Перспективы развития мировой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:32, реферат

Описание

Наибольшее развитие получила общественно-экономическая. В это время шел бурный процесс индустриализации культуры, что проявилось как в развитии науки и техники, так и в появлении технических отраслей культуры, а также в промышленном производстве произведений литературы и искусства. Научно-техническая революция вступила в новую стадию своего развития. Сегодня решаются задачи автоматизации и компьютеризации производства. Но научно-техническая революция имела не только позитивные, но и негативные последствия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Перспективы развития мировой культуры…………………………………...5
2. Современная социокультурная ситуация в России…………………………13
3. Основные направления развития художественного творчества…………...18
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 65.69 Кб (Скачать документ)

Мы видели, что в первой половине нынешнего столетия выделилось несколько центров модернистского искусства. Однако политические события 1930-х годов, утверждение в ряде стран Европы тоталитарных режимов изменили ситуацию. Центр авангардного искусства перемещаются в Америку. Здесь открываются первые музеи модернистского искусства: в 1937 г. в Нью-Йорке - музей беспредметной живописи, а в 1939 г. - Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Следует отметить, что во время второй мировой войны и после нее в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.

Абстрактный экспрессионизм

 

В 1940-х годах в Нью-Йорке возникло новое направление авангардного искусства - абстрактный экспрессионизм.

Большинство абстрактных экспрессионистов исповедовали принцип энергетического письма (или живописи жеста). Они использовали большие холсты, накладывая краску быстро и энергично с помощью широкой кисти, иногда расплескивая ее или бросая прямо на холст. Этот экспрессивный метод письма считался не менее важным, чем само произведение.

Другие представители этого  направления стремились придать  абстрактным образам безмятежность и загадочный смысл. Не все их произведения были чисто абстрактными или экспрессивными, но все они разделяли убеждение, что спонтанность живописного метода поможет освободить и запечатлеть творческие силы подсознания.

 

Минимализм

 

В 1960-1970-е годы преимущественно  в живописи и скульптуре США возникло и развивалось такое направление авангарда, как минимализм. Как видно уже названия, искусство минимализма сведено к своей основной сущности. Оно чисто абстрактно, объективно, лишено внешней декоративности или экспрессивно жеста.

Живопись и графика минимализма  монохромны и часто воспроизводят  математически правильные решетки и линейные структуры.

Скульпторы-минималисты используют промышленные процессы и материалы, такие как сталь, пенопласт или флуоресцентные трубки. Они создают различные геометрические структуры, зачастую большими сериями.

Подобная скульптура не прибегает  ни к каким иллюзионистским приемам, зато рассчитана на тактильное (осязательное) восприятие зрителем. Минимализм можно рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов.

Поп-арт

 

В 1950-е годы в искусстве США и Великобритании возникло течение, получившее название поп-арт. Оно вдохновлялось образцами массовой потребительской культуры. Комиксы, реклама и продукты промышленного производства послужили источником его образного мира.

Американцам были чужды господствовавшие в Европе теории, призывавшие к уходу от разумного осознания действительности. Это объясняется тем, что в США большое распространение имели идеи прагматизма, согласно которым пропагандировалась «вера в возможности достижения желаемых результатов», что легло в основу американского образа жизни.

Поп-арт возник первоначально в живописи и скульптуре, претендуя заменить непонятный массовым зрителям абстракционизм «новым реализмом», а затем распространился на другие сферы культуры.

Один из творцов поп-арта - Ричард Хамильтон - определил его содержание следующими словами: «популярный, недолговечный, преходящий, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, шуточный, шикарный и Большой Бизнес». Сиюминутность сюжета в живописи часто подчеркивается с помощью техники, напоминающей эффект фотографии, а в скульптуре - тщательным воспроизведением мелких деталей.

Повторяя экстравагантные приемы дадаизма, представители поп-арта использовали в своих композициях реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, части автомашин) и их механические копии (фотографии, муляжи, репродукции, вырезки из комиксов и иллюстрированных журналов), возводя в ранг искусства случайное их сочетание.

Оп-арт

 

В 1960-е годы возникло направление абстрактного искусства, получившее название оп-арт. Оп-арт (сокращение от английского Optikal Art - оптическое искусство) построен на эффектах обмана зрения. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Хотя само произведение остается статичным, формы и цвета подобраны так, чтобы создать оптическую иллюзию движения.

Произведения оп-арта строятся на различных визуальных эффектах, оптических иллюзиях, когда посредством тщательного подбора цвета и формы удается создать на плоскости впечатление удаления и приближения планов, динамики абстрактного пространства. В качестве материала могут быть использованы также специально сконструированные источники света, наборы оптических стекол, зеркала, металлические пластины. Нередко эти сооружения демонстрируются в движении.

 

Заключение

 

Подводя итог, следует сказать, что  в настоящее время в искусстве  происходят перемены с далеко идущими  последствиями. Анализируя их, крупнейший испанский философ Ортега-и-Гассет обращает особое внимание на следующее:

- тенденция к дегуманизации;

- тенденция избегать живых форм;

- стремление к тому, чтобы произведения  искусства было лишь произведением  искусства;

- стремление понимать искусство  как игру и только;

- тяготение к глубокой иронии;

- тенденция избегать всякой  фальши и в этой связи тщательное  исполнительское мастерство;

- тенденция избегать трансцендентации, т.е. не выходить за пределы  опыта и познания.

 

Список используемой литературы

 

  1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.
  2. Гомбрих Э. История искусства. - М., 1998.
  3. Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.
  4. Кертман  Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. - М., 1987.
  5. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.
  6. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.
  7. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Перспективы развития мировой культуры