Памятники архитектуры русского классицизма (XVIII в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:21, реферат

Описание

Цель данной работы - изучение истории памятников классицизма города Санкт Петербург
Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
2. Классицизм, как система международной художественной культуры……3
2.1. Предпосылки появления и развития классицизма………………………..6
2.2. Эволюция стиля……………………………………………………………..7
2.3. Памятники архитектуры в Петербурге…………………………………...11
2.4. Архитектурные стили……………………………………………………...13
3. Фотоиллюстрации…………………………………………………………....14
4. Заключение…………………………………………………………………...15
5. Список использованной литературы……………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Тема_реферата_-_Памятники_архитектуры_русского_классицизма_(XVIII в.).docx

— 264.33 Кб (Скачать документ)

Период  высокого классицизма, или ампира, отмечен  появлением зданий, предопределивших застройку примыкающих к ним  пространств, формирование площадей и  более значительных градостроительных  образований. Безусловное приоритетное место в этом направлении занимают трое зодчих: Андрей 
Воронихин, Андрей Захаров и Тома де Томон. Решая локальную задачу перестройки здания Главного Адмиралтейства, при условии сохранения построенной Иваном Коробовым башни со шпилем, Андрей Захаров создал гениальное произведение, которое вошло в ряд основных архитектурных образов 
Петербурга и стало одной из основных опорных градостроительных доминант города. Вдохновляясь идеей античного храма периптера, архитектор Тома де 
Томон на стрелке Васильевского острова создал ансамбль Биржи с ростральными колоннами. Биржа Тома де Томона образно начинала правобережные ансамбли 
Большой Невы. Горный институт, возводившийся Андреем Воронихиным в те же годы, завершал их вблизи впадения реки в залив. Двенадцатиколонный портик Горного института с парными скульптурными труппами, стали своеобразными пропилеями "классического" Петербурга. Наиболее полно черты строгого классицизма воплощены А.Н. Воронихиным в Казанском соборе. Колоссальная четырехрядная колоннада коринфского ордера формирует своим строем площадь, входящую в ансамбль Невского проспекта.

Победоносное отражение нашествия  наполеоновских армий в 1812 году и  освободительный поход в Европу, закончившийся спустя три года, нашли  свое воплощение в новом подъеме  градостроительных работ в столице могущественной России. Для руководства намеченным и нарастающим строительством в 1816 году был учрежден "Комитет строений и гидравлических работ", который действовал около двадцати лет. В Комитет входили архитекторы Карл Росси и Василий Стасов. Руководил Комитетом выдающийся инженер Августин Бетанкур. 
Деятельность Комитета имела исключительное значение для формирования в центральных районах комплексов, состоящих из системы взаимосвязанных ансамблей. Первенствующая роль в этой грандиозной работе, несомненно, принадлежит Карлу Росси, непревзойденному мастеру петербуржского ампира. С 1816 по 1836 годы он создал, заложил основу или определил стилистическую характерность тринадцати площадей и двенадцати крупных улиц. По проектам Росси созданы дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове, Михайловский дворец (ныне Государственный Русский музей), связанная с ним Михайловская площадь (площадь Искусств) и Михайловская улица, которая подключила дворец к Невскому проспекту. Продолженная Росси до Марсова поля Садовая улица отделила ансамбль Михайловского дворца от Инженерного замка и стала связующей трассой между главной городской магистралью - Невским и Невой. 

Принцип формирования площадей, сопряженных  с гигантским зданием общественного  назначения, Росси применил при постройке Александрийского театра, перед которым он устроил Театральную площадь (пл. Островского). От театра он проложил знаменитую улицу, которую впоследствии назвали именем зодчего, и завершил ее предмостной Чернышевой площадью (пл. Ломоносова) на набережной Фонтанки. Росси завершил Сенатскую площадь (пл. Декабристов), торжественным строем двуединого фасада зданий высших государственных учреждений России - Сената и Синода, связанных триумфальной аркой. Лучшие качества Росси - градостроителя и создателя уникальных построек, исполненных глубокого идейного значения, отмеченных оригинальностью замысла, подлинно монументальных, синтезирующих архитектуру и скульптуру является здание Главного штаба с триумфальной аркой и министерств, придавшее Дворцовой площади царственное величие, отвечающее её назначению центра столицы великой империи.

Эстетические и градостроительные  принципы высокого классицизма развивал в своем творчестве Василий Стасов. Ему принадлежат проекты Павловских казарм, завершивших ансамбли Марсова  поля, Троицкого (Измайловского) и 
Спасо-Преображенского соборов, включенных в цепь общегородских и силуэтных доминант города, Московских триумфальных ворот. Последним крупным мастером петербуржского ампира и предвестником эклектики был Опост Монферран - автор гранитного Александровского столпа на Дворцовой площади, импозантного дома 
Лобанова-Ростовского и самого крупного в России собора во имя Исаакия 
Долматского, который выделил в структуре города Исаакиевскую площадь.

 

В 1768–1785 годах, по проекту итальянского архитектора А. Ринальди был построен Мраморный дворец. На его облицовку пошли мрамор и гранит, что и послужило поводом для названия дворца.

Фасады  этого строгого здания выполнены  в духе архитектуры раннего классицизма. Они декорированы коринфскими пилястрами из розоватого тивдийского мрамора, объединяющими второй и третий этажи. Мрамор пилястр оттеняет розовато-серый  выборгский гранит высокого цокольного этажа. Из мрамора различных цветов сделаны фриз, аттик и подоконные филенки с гирляндами. Главный  фасад дворца выходит в прежде открытый, а ныне замкнутый парадный двор. Вдоль его восточной границы  некогда проходил Красный канал, соединявший Неву с Мойкой. К нему и был обращен парадный фасад  дворца, центр которого украшают трехчетвертные колонны портика, поддерживающие аттик  с часовой башенкой. Две небольшие  статуи, стоящие на аттике, исполнил скульптор Ф. И. Шубин.

В отделке интерьеров дворца А. Ринальди больше следовал традициям архитектуры  барокко. Некоторые залы выглядели  очень нарядно, были декорированы цветными мраморами.

Однако  из-за частой смены владельцев здания многие помещения неоднократно переделывались. Первым владельцем дворца был граф Г. Г. Орлов, для которого он и строился по повелению Екатерины II. После  смерти графа здание перешло в  казну, стало резиденцией последнего короля Речи Посполитой С. А. Понятовского. Позднее дворец принадлежал великому князю Константину Павловичу, а  после него — Константину Николаевичу. При нем (в 1844–1851 годах) архитектор А. П. Брюллов перестроил здание внутри, значительно изменил оформление многих помещений.

  Первоначальную отделку сохранили  лишь парадная лестница и нижний  ярус стен Мраморного зала  с изящными орнаментами и скульптурными  барельефами работы Ф. И. Шубина  и М. И. Козловского.

Последним владельцем дворца был великий князь  Константин Константинович, президент  Академии наук, известный поэт, печатавшийся под псевдонимом «К. Р.».

Мраморный дворец завершает ряд парадных зданий, начинающихся у Зимнего дворца, отвечая  им классической строгостью и безупречностью отделки фасадов. Он одинаково величественно  выглядит как с Невы, так и со стороны Марсова поля.

2.3. Памятники архитектуры в Петербурге

 

архитектор

деятельность

 

Антонио Ринальди

1710-1794 Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ораниенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П.С.

 

Жан-Батист Валлен Деламот

1729-1800 Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.

 

Ю.М. Фельтен

1730-1801 Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного.

 

 
В.И. Баженов

1737-1799 Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I

 

А.В. Квасов

1718-1772 Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади.

 

И.Е. Старов

1745-1808 Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады Аничкова дворца

 

Н.А. Львов

1751-1803 Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны), церковь Святой Екатерины в Мурино, перестроил дом Г.Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке)

 

Джакомо Кваренги 

1744-1817 Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба Безбородко (на Свердловской набережной, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и «Серебряные ряды» (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице, 21. Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице), Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39. Александровский дворец (село Кваренги). Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.

 

А.Н. Вороникин

1759-1814 Казанский собор, создал ажурную ограду со стороны Казанской улицы. Памятники Кутузову и Дарклан-де-Толии. 
Работал в Павловске, колоннады в нижнем Парке Петергофа, интерьеры Строгановского дворца, здание Горного института.

 

А.Д. Захаров

1761-1811 Капитально перестроил здание Адмиралтейства.

 

Жан Тома де Томон

1760-1813 Создатель ансамбля стрелки Васильевского острова (Биржевая площадь) с храмоподобной биржей, спусками к Неве и Ростральными колоннами. Мавзолей Павла I в Павловском парке, фонтаны в Пулково, Московском парке Победы и у Казанского собора; особняк Лаваль на Английской набережной, 4.


2.4. Архитектурные стили

Барокко — от итальянского ”странный, причудливый”. Архитектурный стиль XVI - XVIII в.в., характеризующийся пышностью, декоративностью.

Неоклассицизм — художественное течение XIX-начала XX в.в., возвращающее традиции классицизма с его благородством и строгостью форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Фотоиллюстрации

Мраморный дворец

Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца

Зал в Мраморном  дворце

4. Заключение

Наиболее  важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное  искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально  носило интуитивный характер, то в  дальнейшем времени оно стало  осознанным.

Архитектура преобразовывалась во времени, тем  не менее некоторые особенности  русского зодчества бытовали и развивались  на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда  космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.

Русский стиль классицизма мне очень  нравится величественностью и неповторимостью, строгостью линий. Особенно хочу отметить красоту и высокое мастерство внутренней отделки Мраморного дворца итальянского архитектора Антонио Ринальди. Для сооружений Ринальди характерны черты сдержанности наружного облика здания, простоты деталей и чёткости объёмов.

Судьба Мраморного дворца после 1917 года характерна для многих исторический зданий Санкт-Петербурга: с 1919 по 1936 годы здесь располагались всевозможные научные ведомства и учреждения, а с 1937 по 1992 год года находился музей Ленина. После закрытия Музея Ленина, началась работа по реставрации помещений, возвращению им первоначального облика. В парадном дворе, у входа во дворец, в 1994 году был установлен памятник императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого, стоявший в начале века на Знаменской площади.

В 1992 году дворец стал филиалом Русского музея.

Мое мнение заключается в том, что  памятники архитектуры необходимо сохранить для будущих поколений. Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу в истории русской архитектуры, но и живое культурное и художественное наследие нашей страны.

 

 

 

 

 

5. Список использованной литературы

1. Большая Советская Энциклопедия

2. Иконников А.В. “Тысяча лет Российской архитектуры”. Москва  “Искусство”, 1990

3. Аркин Д.Е. “Образы Архитектуры и Образы Скульптуры”. Москва  “Искусство”, 1990

4. При подготовке данной работы использованы материалы с интернет сайтов: www. paralleli.nm.ru/acitect., www. scit.boom.ru/iskustvo

 

 

 

 


Информация о работе Памятники архитектуры русского классицизма (XVIII в.)