Перспективы развития мировой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:32, реферат

Описание

Наибольшее развитие получила общественно-экономическая. В это время шел бурный процесс индустриализации культуры, что проявилось как в развитии науки и техники, так и в появлении технических отраслей культуры, а также в промышленном производстве произведений литературы и искусства. Научно-техническая революция вступила в новую стадию своего развития. Сегодня решаются задачи автоматизации и компьютеризации производства. Но научно-техническая революция имела не только позитивные, но и негативные последствия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Перспективы развития мировой культуры…………………………………...5
2. Современная социокультурная ситуация в России…………………………13
3. Основные направления развития художественного творчества…………...18
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 65.69 Кб (Скачать документ)

Во второй половине столетия кинопроизводство США достигло таких размахов, что  довольно трудно отдать кому-либо предпочтение. Однако в большей степени реалистические тенденции сохранились в творчестве режиссера и продюсера Фрэнсиса Форда Копполы. В его наиболее известном фильме «Крестный отец»  переплелись разные потоки: натуралистическое  изображение жестокости и насилия, поэтизация мафии, критика коррупции, связь преступного мира с политикой. Не менее известен его фильм «Апокалипсис сегодня», раскрывший трагедию войны  во Вьетнаме.

Следует отметить, что реалистическое искусство, столкнувшись в начале XX в. с новыми, неведомыми реализму предыдущего  столетия фактами и процессами жизни, изменило свой изобразительный язык и характер аналитического изучения человека.

В 1905 г. на выставке в Париже художники  Анри Матис, Андре Дерен и другие экспонировали свои произведения, которые  за резкое противопоставление цветов, упрощенность форм критика назвала  произведениями «диких» - les fauves, а все  направление получило название «фовизм».

У фовистов с их пониманием соотношения  пятен чистого цвета, сведенным  к контуру лаконичным рисунком, простым, по-детски линейным письмом, оказались  большие возможности для решения  декоративных задач. Самым талантливым  из фовистов был Анри Матис. Он прошел через увлечение импрессионизмом, но в своих поисках он пришел к  упрощенности и плоскостности форм.

В реалистической литературе изменение  характера аналитического изучения человека проявилось в творчестве Стефана  Цвейга, который под влиянием теории Зигмунда Фрейда в своих произведениях  «Мария Стюард», «Нетерпение сердца»  попытался переложить социальные конфликты  и процессы в плоскость психологических  переживаний и столкновений героев.

В кинематографе трансформация  реалистического искусства нашла  отражение в течение неореализма, получившего наибольшее распространение  в Италии. В фильмах Феллини, Монтальдо, Пьетри, Рози, Дамиани и других режиссеров раскрывались проблемы волновавшие  не только Италию, но и другие страны: социальные конфликты, коррупция, мафия, преступность, засилье американского  капитала.

Модернизм

 

При всех сложных переплетениях разных направлений в художественных творчестве XX в. отчетливо прослеживаются две основные тенденции: поиск новых реалистических форм и отход от принципов той реалистической системы, которая была присуща европейскому искусству еще с эпохи Возрождения. Вторая тенденция принадлежит искусству модернистскому, каждый раз выступающему с позиций открытия новых путей и потому называемому в наши дни авангардом.

Несмотря на сохранение реалистических тенденций, развитие западного искусства в XX в. в большей степени определяет модернизм, чем реализм. Слово «модерн» связывают с идеей чего-то нового, нетрадиционного, отличного от прежнего. Модернистское искусство, как правило, непонятно многим зрителя малокоммуникативно. Различные авангардные течения связаны между собой одним - их объединяет отрицание реального отображения действительности.

Основной  причиной появления модернизма был кризис западной культуры, имевший под собой глубокие социально-экономические основания. Он вызвал стремление художников уйти от подражания реальности. Этому стремлению во многом способствовало появление кино и фотографии, которые отображали действительность как она есть лучше, чем кто-либо из художников. Модернизм затронул практически все отрасли художественного творчества. Наиболее рельефно, наиболее наглядно он проявился в изобразительном искусстве и, прежде всего, в живописи. Поэтому основное внимание мы уделим живописи авангарда.

Экспрессионизм

 

Как самое первое направление модернизма можно определить экспрессионизм, появившийся приблизительно в 1905 г. в Германии.

Экспрессионизм (от латинского expressio - выражение) основан на теории, утверждающей, что человек становится художником тогда, когда его рука способна производить экспрессивные движения, что воплощает «внутреннюю активность» личности. Художники-экспрессионисты предпочитали воплощать внутренние движения души, а не явления внешнего мира. Провозглашали целью искусства не изображение действительности, а выражение ее сути. Живописи экспрессионизма свойствен страстность, напряженность и глубоко личностный подход к картине, которая служит средством выражения эмоций.

Взгляд на мир, продиктованный действительностью XX в., определил стилистику экспрессионизма: принципиальная «антиклассичность»; отказ от гармонической ясности форм; тяготение к абстрактному обобщению; яростная, обостренная выразительность; устремленность к сознательной деформации картины действительности.

Для экспрессионизма в живописи характерно: изломанность линий; контрастность цвета; деформированность пространства. Ему присущ пламенеющий колорит, далекий от реальных природных цветов. Нервный мазок наполняет экспрессионистские полотна трепещущей жизненной энергией. Экспрессионисты черпали вдохновен в живописи Ван Гога с ее новаторской техникой и необычайным колоритом.

К середине 20-х годов, времени относительной стабильности в Европе, обнаружилась абстрактность и непоследовательность экспрессионизма. Экспрессионизм оказал значительное воздействие на искусство Европы и Америки.

Кубизм

 

В первом десятилетии XX в. во Франции было основано новое направление модернизма - кубизм. Его родоначальником считается живший и работавший во Франции испанский художник Пабло Пикассо.

На первый взгляд абстрактное и геометричное, искусство кубизма передает реальные объекты. Они лишь «расплющены» на холсте так, что разные грани одного и того же предмета видятся одновременно с разных точек зрения. Вместо того, чтобы создавать иллюзию предмета в пространстве, как это пытались делать художники, начиная с периода Возрождения, кубизм воспроизводит объекты в категориях двухмерного холста.

Отказавшись от передачи атмосферы и света, трехмерной перспективы, мастера кубизма разработали новые формы неглубокой многомерной перспективы, позволяющей представить объект в виде множества пересекающихся и полупросвечивающихся плоскостей (четырехугольников, треугольников, полуокружностей), сосредоточенных вдоль вертикальных, горизонтальных и диагональных осей. Объект изображая одновременно с множества точек зрения, как комбинация геометрических форм, благодаря чему зритель мог видеть задние и боковые его части. Таким образом, по мнению кубистов, в их картинах не только изображался внешний вид объекта, но и было представлено знание о нем.

По теории кубистов, картина - это самостоятельный организм, и она воздействует не образом, а формальными средствами, своим ритмом. «Не искусство имитации, а искусство концепции» - лозунг кубизма. Красота картины не имеет ничего общего с красотой реального мира, она строится только на пластическом чувстве.

Первая картина кубизма - «Авиньёнские девицы», написанная Пикассо в 1907 г.

Кубисты вводили в свои произведения реальные предметы (пуговицы, трамвайные билеты, куски обоев, клеенки, газет), узаконив коллаж в виде художественно средства.

Создание кубизма привело к радикальному переосмыслению взаимоотношений формы и пространства и навсегда изменило развитие западного искусства. Кубизм способствовал зарождению в России абстракционизма и суперматизма.

Футуризм

 

Если родиной кубизма является Франция, то следующее направление модернизма появилось в Италии в Милане. Оно заявило о себе в 1909 г., когда были опубликованы 11 тезисов Маринетти, где провозглашался апофеоз бунта, «наступательного движения», «лихорадочной бессонницы», «оплеухи и удара кулака», «красоты быстроты». Это направление стало первым откровенно враждебным реализму. Футуристы отрицали искусство прошлого, призывали к разрушению музеев, библиотек всего классического наследия: «Долой археологов, академиков, критиков, профессоров».

Философской основой футуризма  явилось учение Ницше. Главное, что привлекало футуристов у Ницше - это его нигилизм, критика традиционной буржуазной культуры, христианской морали, истории. Христианская религия с ее проповедью смирения, любви к ближнему, по мнению Ницше, исказила подлинную сущность человека, подавила его инстинкты, главный из которых «воля к власти». Основным пафосом футуристского искусства провозглашался культ силы - «Искусство может быть только насилием, жестокостью и несправедливостью»; войны - «Мы хотим прославить войну, единственную гигиену мира»; похоти - «Похоть для победителя - заслуженная дань».

Футуризм означает «искусство будущего» (от латинского futurum - будущее). «Мы утверждаем, - заявляли они, - что портреты не должны походить на свои оригиналы и что художник носит в самом себе пейзажи, которые он хочет зафиксировать на полотне». Объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, вносимое художником в материю путем синтеза времени, места, формы, цвета и тона.

По утверждению писателя Маринетти - вождя и теоретика футуризма - жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины. В живописи футуристов человек нередко трактуется как подобие машины.

Футуристы стремились восславить современность. Они были увлечены машинной технологией, новыми средствами передвижения и связи. Для придания своим произведениям динамичности они использовали угловатые формы и резкие контуры. Отличительной особенностью творчества футуристов было стремление передать движение и скорость. Это достигалось с помощью приема наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта: повторение контуров движущегося предмета и его прозрачности. Так возникало впечатление непрерывного движения.

Футуризм вторгся и в область  музыки. В специальном манифесте, выпущенном Милане в 1911 г., футуристы объявили своей задачей «выразить музыкальную душу толпы». Для этого потребовались новые «музыкальные» инструменты - свистки, ящики, сковородки, кастрюли и т.п.

Как направление в искусстве  футуризм распался в начале первой миров войны.

Метафизическая  живопись

 

В 1917 г. в Италии возникла так называемая метафизическая живопись. Ее создателями были Джорджо де Кирко и Карло Карра.

Для метафизической живописи характерна искаженная перспектива, неестественное освещение и странный мир образов, в которых вместо людей фигурируют манекены и статуи.

Помещая свои объекты в чуждый для них контекст, художники этого направления стремились создать магическую атмосферу сна. В этом отношении метафизическая живопись имеет много общего с сюрреализмом, но в отличие от последнего обладает очень статичной композиционной структурой и любовью к архитектурным построениям.

Движение Дада и метафизическая живопись с их культом иррационального сыграли важную роль в подготовке почвы для возникшего в 1920-е годы сюрреализма.

Сюрреализм

 

На почве дадаизма и сначала  только как течение литературное возник сюрреализм. Он оформился во Франции в 1920-е годы. Его инициаторами были молодые французские писатели, поэты и художники А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Ж. Кокто и другие. Само слово сюрреализм можно перевести как надреализм или сверхреализм. У Шопенгауэра, с его неверием в прогресс и человеческий разум, сюрреалисты нашли теоретическое обоснование своей идеи о сочетании в художественной практике элементов действительности и алогичной фантастики. Они призывали к освобождению человеческого «Я» от «оков» материализма, логики, разума, морали, традиционной эстетики.

Зародившись в среде литераторов  сюрреализм получил наибольшее распространение в живописи.

Художник должен опираться на любой  опыт бессознательного выражения духа - сновидения, галюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т.п. Образ возникает из сближения удаленных друг от друга реальностей.

Сюрреалисты провозгласили главной своей задачей «революцию умов». Их целью было «разрешить существовавшие доныне противоречия между мечтой и реальностью». Способы достижения этой цели были самыми различными: художники с фотографической точностью изображали пугающие, лишенные логики сцены, создавали странные существа из набора привычных объектов или разрабатывали специальную технику живописи для воспроизведения движений подсознания. Произведения сюрреалистов представляют чуждый человеку мир, населенный то образами мирных грез, то существами ночных кошмаров.

Сюрреалисты строят произведения на предельном обострении приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности, соединении несоединимого. За счет этого и возникает особая, ирреальная художественная атмосфера, присущая только произведениям сюрреализма.

В 1930-е годы в среде сюрреалистов появился художник, который воплотил в своем творчестве кульминацию этого направления. Имя этого художника Сальватор Дали. Он был художником огромного дарования, исключительной гибкости, манеры, позволявшей ему копировать и подражать великим мастерам. Он был создателем больших полотен и массы рисунков, автором кинофильмов и либретто балетов, а также книг о самом себе. Ранние вещи Дали были очень многословны. Алогичность сюрреализма хорошо видна в названии его картины «Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон».

В 1940 - 1950-е годы сюрреалисты имели наивысший успех. Исследователи объясняют это тем, что публика, уставшая от абстрактного искусства, устремлялась к картинам, на которых «что-то все-таки изображено». В 1960-е годы сюрреализм стал уступать свои позиции новым направлениям авангардизма.

Информация о работе Перспективы развития мировой культуры