идеологические и территориально-политические. Характерной чертой современной эпохи является дальнейшее усиление межэтнических контактов, межкультурного взаимодействия и в связи с этим актуализируется проблема оптимизации межэтнических отношений. Практическое решение этой проблемы предусматривает воспитание терпимости, этнической толерантности к культурам всех этнических групп.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………. …стр.3
1. Что такое Этнопсихология………… ……………………………………стр. 5
2. Характер украинского этноса…………………………………………….стр.6
3. Особенности украинского этноса………………………………………..стр.8
4. Традиции…………………………………………………………………..стр.11
5. Национальная система образования Украины………………………….стр.15
6. Процесс интерграции украины…………………………………………стр.19
Заключение……………………………………………………………. …..стр.23
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Уральский федеральный
университет имени первого
Домашняя работа №1 по дисциплине:
«Этноспсихология»
На тему:
«Особенности народной педагогики и воспитания представителей украинского этноса»
Выполнил: Студент группы ФОЗ-490605 ДС
Бжалава Г.Т.
Преподаватель: Гаспарович Е.О
Екатерибург 2012 г
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Что такое Этнопсихология………… ……………………………………стр. 5
2. Характер украинского этноса…………………………………………….стр.6
3. Особенности украинского этноса………………………………………..стр.8
4.
Традиции…………………………………………………………
5.
Национальная система
6.
Процесс интерграции украины………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников
Проблемы межэтнических
отношений долгое время находились
вне поля внимания специалистов, а
современное
Состояние межнациональных
отношений требует изучения этнических
стереотипов, ибо они создают
благоприятную почву для
В нашей стране развитие
национальных отношений выдвигает
необходимость
1. Что такое Этнопсихология
Термин «этническая психология» (нем. Völkerpsychologie) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» (нем. Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.
В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов — это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.
2. Характер украинского этноса
Украинцы вместе с русскими и белорусами относятся к восточным славянам. К украинцам относят также полесские этнографические группы: (полищуки) ряд западноукраинских этнографических групп (бойки, гуцулы, лемки, русины, причём некоторые представители последней группы самоидентифицируют себя как отдельный от украинского народ).
Предки украинцев — славянские племена полян, древлян, тиверцев, северян, уличей, волынян (дулебов) и белых хорватов наряду с другими племенами вошли в состав средневекового древнерусского государства — Киевской Руси (IX—XII вв.), а позднее, после его распада — Галицко-Волынское княжество (XII—XIV вв.), Переяславское княжество, Киевское княжество, Черниговское княжество. Позднее земли вошли в состав Великого княжества Литовского, затем — к Речи Посполитой, и к исходу XVIII века земли нынешней Украины, были разделены между Российской и Австрийской империями.
Начиная с XIV века территория современной Украины оказалась разделенной между Великим княжеством Литовским, королевством Польским и Молдавсикм княжеством и Золотой Ордой (в XV веке в Северном Причерноморье обособилось от Орды Крымское ханство, перешедшее под власть Османской империи). Немалую роль в истории современной Украины сыграло казачество и созданное им в нижнем течении Днепра административно-военное образование XVI—XVIII вв. Запорожская Сечь.
В XVII веке важным моментом этнической истории населения современной Украины были дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, ремесленники в которых были объединены в цеха со своим уставом и внутренним самоуправлением. Ещё более важным моментом в этнической истории стало создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого казачьего государства — Гетманщины. В 1654 году значительная часть украинских земель вместе с Киевом добровольно переходит под протекторат царя Российского — Алексея Михайловича, а к исходу XVIII века, после Третьего раздела Речи Посполитой, вне территории Российской империи оказывается лишь Галичина со Львовом, отошедшая к Австро-Венгрии, а также Закарпатье и Буковина.
В XVIII веке на территории современной Украины уже имеется развитая по меркам своего времени система светского образования, включающая многие сотни начальных «полковых» школ, коллегиумы и академии (в Киеве и Чернигове).
В XVII веке произошло перемещение значительных групп крестьян и казаков из находившегося в составе Речи Посполитой Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоение ими на территории Российского царства пустующих степных земель и образование так называемой Слобожанщины, а затем — с падением Крымского ханства — и «Новороссии». Согласно Всероссийской переписи населения 1897 г., представители малорусской языковой группы русского языка (по формулировке переписи[59]) численно доминировали на всей украинской (в нынешних границах Украины) территории Российской империи, за исключением Одессы[60], других крупных городов (кроме Полтавы), Южной Бессарабии (Буджака) и Крыма.
Историческим
центром становления
3. Особенности украинского этноса
Очертания и площадь этнической территории украинцев с течением времени изменялись в зависимости от конкретных исторических обстоятельств. В степной и лесостепной полосах Украины этнически украинское население под давлением кочевых народов не один раз становилась редким и совсем исчезало. Потом украинцы снова селились, приходя с северных и западных украинских земель. Степные черноморско-азовские земли украинцы окончательно заселили лишь в ХVІІІ—ХІХ вв.
Переселение и компактное расселение украинцев на соседних к украинской этнической территории (Поволжье, Северный Кавказ, Молдавия, Добруджа, Сербия) и на весьма отдаленных (Казахстан, Южная Сибирь, Дальний Восток, Канада, США, Аргентина, Бразилия) землях привело к образованию большого количества этнических островов (анклавов) разной площади и конфигурации. Дисперсная (рассеянная) форма расселения украинцев препятствовала воспроизводству украинской этнической самобытности и содействовала их этнической ассимиляции.
В
ХІХ в. и почти до середины ХХ в.
украинская этническая территория выходила
далеко за пределы современной территории
Украины, охватывая некоторые районы
современных государственных
Невзирая на значительные потери, украинская этническая территория продолжает оставаться самой большой в Зарубежной Европе, охватывая около 600 тыс. км.² и простираясь приблизительно на 1400 км с запада на восток широкой полосой преимущественно от 300 до 700 км. В приграничных районах Украины, на Крымском полуострове, а также в ряде приграничных районов сопредельных с Украиной государств имеются территории со смешанной этнической структурой населения.
Украинская этническая территория граничит с этническими территориями русских, белорусов, поляков, словаков, венгров, румын, молдаван и с этническими анклавами болгар и гагаузов (между украинской и молдавской этническими территориями). Большая часть украинской этнической территории имеет одноэтнический состав населения, где украинцы сотавляют более 80 %. Такие территории явно преобладают в 22 областях страны. В Луганской области они составляют около половины её территории, Донецкой — в пределах 1/4. На Крымском полуострове одноэтничность территории (русская, украинская, крымско-татарская) наблюдается сегодня только как локальное явление, на ограниченных участках. Тенденция увеличения доли крымскотатарского населения, депортированного в середине ХХ в., на большей части территории Крыма является определяющей (с 1988 г).
Этнические группы венгров, румын, болгар, греков, расселенные в пределах национальной украинской территории имеют достаточную социальную инфраструктуру для самовоспроизводства, а русских (в наследство от национальной политики КПСС) — для расширенного воспроизводства этничности (этнического самосознания, языка, культуры и пр). По всеобщему согласию европейских стран отличие этнических и государственных границ не является основанием для их пересмотра[58].
4. Традиции
У разных народов
свое наследие и обычаи, сформированные
на протяжении веков или даже тысячелетий.
Обычаи — это лицо народа, взглянув
в которое мы сразу можем узнать,
какой это народ. Обычаи — это
те не писаные правила, которым люди
следуют повседневно в своих
малейших домашних заботах и наиболее
важной общественной деятельности.
С незапамятных времен было трепетным
отношение к традициям. Даже после принятия
христианства украинцы сохранили многие
свои народные старинные обычаи, только
объединив их с религиозными. И сегодня,
спустя тысячи лет, уже непросто обнаружить
грань, где в украинских обычаях заканчивается
древняя культура, а где начинается христианская.
Рождество
Одним из основных украинских обычаев
является празднование Рождества. В предрождественский
день — 6 января — отмечается Святвечер.
Основными блюдами на Святой вечер являются
кутя — рисовая или пшеничная каша с медом,
изюмом и маком, а также узвар — компот
из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят
вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января,
на само Рождество, готовят большой семейный
стол. Так как пост закончился, на стол
подают разнообразные мясные блюда.
По обычаю, под вечер Рождества гурьба
колядников ходила с торбами для сбора
гостинцев. Они выбирали себе главного
— Березу (или Березая), латкового (который
собирал сало и колбасы), казначея, хлебоношу,
звездаря (носил зарю), танцоров, звонарей,
скрипачей и т.д. Коляда длилась несколько
ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.
Масленица
Еще один популярный украинский обычай
— неделя Масленицы. Этот праздник существовал
на Руси ещё в дохристианские времена.
Обычай предполагает проводы зимы и встречу
весны. После появления христианства на
Руси Масленицу отмечают в последнюю неделю
перед Великим постом. Основные отличия
праздника — это блины и народные гуляния.
В древней Руси блин считали символом
солнца, так как он, подобно солнцу, тоже
жёлтый, круглый и горячий, и верили, что
съедая блин, люди получают частичку его
тепла и силы.
Информация о работе Особенности народной педагогики и воспитания представителей украинского этноса