Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:57, курсовая работа
Цель исследования: изучить и проанализировать народные традиции через призму построения народного праздника в современной режиссуре.
Задачи исследования:
• Рассмотреть языческие обряды, как корни народного праздника
• Изучить место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии
• Изучить и проанализировать особенности режиссуры народного праздника и драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
Сюда же нужно отнести и существующее несовершенство художественной закрепленности народных традиций, слабое владение их основами сценаристов и режиссеров празднично-обрядового действия, что ведет к консерватизму, а порой и просто заштампованности в подборе фольклорного материала. Каковы же реально существующие возможности включения в импровизированное театрализованное действие участников народных праздников на основе фольклорных зрелищно-игровых традиций? Анализ сценариев народных праздников показал устойчивую поляризацию – разделение аудитории на зрителей и участников, число которых часто ограничивается лишь персонажами запрограммированного сценарием действия. При этом слабо учитывается в замысле потребность более активного участия в действии со стороны основной массы. Насыщение театрализованного действия традиционными фольклорными элементами, импровизацией на основе сложившихся обычаев, появление фигур бериков, кызылчи, скоморохов как персонажей сценариев значительно повышают степень активности участников.
Теперь обратимся к
одному из основных выразительных средств
– музыка. Не одно народное действо
не проходит без музыкального сопровождения,
с помощью которого режиссер создает
атмосферу эпизода, задает действию
необходимый ритм и т.д. В народном
празднике особенно возрастает роль
музыки, без которой такое
Мелодия или даже одна строчка
позволяют объяснить зрителю, что
произошла смена эпох, и следующий
эпизод развивается в ином временном
отрезке. Кроме того, мелодия помогает
погрузить зрителя в
Здесь огромную роль играет
мастерство звукорежиссера. Современные
возможности использования
Одна из трудных проблем – нахождение верного темпа-ритма праздника. Здесь многое может прояснить музыка. Точно найденный характер звукового ряда является важным компонентом в нахождении нужного темпа-ритма и образного решения массовых сцен. Говоря о музыке в народном празднике нельзя не отметить ее особенности. В народном действе используется: фольклорная музыка, музыка в современной обработке, музыка живая, музыка по фонограмме. В фольклорной музыке можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Фольклорная музыка является больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме), нами часто исполняются частушки. В наши народные праздники мы приглашаем ансамбле фольклорного и народного пения, которые созданы на базе нашего института. Фольклорная музыка является тем самым началом начал, которое, ярко отражает сущность народного праздника. Подбор музыкального материала – процесс сложный. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, режиссер как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов.
Теперь остановим свое
внимание на «слове», а точнее «художественном
слове». «Художественное слово» –
жанр сценического искусства, в основе
которого лежит литературно-
Вообще, искусство слова
– исконно народное искусство. Историю
этого жанра проследил и
Таким образом, драматургия
и режиссура празднично обрядового
театрализованного действа
Заключение
Теория и практика сценарно-режиссёрской
деятельности по организации и проведению
празднично-обрядовых действ показывает,
что найти путь к сердцу и разуму
человека режиссёрам театрализованного
представления и праздника
Таким образом, драматургия
и режиссура празднично обрядового
театрализованного действа
Заложенные в народном
празднике высокая духовность и
нравственность, выступает гарантами
уважения к традициям, доброжелательных
отношений между окружающими, любви
и бережного отношения к
Воспитательная роль народного праздника, прежде всего – в сохранении фольклорных традиций народа, проявляя их, через воздействие на каждую личность будь это ребенок, подросток или взрослый человек. Таким образом, народное празднество активно влияет на весь уклад жизни и общества.
Следование канонам
Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации остается народный праздник, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников.
Наша задача как будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников популяризировать повсеместно народный праздник. Возрождать и сохранять народные традиции нашей страны
Список литературы
1. Генкин Д.М. Массовые праздники. – М., 1975
2. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М., 1990, С. 208
3. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX в – Л., 1984
4. Пропп В. Я, Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. Л., 1963. С. 12.
5. Шароев И.Г. Театр народных масс. М., 1978. С. 120–12
Информация о работе Особенности режиссуры народного праздника и фольклора