Парфенон. Анализ памятника культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:20, реферат

Описание

Описания Парфенова всегда изобиловали только превосходными степенями. Этот афинский храм, посвященный покровительнице города — богине Афине Парфенос, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Он построен в середине V века до н. э. К этому времени персы, покорившие Афины в 480 году до н. э., снова были наголову разбиты. В пору правления Перикла город достиг наивысшей славы и процветания. Победоносное мироощущение отразилось и в расточительных градостроительных замыслах, которые финансировались главным образом за счет дани, взимаемой Афинами со своих союзников.

Работа состоит из  1 файл

парфенон.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)
  1. Введение.

 

Парфенон – самое выдающееся создание архитектуры древнегреческой вообще и афинской в частности. Он был сооружен в конкретный исторический момент и отражает в себе особенности именно этого момента.

Описания Парфенова  всегда изобиловали только превосходными степенями. Этот афинский храм, посвященный покровительнице города — богине Афине Парфенос, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Он построен в середине V века до н. э. К этому времени персы, покорившие Афины в 480 году до н. э., снова были наголову разбиты. В пору правления Перикла город достиг наивысшей славы и процветания. Победоносное мироощущение отразилось и в расточительных градостроительных замыслах, которые финансировались главным образом за счет дани, взимаемой Афинами со своих союзников. То был период высшего подъема античной культуры, и храм богини Афины на холме Акрополь по сей день гордо напоминает об этом всему миру.

1. История  создания Парфенона.

Парфено́н (др.-греч. — дева; чистый) — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. После окончания греко-персидских войн, в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке было решено возвести новый, более величественный и роскошный храм. В строительстве задействовали лучших, на то время, художников и потратили огромные средства. Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ. Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.

Дату начала строительства  ученым удалось точно установить благодаря фрагментам мраморных  дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные  постановления и финансовые отчеты. Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством.

Парфенон сооружали  с 446—447 до н. э. (в Древних Афинах год начинался со дня летнего солнцестояния) на протяжении десяти лет. В первый год средства были выделены на добычу и доставку пентелийского мрамора в город[2]. Расходы на древесину, предусмотренные на 444—443 годы до н. э., связаны с возведением строительных лесов. О том, что к 438—437 годам до н. э. статуя Афины Парфенос уже была завершена Фидием, свидетельствует продажа золота, которое осталось после окончания работ. Освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н. э., однако обработка (главным образом, скульптурные работы) продолжалась до 432 до н. э.

“Биография” Парфенона  полна самых подчас драматических  событий. Около девяти веков существовал  храм Афины Парфенос, но вслед за торжеством христианской религии –  этой важнейшей гранью человеческой истории – Парфенон становится храмом Богородицы. В Эрехтейоне и Пропилеях также располагаются христианские церкви. В годы Латинской империи (1204-61 г. г.) Акрополь укрепляется, становясь средневековой крепостью. После завоевания Афин турками (1458 г.) Парфенон снова меняет религию, становясь мечетью. Рядом с ним возводится минарет.

Эпоха Ренессанса в Европе XV-XVI веков не знала античной греческой  культуры. Памятники Акрополя оставались в неизвестности. Лишь с XVII века посетители Афин делятся своим восторгом  от красоты хорошо еще сохранившихся памятников архитектуры Акрополя. Орден капуцинов составляет первый план Афин и Акрополя (1670 г.). В 1674 г. художник Ж. Каррей зарисовывает скульптурное убранство Парфенона. Эти зарисовки важны для историков, так как предшествуют взрыву храма. Акрополь был осажден венецианцами во главе с Марозини в сентябре 1687 г. Укрепляя Акрополь, турки разобрали храм Ники и на его месте соорудили бастион. В Парфеноне был устроен пороховой склад. 26-го сентября 1687 г пушечное ядро попало в храм, последовал взрыв, причинивший ему серьезные повреждения:  уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости  Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 в.) по возможности  был восстановлен древний облик  Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

 

  1. Техника исполнения Парфенона.

Парфенон — праздничное  сооружение для народных торжеств,, органическое целое, от которого нельзя отнять ни одной части, где неразрывно соединены конструктивные и декоративные элементы здания.

Наиболее интересная и относительно хорошо сохранившаяся часть Парфенона  — его наружные колоннады, основное звено стоечно-балочной конструкции, сущность которой заключается в  наличии отдельно стоящих вертикальных опор — колонн, пролеты между  которыми перекрыты горизонтальными балками из камня или дерева. Такие балки — перекладины называют архитравом, а перекрытие— архитравным в отличие от сводчатого. В сводчатом перекрытии опоры выдерживают давление не только сверху вниз, но их распирает в стороны; в стоечно — балочной конструкции балки давят на опоры только сверху вниз. Художественная переработка такой конструкции и состоит в выявлении двух сил, действующих в противоположных направлениях: сверху вниз и снизу вверх.

Опорами в Парфеноне служат колонны, они расширены книзу и утонение кверху идет не по образующей конуса, а имеет легкое утолщение (энтазис), как будто упруго раздаваясь под давлением тяжести, лежащей на ней. Греки-строители искусно использовали эти две детали — колонны, по-разному их применяя на отдельных постройках: они умели избегать и впечатления хрупкости колонны и впечатления излишней толщины— тяжести колонны. Утонение колонны подчеркивает направление кверху опорной силы колонны, придавая ей стройность. Впечатление устремленности колонны вверх усиливается желобками — каннелюрами, идущими вдоль ствола. Колонна заканчивается капителью, создающей естественный переход от опоры к лежащей на ней балке, через, плиту давление, распределяется на большую площадь. Профиль капители, состоящей из призматической плиты — абака, под ней скругленного, эхина, пяти ремешков — аннули и шейки, придает капители характер упругости и силы. Абак составляет переход от округлых форм колонны к прямолинейным очертаниям каменных перекладин, поддерживаемых опорой. Верхняя горизонтальная часть здания, расположенная над колоннадой, называется антаблементом и состоит из трех главных частей: архитрава, фриза и карниза. Архитрав держит всю конструкцию верха здания, соединяя перекладинами колонны и передавая на них тяжесть частей здания, лежащих на нем. Назначение карниза — не давать дождевой воде стекать по стенам и колоннам, поэтому он значительно выдается вперед и на его нижней горизонтальной грани сделано специальное приспособление для отвода капель, дождя — мутул. Между карнизом и архитравом расположен фриз, как будто не имеющий практического значения, но многие исследователи объясняют наличие на фризе триглифов — камней с вертикальными бороздками как подобие концов поперечных балок, лежавших на архитраве в более древних деревянных храмах. Триглифы размещены над колоннами и серединами пролетов между колоннами. Промежутки между триглифами на фризе заполнены метопами — каменными квадратными плитами с декоративной скульптурой. Это сцены борьбы богов с гигантами, людей с кентаврами и т. п.—92 различных скульптурных изображения, говорящих о победе человека и его разума над стихией.

На карнизе покоится треугольник фронтона со скульптурой  вписанной в форму треугольника; на углах фигуры лежат, дальше сидят, а в центре они сделаны во весь рост. Скульптуры на фронтонах Парфенона изображают: на восточном фасаде — миф о рождении Афины из головы Зевса, на западном — спор между Афиной и Посейдоном об обладании Аттикой. Фронтоны завершаются профилированной симой. Скульптура Парфенона сливается в единое композиционное целое со строгими и простыми ритмами его архитектуры. Общее впечатление стройности Парфенона усиливается постановкой здания на высокое каменное подножие — стилобат из трех полуметровых ступеней. По боковым фасадам Парфенона расположено по 17 колонн, эта нечетность числа колонн подчеркивает отсутствие входного пролета в середине колоннады; на главном фасаде — 8 колонн.

Фасады Парфенона (производили  впечатление торжественной праздничности. Верх здания был окрашен в яркие  свежие цвета. На главных конструктивных частях здания сохранялась белизна строительного материала — мрамора, вверху оживляющаяся красными, синими и желтыми тонами в сочетании с золотом. Триглифы были синими, в метопах — на красном фоне синие одежды сочетались с металлическими частями — По горизонтальным полосам карниза тянулись ленты цветного орнамента, скульптуры фронтона выделялись на красном фоне. Все это многоцветие достигалось, повидимому, окраской мрамора прозрачными красками, не закрывавшими мрамор наглухо.

Внутри Парфенон производит суровое впечатление; судить о том, что было в его залах, можно лишь по спорным реконструкциям, восстанавливающим остатки его внутренней отделки. План Парфенона прост: за колоннадами стена без окон огораживала большое прямоугольное пространство — целлу, разделенную поперечной стеной на два зала, имевших каждый свою колоннаду. Входом в зал служила высокая дверь, расположенная против среднего пролета главного фасада. Ряд колонн внутри здания поддерживал потолок. В одном из залов помещалась статуя Афины Паллады, в другом — сокровищница.

Всякое здание имеет ту или иную геометрическую форму или представляет сочетание нескольких геометрических форм. В этом смысле говорят о зданиях призматических (как большинство современных зданий), цилиндрических (как Пантеон в Риме или некоторые из башен Московского Кремля), о пирамидальных крышах, сферических куполах и т. д.

Египетские пирамиды могут служить примером простои  геометрической формы, использованной для постройки гробницы огромных размеров. Однако грандиозность размеров пирамиды-гробницы с трудом осознается человеком вследствие малой расчлененности этого сооружения. Греческие здания, например Парфенон, производят не менее величественное впечатление, чем египетские пирамиды, хотя по размерам они значительно меньше пирамид.

Сопоставление египетской пирамиды с греческим зданием удобно для объяснения понятия о масштабности архитектурных сооружений, так же как бытовые вещи должны быть масштабны по отношению к человеку. Размеры мебели, сидений и столов в особенности всегда приспособлены к пропорциям фигуры человека среднего роста.

Греки-строители настолько  архитектурно выразительно и гармонично проработали конструктивные части  своих зданий (стены, столбы, балки, перекрытия и крыши), что их конструкция  превратилась в законченную архитектурную  форму, могущую (принимать различные композиционные выражения. Так как в архитектуре древней Греции портик являлся постоянной частью здания, колоннада получила большое развитие и в смысле типов и размеров. Последовательно возникают типы колоннад: дорической, ионической и коринфской, названные ордерами. В дальнейшем римляне завершили эту систему ордеров в каменной архитектуре, узаконив и определенные пропорции для каждого ордера. Таким образом, в этой системе ордеров были установлены, строго определенные пропорции членения всех архитектурных частей здания. Эта закономерность построения всех деталей здания настолько — гармонически связала их между собою, что взятые порознь они продолжают существовать как бы связанными; с недостающими частями ордера Архитектурный язык системы ордеров, впервые найденный строителямb здании древней Греции и Рима, по-новому звучащий в каждую последующую эпоху, продолжает существовать и в настоящее время в советской архитектурной практике.

          Мастерам Парфенона удалось создать впечатление, что храм возник без усилий человеческих, как бы вырос сам по велению природы, с которой у древних греков отождествлялись божества. В своем желании как можно сильнее выразить в облике храма естественность форм Иктин и Калликрат добились исключительных успехов. На боковых сторонах храма они поставили не удвоенное число торцовых колонн, а еще одну (всего семнадцать). Таким образом, у человека, созерцавшего здание, создавалась иллюзия случайности, органичности форм. При архитектурных обмерах Парфенона обнаружили также, что в постройке, как в человеческом теле, нет ни прямых линий, ни ровных плоскостей: все линии стилобата и антаблемента чуть изогнуты, плоскости чуть выпуклы или вогнуты, а оси колонн, при мысленном их продолжении вверх, пересекаются в одной точке на высоте двух километров.  
Ощущению глубокой связи Парфенона с природой способствует характер и обработка материала, из которого создан храм. Парфенон сложен из мрамора, добывавшегося на окраине Афин и Пентелликоне. Пентеллийский белоснежный мрамор, пока добывался, на воздухе постепенно менял цвет. Мельчайшие железистые частички, находившиеся в камне, под воздействием влажной атмосферы окислялись, и мрамор покрывался тонкой пленкой желтовато-коричневой патины, которую можно видеть и на многих древнегреческих статуях, исполненных из этого красивого материала. Нижние части Парфенона – ступени стилобата, поставленного на грубую скалу Акрополя, имеют соответственно шероховатые поверхности; колонны Парфенона несут следы уже более тщательной отделки мрамора, антаблемент, особенно фриз с имевшими раскраску рельефами, обработан еще более искусно. Чувствуется постепенное, все более заметное кверху здания совершенство материала. Сооружение кажется подобным дереву, в котором, чем дальше от могучих и грубых корней, тем нежнее становятся ветви и листья.  
            В тесном соединении чувства органической связи с природой и инженерной мысли, естественности и продуманности притягательная сила главного храма Афин, отличающая его от многих других шедевров. Человеческое сознание заявило о себе здесь как о венце божественного создания Фронтоны, метопы, фриз Парфенона, необычные по богатству и разнообразию, свидетельствовали о значении, какое придавалось сооружению, прославлявшему не только покровительницу города – богиню Афину, но и самих афинян, оказавшихся во главе союза греческих полисов после греко-персидской войны. Композиция фронтонов, сцены на метопах и фризе не просто украшали храм. Они заключали в себе глубокий смысл: в знакомых сюжетах раскрывалась идея совершенства и величия человека.  
В то время как в одной из самых прославленных святынь первой половины V в. до н.э. – храме Зевса в Олимпии имелось лишь двенадцать рельефных метоп, афиняне украсили Парфенон девяносто двумя, располагавшимися со всех его четырех сторон.  
         В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города.  
Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.  
           Парфенон, расположенный в Акрополе, является символом Греции. Это одна из наиболее совершенных построек Древнего Мира. В 1987 году Афинский Акрополь был включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Информация о работе Парфенон. Анализ памятника культуры