Парфенон. Анализ памятника культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:20, реферат

Описание

Описания Парфенова всегда изобиловали только превосходными степенями. Этот афинский храм, посвященный покровительнице города — богине Афине Парфенос, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Он построен в середине V века до н. э. К этому времени персы, покорившие Афины в 480 году до н. э., снова были наголову разбиты. В пору правления Перикла город достиг наивысшей славы и процветания. Победоносное мироощущение отразилось и в расточительных градостроительных замыслах, которые финансировались главным образом за счет дани, взимаемой Афинами со своих союзников.

Работа состоит из  1 файл

парфенон.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

3.  Описание скульптур  Парфенона

Парфенон богато украшен  скульптурой. Боги-олимпийцы и герои, сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами, эпизоды  Троянской войны и торжественные  процессии изображены на его фронтонах, метопах, фризах. В пластических образах нашли воплощение чувства и настроения греков времени расцвета Афин. Именно поэтому вымысел здесь воспринимается как реальность, а сюжеты, навеянные жизнью, приобретают характер особенной возвышенной идеальности. В скульптуре Парфенона заключен глубокий смысл. В наглядно зримых образах раскрывается величие человека - идея, которая выражена и в архитектуре храма. Над внешней колоннадой храма помещались метопы. Раньше рельефные метопы располагались обычно лишь на восточной и западной сторонах. Парфенон они украшали также с севера и с юга.

На западной стороне  в метопах изображалась битва  греков с амазонками; на южной - греков с кентаврами; на северной - сцены  из Троянской войны; на восточной - сражение богов и гигантов.

Метопы западной стороны Парфенона сильно повреждены. Северные метопы тоже сохранились плохо (из тридцати двух лишь двенадцать). Эта часть колоннады сильно пострадала, а здесь, видимо, рельефы были особенно хорошо исполнены, так как они чаще всего находились на виду. Вдоль этой стороны Парфенона проходила торжественная процессия по Акрополю.

Скульптор, украшавший рельефами  метопы северной стороны, учитывал это, и направление общего движения и  развитие действия на северных метопах  он согласовал с движением человека вдоль храма.

На первой метопе северной стороны (если идти вдоль Парфенона  от Пропилеи) был изображен как  бы открывающий события бог солнца Гелиос, на одной из последних завершающих - богиня ночи Нюкс. Эти образы соответствовали  началу и концу действия. На средних метопах показывались сборы в поход, прощание воинов, отъезд, сцены Троянской войны. Вход в храм был с востока, и в украшениях этой стороны скульпторы представляли самые значительные события. На восточных метопах была показана борьба и победа олимпийских богов над гигантами.

Из южных метопов  лучше других сохранились 18 (из 32) метоп. Близость обрыва, очевидно, мешала воспринять их человеку, стоящему на Акрополе у  храма. Они хорошо были видны издали, из города снизу. Поэтому мастера  сделали фигуры особенно объемными.

Рельефы различаются  между собой по характеру исполнения, несомненно, что над ними работали разные мастера. Многие не дошли до нас, но те, которые сохранились, поражают мастерским изображением боя. В этих метопах представлена битва греков с кентаврами. В квадратах обрамлений показаны сцены яростных схваток не на жизнь, а на смерть, различные ситуации борьбы, сложные положения тел.

Мастера классики приводят к равновесию противодействующие в  метопах силы и добиваются в общем  гармонического впечатления от каждого памятника. Классические скульпторы всегда показывают внутреннее кипение страстей, сложные, порой трагические конфликты во внешне спокойной, сдержанной форме. Каждый отдельный образ взволнован и динамичен, но в целом вся сцена обычно приведена в состояние композиционной гармонии.

В каждой метопе звучит своя, неповторимая тема - то трагическая, то победно-бравурная, порой исполненная  напряжения нечеловеческой борьбы, иногда спокойная. Характер чувств выражен  с кристальной ясностью и чистотой. Эти образы далеки от театрального пафоса, неискренности, многозначительной недоговоренности, которые появятся в искусстве позднейших веков. Классика предельно правдива, когда изображает нечто ужасное и трагическое; она остается цельной и гармоничной даже в выражении великих страданий. Мастера высокой классики умеют сдержанно, с глубоким спокойствием показать то, о чем будут с дрожью в голосе повествовать художники более поздних эпох.

4. Духовный  смысл и значение.

Пройдет семь столетий после  сооружения Парфенона, и римский император Адриан в вилле Тиволи близ Рима создаст постройки намеренно небольшие, чтобы казаться самому себе высоким и сильным. И, тем не менее, он не ощутит величия, разочарование и скепсис не покинут его.

Парфенон с 17 века служит воплощением артистизма в западной архитектуре. Именно это здание сделало греческую архитектуру совершенным образцом древнего античного искусства.В прошлом Парфенон вдохновлял признанных мастеров архитектуры и градостроительства.  Считалось, что именно Парфенон стоит у истоков архитектуры, навеянной вдохновением богов.Многие всемирно известные художники и архитекторы приезжали сюда, чтобы увидеть это здание.

Парфенон служит олицетворением величия ушедшей в прошлое цивилизации. Поэт-романтик Байрон любил это место, как и многие другие.

Человек, намеревающийся подняться  по ступеням Парфенона, видным издали, приблизившись к ним, обнаруживает, что они огромны по размеру и что против входа есть и ступени поменьше. Храм вырастает во всей своей высоте, но пропорции его настолько гармоничны и как бы подобны пропорциям человека, что он не умаляет человека, не делает его меньше, но, напротив, возвышает, пробуждает чувство высокого достоинства. Афинянин около Парфенона ощущал единство общины, полноправным гражданином который он являлся. В архитектурных формах храма нашло ясное и полное воплощение радостное осознание греками V в. до н. э. высокого значения и безграничных возможностей человека.

Сегодня Парфенон больше напоминает строительную площадку.

Работы по его восстановлению продолжаются уже 25 лет, не считая реставрационных работ в середине 20-х годов прошлого столетия. И не исключено, что они займут ещё очень много времени.

 

 

 

 


Информация о работе Парфенон. Анализ памятника культуры