Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:57, курсовая работа
Цель исследования: изучить и проанализировать народные традиции через призму построения народного праздника в современной режиссуре.
Задачи исследования:
• Рассмотреть языческие обряды, как корни народного праздника
• Изучить место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии
• Изучить и проанализировать особенности режиссуры народного праздника и драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
Введение
Что собирает в праздничные
дни под открытым небом огромное
количество людей? Что зовет их на
площади и улицы городов, объединяет
в многоликие группы, заставляет петь,
танцевать, затевать игры? В празднестве,
в народном праздничном действе,
люди полнее ощущают себя как единое
целое, как нацию, как народ. Выйдя
из круга отчуждённости, ограниченных
интересов, люди ощущают себя творцами
истории. Долгая история существования
народного праздника доказывает
его жизнестойкость и требует
дальнейшего многогранного
Культура народного праздника воспитывает каждую личность и весь коллектив, учит людей умению выражать чувство солидарности. Праздник поднимает настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Аккумулируя их, праздник раскрывает истинные, идеальные устремления людей. Здесь каждый человек – исполнитель и зритель, творец и участник особой жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленного традициями, обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами.
Праздники имеют столь же продолжительную историю, как и сама культура. Изучение праздника в прошлом в основном сводилось к изучению зрелищных искусств. Сегодня в связи с усложнением в современном обществе новых взаимоотношений труда и досуга, с повышением значимости проблем коммуникации в современном мире, эти аспекты требуют своего углубленного исследования.
Актуальность исследования
объясняется тем, что в силу объективных
и субъективных причин большая часть
духовного наследия и предметов
народной праздничной культуры оказалась
утрачена. Процесс безвозвратной
потери этого народного достояния
продолжается и в наши дни. Создается
критическая ситуация, при которой
мы можем через некоторое время
лишить современное и последующее
поколение ценнейших пластов
народной культуры и тем самым
окончательно разрушить духовную связь
современников с культурными
традициями и творческим опытом прошлых
поколений. Из этого следует, что
проблема сохранения традиций народных
праздников приобретает важный характер,
и решать эту проблему надо, начиная
с занятий в учебных
Как известно, образ жизни отражает не только определенный способ общественного производства, специфические черты той или иной общественно-экономической формации, но и культурно-этническое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нравы, которые соответствуют господствующему типу общественных отношений. Вековые чаяния и мечты о расцвете человеческой личности, о народном счастье, нашедшие яркое воплощение в фольклоре народов России, удивительно созвучны идеям всестороннего, гармоничного развития человека. Именно поэтому так актуален, сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора. Они позволяют избавить празднично-обрядовое действие от пассивной зрелищности, превратить театрализованные формы художественно-массовой работы в социально-культурную самодеятельность людей, органично связанную с их трудом, бытом, всей жизнедеятельностью.
Цель исследования: изучить и проанализировать народные традиции через призму построения народного праздника в современной режиссуре.
Задачи исследования:
· Рассмотреть языческие обряды, как корни народного праздника
· Изучить место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии
· Изучить и проанализировать
особенности режиссуры
Предмет исследования: народный праздник и особенности его драматургии в современной режиссуре.
При написании данной курсовой работы использовались многочисленные литературные источники. Так, например, была взята работа А.Ф. Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века» рассказывает нам о традициях и обычаях, дает точные определения ярким площадным представлениям того времени. А.А. Конович в своей работе «Театрализованные праздники и обряды в СССР» изучил и проанализировал особенности режиссуры народного праздника, сложности написании сценария для театрализованного народного праздника, он поднимает проблемы с которыми сталкивается режиссер театрализованного представления при работе с режиссурой народного праздника. Это основные литературные источники, на которые я опиралась при выполнении данной работы.
Народный праздник как форма театрализованного действия
2.1 Языческие обряды – корни народного праздника
Язычество – это общее название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков. Славянское язычество – это наша вера, вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты. Все мы понимаем друг друга без особого труда, поскольку у нас общий язык. Мы печем блины, провожая Масленицу – Морену и рассказываем древние сказки про Бабу – Ягу. Хлеб у нас до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести. На Купалу мы прыгаем через костры и ищем цветущий папоротник. В наших домах вместе с нами живут домовые, а в реках и озерах купаются русалки. Мы гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем монету. Мы чтим наших предков и в день памяти оставляем им подношения. Хвори да болезни мы лечим травами, а от упырей – вампиров используем чеснок да осиновый кол. Мы загадываем желание, сидя между тесками и плюем через левое плечо, встретив черную кошку. Рощи и дубравы для нас святы, а из родников мы пьем целебную воду. Мы заговариваем, рыбацкие снасти и читаем обереги от сглаза. Удаль молодецкая находит себя в кулачных боях, а в случае беды наши храбрые воины отведут ее от славянской земли. И так будет всегда из века в век, ибо мы есть внуки Даждьбожии.
На первом этапе представления
древних славян были связаны с
обожествлением сил природы, которая
представлялась населённой множеством
духов, что отразилось и в символике
древнеславянского искусства. Славяне
поклонялись матери-земле, символом
которой были узоры, изображающие большой
квадрат, поделённый на четыре малых
квадрата с точками в центре –
знак вспаханного поля. Довольно развиты
были водяные культы, так как вода
считалась стихией, из которой образовался
мир. Вода населялась многочисленными
божествами – русалками, водяными,
в честь которых устраивались
специальные праздники –
На втором этапе развития
древнеславянского язычества
Поклонения и жертвоприношения
проходили в специальных
Непрерывная борьба и поочерёдная
победа светлых и тёмных сил природы
художественно была закреплена в
представлениях славян о круговороте
времён года. Их исходной точкой было наступление
нового года – рождение нового солнца
в конце декабря. Это празднование
получило у славян название – «коляда».
Божество солнца, провожаемого на зиму,
называли Купала, Ярило и Кострома.
Во время праздника весны
На третьем, завершающем этапе развития язычества возвышается культ Перуна, дружинного бога-громовержца. В 980 г. киевский князь Владимир I, прозванный Красное Солнышко, предпринял попытку реформировать язычество. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, князь приказал поставить в Киеве деревянные идолы шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Симаргла и Мокоши. Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых костров. В Киеве стоял и идол Велеса, но не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога был сочтён слишком диким и простонародным, чтобы равнять его с «княжескими» богами.
В 988 году Русь приняла христианство,
но языческое мировоззрение
2.2 Место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии.
Особое место в
Фольклор – это совокупность структур, интегрированных словом, речью, вне зависимости от того, с какими несловесными элементами они связаны. Вероятно, точнее и определенно было бы пользоваться давним и с 20–30-х гг. вышедшим из употребления терминологическим словосочетанием «устная словесность» или не очень определенным социологическим ограничением «устная народная словесность» такое определение приведено в энциклопедии «Культурология ХХ». Слова А.Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора – «Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе».
Для более четкого осмысления
методики использования народных традиций
и фольклора в празднично-
Информация о работе Особенности режиссуры народного праздника и фольклора