Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:21, реферат
Цель данной работы - изучение истории памятников классицизма города Санкт Петербург
Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство.
Введение……………………………………………………………………….3
2. Классицизм, как система международной художественной культуры……3
2.1. Предпосылки появления и развития классицизма………………………..6
2.2. Эволюция стиля……………………………………………………………..7
2.3. Памятники архитектуры в Петербурге…………………………………...11
2.4. Архитектурные стили……………………………………………………...13
3. Фотоиллюстрации…………………………………………………………....14
4. Заключение…………………………………………………………………...15
5. Список использованной литературы……………………………………….16
План
1. Введение…………………………………………………………
2. Классицизм, как система международной художественной культуры……3
2.1. Предпосылки появления и развития классицизма………………………..6
2.2. Эволюция стиля……………………………………………………………..
2.3. Памятники архитектуры в Петербурге…………………………………...11
2.4. Архитектурные стили……………………………………………………...13
3. Фотоиллюстрации………………………………………
4. Заключение……………………………………………………
5. Список использованной литературы……………………………………….16
1. Введение
Я выбрал эту тему реферата потому, что мне интересно архитектурное наследие России.
Цель данной работы - изучение истории памятников классицизма города Санкт Петербург
Вторая половина XVIII в. — это период расцвета национальной архитектуры, начало эпохи русского классицизма, продолжавшейся до 30-х годов XIX в.
Термин “Классицизм” происходит от латинского слова “Классикус” — “образцовый”. В качестве “образца” были взяты античные произведения Древней Греции и Рима с их строгостью и стройностью форм, торжественностью и значительностью, обязательным наличием колонн или пилястр. Русский классицизм, основоположниками которого в конце XVIII - начале XIX в.в. были гениальные зодчие В.Баженов и М. Казаков, отличался особой гармоничностью, поэтичностью форм.
Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.
Строительство
новой столицы явилось для XVIII
столетия не только громадным политическим,
военным и народно-
2. Классицизм, как система международной художественной культуры
Без видимой борьбы и полемики в
России изменились общественные вкусы.
За пять - семь лет русское барокко
как господствующий стиль было сменен
классицизмом; конец 1750-х - еще время
расцвета первого, середина 1760-х - уже
начало широкого распространения второго.
Барокко уходило, не дожив до стадии
упадка, не растратив своего художественного
потенциала.
Классицизм
был принят как система международной
художественной культуры, в рамках
которой развивался национальный вариант
стиля.
Растянувшаяся на столетия эпоха культурного
одиночества русской архитектуры закончилась.
Среди
причин, ускоривших утверждение классицизма
в России, кроме увлечения образованного
слоя российского дворянства рассудочными
просветительскими утопиями были и
причины практические, связанные
с расширением круга задач
зодчества. Развитие промышленности и
рост городов вновь, как и в
петровское время, вывели на первый план
проблемы градостроительства и множившихся
типов зданий, нужных для усложнявшейся
городской жизни. Но для торговых
рядов или присутственных мест неуместен
жанр мажорно-праздничной
Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По- новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.
Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждались новые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при “размере-1 и основания” и не на строительных лесах (где сотрудники Растрелли на месте лепили или резали из дерева элементы декора),а при работе над проектным чертежом. Тем самым окончательно закреплялось разделение труда, сменившее “артельность”.
Замысел и разработка формы стали
делом одного архитектора, выступающего
в роли автора (хотя к этому не
скоро привыкли за пределами профессии,
из-за чего и осталось так много
вопросов, связанных с авторством
произведений раннего классицизма,
включая крупнейшие, как Пашков дом
и дворец Разумовского в Москве или
Инженерный замок в Петербурге).
Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем монументальных сооружений. Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре.
Талантливых
и умелых архитекторов было немного,
они не смогли бы проектировать все
постройки во множестве городов.
Общий характер и уровень архитектурных
решений поддерживался
Проектирование обособилось от строительства. Это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных.
Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам могущественных вельмож и ограниченных в средствах небогатых дворян
Петербургский
классицизм был, прежде всего, стилем официальной
“государственной” культуры. Его нормы
основывались на укладе жизни императорского
двора и крупного дворянства, они были
предписаны государственным институтам.
Здесь влияние народной “вне стилевой”
культуры на профессиональную деятельность
архитекторов не ощутимо.
Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.
Сурово
торжествен созданный Старовым Таврический
дворец (1783-1789).
Отвергнув анфиладные системы барокко,
мастер, в соответствии с рационалистической
логикой классицизма, объединил помещения
в функциональные группы. Прием пространственной
организации целого, где развитые боковые
крылья, связанные переходами с мощным
центральным объемом, образуют глубокий
парадный двор, исходит от палладианских
вилл. Расположением парадных зал выделена
глубинная ось композиции, однако, гигантская
Большая галерея вытянута параллельно
фасаду, что сняло элементарную простоту
контраста.
Фасады освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки, зодчий здесь не следует примерам французской архитектуры середины века, как-то делали петербургские мастера времени, переходного от барокко к классицизму (и как делал сам Старов в ранних произведениях). Гладкие белые колонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые в русской архитектуре действительно несут антаблементы. Они выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных проемами без наличников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренного кирпича. “Четырежды восемнадцать” колонн в двойных колоннадах Большой галереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска на привычные римские) - один из первых для русского классицизма примеров обращения к эллинскому наследию. Державин написал о здании Таврического дворца: “древний изящный вкус - его достоинство; оно просто, но величественно”. Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания - петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад, о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража “Лучшие королевские дворцы мира”.
2.1. Предпосылки появления и развития классицизма
В
1760-х годах в России произошла
смена архитектурно-
Для архитектуры классицизма
Декоративный стиль барокко
Развитие
архитектуры обусловлено
В городах стали строить много казенных административных зданий: губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных академий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего за счет жилой застройки усадебного типа.
В условиях огромного строительства, разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных нужд, архитектурные приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных мастеров различных специальностей.
Исходя из сказанного, возникла настоятельная
необходимость в пересмотре основ
зодчества. Таким образом, глубокие
внутригосударственные
Поэтому именно классическая архитектура античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма.
2.2. Эволюция стиля
Эволюция
стиля классицизма в
Наиболее
яркие произведения раннего петербуржского
классицизма, были созданы Вален-Деламотом
или при его направляющем участии (здание
Академии художеств, Гостиный двор,Малый
Эрмитаж, арка Новой Голландии), Антонио Ринальди (Мраморный
дворец),
Фельтеном (южный павильон Малого Эрмитажа,
Старый Эрмитаж). В большей части это грандиозные
по масштабу сооружения, отмеченные четкостью
объемов, горизонтальных и вертикальных
членений, сдержанным скульптурным декором.
Зрелый
или строгий классицизм в архитектуре
Петербурга представлен творениями
Ивана Старова и Джакомо
Кваренги, создания которого доминируют
в художественном и композиционном строе
центральных районов города. Между 1782
и 1814 годами, за тридцать два года, по проектам
Д. Кваренги были возведены такие строения,
как здание
Академии наук, ставшее одним из основных
архитектонических акцентов Стрелки
Васильевского острова и всего правобережья
Невы; серебряные ряды, корпуса
Кабинета и Екатерининский институт, усилившие
выразительность панорамы
Невского проспекта. Классическая гармония
ансамбля набережных на левом берегу Невы
также во многом определилась аккордом
Кваренгиевских строений - домом Салтыкова,
Эрмитажным театром, зданиями Иностранной
коллегии,
Английской церкви. Ассигнационный банк,
дворец Юсуповых на Фонтанке,
Конногвардейский манеж, Главная аптека,
Мариинская больница, наконец,
Смольный институт и Нарвские триумфальные
ворота - каждое из этих произведений знаменует
образцовое решение определенной функциональной,
градостроительной и художественной задачи,
отмечая новый этап развития городского
организма, как единого целого.
Конец
XVIII столетия означен сооружением
по проекту Василия Баженова и
Винченцо Бренна грандиозного Михайловского
(Инженерного) замка, примечательного,
романтической сложностью замысла и неординарной
ролью в объемно- пространственной композиции
гигантского архитектурного комплекса,
развитого на берегах Невы. В ряду мастеров
зрелого классицизма необходимо назвать
архитекторов Николая Львова, Егора Соколова,
Федора Демерцова, строения которых и
в наше время определяют масштаб и характер
окружающей застройки.
Информация о работе Памятники архитектуры русского классицизма (XVIII в.)