Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 18:36, реферат
Явление пассионарности («страстности») впервые было исследовано Львом Николаевичем Гумилевым не просто как черта характера или случайный аффект, а как исторический факт, играющий решающую роль в судьбах народов и государств. Он явно не успел дать своему открытию исчерпывающее объяснение: ему было отпущено 80 лет, по меркам нашего отечества не так уж мало; но многолетние отсидки в лагерях и тюрьмах, болезни и скитания вряд ли способствовали созиданию всесторонне неуязвимой теории.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский
национальный университет
им. Л.Н. Гумилева
РЕФЕРАТ
по предмету культурология
Тема:
«Пассионарность как
движущий фактор культуры»
Выполнил:
Гадельшиев А. МО 2-12
Проверил(а):
Явление пассионарности («страстности») впервые было исследовано Львом Николаевичем Гумилевым не просто как черта характера или случайный аффект, а как исторический факт, играющий решающую роль в судьбах народов и государств. Он явно не успел дать своему открытию исчерпывающее объяснение: ему было отпущено 80 лет, по меркам нашего отечества не так уж мало; но многолетние отсидки в лагерях и тюрьмах, болезни и скитания вряд ли способствовали созиданию всесторонне неуязвимой теории. Так что подробно рассматривать его объяснения мы воздержимся, — во-первых, потому, что их автор уже не может нас поправить или нам возразить, во-вторых, потому, что открытие явления огромной значимости и заодно убедительное его объяснение одним человеком, пусть и гениальным, встечается в науке крайне редко. Да обычно и сами объяснения, казавшиеся вчера убедительными, сегодня таковыми уже не кажутся. И все же на одном моменте необходимо остановиться.
Особенно большие сомнения, на
наш взгляд, вызывает объяснение
причины появления «
Удивительно, но получилось так, что описанные Гумилевым конкретные всплески пассионарности в истории народов с завидной точностью отражают то явление, которое мы наблюдаем в процессе культурогенеза и называем пракультурой. Правда, если следовать логике Л. Н. Гумилева, то причиной возникновения пракультурной ситуации следует считать «пассионарный толчок», а следуя логике культурогенеза, которой придерживаемся мы, все происходит наоборот. По ходу дела мы это обсудим.
Коротко и схематично напомним, о чем идет речь. Культура, в значительной степени определяющая поведение, мировоззрение, убеждения большинства членов того или иного общества, с течением времени подвергается разным испытаниям, не справляется с жизненными задачами, рассогласовывается, слабеет и, в конце концов, ее влияние на многих людей становится незначительным. Тогда наступает пора пракультуры — основе всякой культуры, основе, представляющей собою ее обнажившийся остов, не задрапированный оправданиями и околичностями. По сути одни и те же установки и стремления тем не менее выглядят непохожими в культуре и пракультуре: в первой они по возможности прикрыты, рационализированы, испытывают уравновешивающее давление противоположных установок и стремлений, а их витальная сила приглушена. Идеал культуры — бесстрастность, пракультура клокочет и кричит. К примеру, такая универсальная установка, как утверждение превосходства, в культуре обставлена ограничениями и нуждается в доказательствах, а в пракультуре она выступает, подобно жажде или голоду, как нечто неопровержимое и очевидное. Витальная энергия, всегда больше или меньше присутствующая в людях, гуляет в пракультуре на длинном поводке, а в культуре на коротком. Пракультура — это атмосфера борьбы (со своими или чужими) и для многих способ выживания. В условиях пракультуры расходование витальной энергии фокусируется на доминирующих установках, регуляция упрощается и огрубляется — человек превращается в страстное, упорное существо…
Однако период господства
Немаловажно отметить, что поскольку члены общества испытывают влияние культуры неодинаково, и есть такие люди, кто вообще мало поддается указанному влиянию, они, эти люди, живут, влекомые пракультурными страстями, а остальное общество иногда им подчиняется, иногда сосуществует с ними, а иногда пытается от них отгородиться, как от преступников.
Нетрудно обнаружить, что открытая
Гумилевым пассионарность — в
качестве общественно-
Прежде чем обратиться к
Итак, допустим, что гипотеза о космических лучах верна. Тогда значимость указанного «случая» станет заметней, если вспомнить про теорию Лесли Элвина Уайта. Согласно этой теории, культура — это «внетелесный (у Уайта „экстрасоматический“) механизм для захватывания свободной энергии, преобразования и использования ее на пользу человеческому виду». Ключевым у него является утверждение: «Степень развития культуры пропорциональна количеству преобразованной и использованной энергии при прочих постоянных факторах». Уайт считает, что «развитие культуры прекращается — до тех пор, пока не увеличивается общее количество энергии». Таким образом, получается, что наряду с открытием новых источников энергии, а также совершенствованием и изобретением средств ее преобразования и использования немаловажную роль в развитии культуры должны играть возбуждаемые генетической трансформацией «пассионарные толчки». (Цитаты взяты из книги: «Работы Л. Уайта по культурологии». М., 1996). Надо сказать, что выдвижение Уайтом энергетического фактора в качестве главного и чуть ли не единственного стимулятора культурогенеза вызывает изрядные возражения. Однако несомненно, что этот фактор существенен, особенно когда открываются новые мощные источники энергии (открытие и расширение области применения огня в древности и углеводородов в Новое время). Вряд ли приемлем и упор Уайта на производственные технологии как якобы на основу культуры. Заметим, кстати говоря, что до Уайта, и в более глобальном контексте, энергетическую теорию культуры развивал Вильгельм Оствальд (его работа Die energetischen Grundlagen der Kulturwissenschaft была опубликована в Лейпциге в 1909 году — Уайту тогда было 9 лет). На ту же тему см. наши заметки «О двух видах витальной энергии» и «Божества, предки и огонь как источники витальной энергии (историко-культурный аспект)».
Переходя к примерам, еще раз оттеним нашу мысль: коль скоро пассионарность возникает в процессе культурогенеза в период кризиса культуры, появление «пассионарного толчка» — во многих, если не во всех случаях — может быть объяснено закономерностями этого процесса, а не гипотезой о космических лучах. Итак, примеры взрывов пассионарности (по Л. Н. Гумилеву). Первый пример — об Иудейской войне 66—70 гг. До этой войны Рим держал Иудею сто лет в подчинении (начиная с завоевания ее Помпеем). Гумилев обращает внимание как раз на это обстоятельство: сто лет сгибались, а потом вдруг восстали — как тут не увидеть внезапного пассионарного толчка?! Вот что он пишет: «А что же было до этого? (до восстания — Л. В., А. М.). И до этого евреи видели, как римляне едят свиней, но они относились к этому безразлично. Говорили: „Ну, зачем такую гадость есть и зачем вообще к ним прикасаться, тьфу!“ А тут они сказали: „Нет, не тьфу“. Они сказали: „Бей!“ И это была уже поправка очень существенная. Так началась иудейская война» (с. 87). Или: «И вдруг небольшой этнос, состоявший из оставшихся в Палестине евреев, создал весьма сложную систему взаимоотношений внутри себя (четыре партии, борющиеся друг с другом) и тоже оказался мощным соперником Римской империи» (с. 85). Разгадку Гумилев усматривает в «пассионарном толчке»… Далее наш автор пишет: «Иудейская война могла бы быть и успешной, если бы не произошел этот самый пассинарный толчок, в результате которого евреи… разделились на четыре группы, которые терпеть не могли друг друга» (с. 88). Эти группы — фарисеи, саддукеи, которые спорили между собою еще во времена Христа, и так называемые зилоты — «ревнители закона», фактически разбившиеся на три враждующие фракции. Беспорядки начались с мелких стычек, нападений на римлян в разных частях страны лет за десять до крупномасштабных военных действий. Вооруженные кинжалами фанатики убивали не только римлян, но и своих единоплеменников, если те нарушали предписания Торы или выглядели недостаточно патриотично. Брожение в народе нарастало и резко усилилось в 66 году, когда прокуратором Иудеи был Гессий Флор. Последней каплей стало его распоряжение изъять из храмовой (священной!) сокровищницы семнадцать талантов (это около полутонны серебра). Не желая или не умея вести с расколотым еврейским обществом политические игры, Флор решил одним махом покончить с недовольными с помощью широкомасштабных карательных мер и, видимо, нарочно провоцировал их. Две дополнительных когорты и кавалерия вошли в Иерусалим, начались избиения и распятия.
Но это еще больше распалило
население. Жестокая война
Наиболее полно Иудейская
Одни толковали Библию в духе иудейско-греческой философии, подобно Филону Александрийскому, другие без умственных затей умудрялись сочетать житейские ценности греков и других языческих народов с библейскими заповедями, третьи путались в бесконечных религиозных спорах, четвертые с невиданным упрямством следовали еще не забытым традициям (коих тоже было немало), наконец кто-то с надеждой смотрел на Запад, в сторону Рима, а кто-то, как и в древнейшие времена, считал только Палестину Божьей землей, землей обетованной. Однако человек не может рваться то сюда, то туда, и все сложности эпохи, все эти «с одной стороны, с другой стороны» уходят на последний план, а на первый всплывают сравнительно простые пракультурные установки, и каждый берет из них то, что ему ближе: одни думают лишь о богатстве, другие как бы выжить, третьи преисполнены яростного стремления к изоляции и превосходству, четвертые пекутся о детишках и т. д. И все это, конечно, со страстью, с упорством, так как иначе в эдаком бедламе ничего не добьешься — вот вам и пассионарность… К чему стремился и что выбрал для себя Иосиф бен Маттитьяху, в точности сказать нельзя, ясно лишь то, что пракультурные метания благополучно закончились для него в Риме, где он мирно почил в 100 году.
Следующий пример — по поводу
«христианского этноса». «
Информация о работе Пассионарность как движущий фактор культуры