Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:45, контрольная работа
Понятие цивилизации в последние годы стало одним из самых ключевых в российской социально-гуманитарной науке. Оно явилось не только попыткой занять нишу, освободившуюся после падения монополии ортодоксального марксизма и, в первую очередь, формационной теории исторического процесса, но и результатом знакомства с ранее неизвестными широкому кругу исследователей работами западных основоположников теории цивилизации А. Тойнби, О. Шпенглера, М. Вебера и др., а также обретением "прав гражданства" отечественных разработок культурно-цивилизационной проблематики в последующие два десятилетия.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Смысл понятия "цивилизация" …………………………………………4-6
3. История и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой……………………………………………………………………7-8
4. Суть культурного измерения цивилизации ………………………..….9-10
5. Культура как социогенетический код цивилизации…………………11-12
6. Когда и как люди могут воздействовать на культурно – цивилизационную динамику? …………………………… ………… ……… ……… ……..13-14
7. Перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем ………….… …………15-17
8. Пути примирения……………………………………………………….18-29
9.Заключение…………………………………… ……………… .…………..20
10. Список использованной литературы…………………………………….21
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Смысл
понятия "цивилизация" ……………………
3. История
и логика развития соотношения
между цивилизацией и
4. Суть
культурного измерения
5. Культура как социогенетический код цивилизации…………………11-12
6. Когда
и как люди могут
7. Перспективы
взаимоотношения культуры и
8. Пути
примирения……………………………………………………
9.Заключение…………………………………… ……………… .…………..20
10. Список
использованной литературы…………………………………….21
Введение
Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна и ее осмысление осуществлено далеко не полно, так как это пока еще новое, находящееся в процессе становления, направление социальной культурологи.
Попытаемся высветить три аспекта этой проблемы: становление соотношения цивилизации и культуры и его рефлексии; место и роль культуры в цивилизации и перспективы развития этого отношения.
Понятие цивилизации в последние годы стало одним из самых ключевых в российской социально-гуманитарной науке. Оно явилось не только попыткой занять нишу, освободившуюся после падения монополии ортодоксального марксизма и, в первую очередь, формационной теории исторического процесса, но и результатом знакомства с ранее неизвестными широкому кругу исследователей работами западных основоположников теории цивилизации А. Тойнби, О. Шпенглера, М. Вебера и др., а также обретением "прав гражданства" отечественных разработок культурно-цивилизационной проблематики в последующие два десятилетия.
С другой стороны, постижение внутренних
смыслов культуры, освоение широких горизонтов
культурного разнообразия, знакомство
с внутренним строем той или иной культуры,
осмысление ритмов исторического бытия
общества, и перспектив грядущего сделали
проблему соотношения цивилизации и культуры
одной из актуальных в социально-научном
и гуманитарном познании.
Смысл понятия "цивилизация"
Сложность анализа проблемы заключается
в том, что оба понятия - как "цивилизация",
так и "культура" - имеют множество
значений.
Наш соотечественник, великий русский ученый Лев Мечников, в частности, считал, что "основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико-географических условий: и климата, и почвы, и рельефа земной поверхности..." Обращаясь к определению своего современника, французского ученого П. Мужоля, он подчеркивает, что понятие цивилизации "является одним из самых сложных; оно охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений; оно определяет сумму идей, находящихся в обращении, и сумму технических приемов; это понятие выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; оно показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений. Наконец, оно резюмирует состояние частной и общественной жизни, взятых: в их совокупности".
Новые попытки определить сущность понятия "цивилизация" предпринимают отечественные исследователи и теперь, когда формационная парадигма истории, при которой главное - смена способов производства, осознается как частность, далекая от универсального методологического подхода.
Так, М.А. Барг подчеркивает, что превращением понятия "цивилизация", которым историография до сих пор оперировала только как инструментом чисто описательным, в ведущую (высшую) парадигму исторического познания", было бы достигнуто понимание "сути универсализма всемирной истории, т.е. человеческое измерение"
Ю.А. Яковец понимает под цивилизацией "качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира".
Как "сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике, и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу"4 определяет цивилизацию Л.И. Семенникова.
Мы полагаем, что подход, который может
приблизить нас к целостному пониманию
существа цивилизации, - это подход междисциплинарный.
Именно по этому пути пошли ученые (в основном
историки), группирующиеся вокруг французского
журнала "Анналы: Экономика - общества
- цивилизации", основанного в 1929 г. М.
Блоком и Л. Февром. Французский историк
Жак Ле Гофф в знаменитой книге "Цивилизация
средневекового Запада" писал: "Ведь
хорошо известно, что в каждой цивилизации
есть разные слои культуры, различающиеся
в зависимости от своего социального или
исторического происхождения, и что их
комбинации, взаимовлияния и слияния ведут
к синтезу новых структур".
История и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой
Беглый взгляд на историю и логику развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой позволяет выделить в них следующие этапы.
Понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. "Древние цивилизации - это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданско-му, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры", - отмечали С.С. Аверинцев и Г.М. Бонгард-Левин. Обратим внимание здесь на "единство", то есть абсолютную слитность цивилизационных и культурных признаков общества.
Культура и цивилизационное бытие человека не разведены еще и в Античности, где культура рассматривалась скорее как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
Средневековье, сформировав теоцентрическую картину мира, трактовало человеческое бытие как исполнение людьми заповедей Бога-Творца, как приверженность букве и духу Священного Писания. Следовательно, и в этот период культура и цивилизация в рефлексирующем сознании не разделялись.
Соотношение культуры и цивилизации (не рефлексия этого отношения, а оно само) обозначилось впервые, когда в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация - с историческим процессом гражданского общества. Но рефлексия несовпадения их предметной области возникла не сразу.
В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым культура и процесс цивилизационного развития нал сжились друг на друга. Собственно термин "цивилизация" был введен французскими просветителями, прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития.
Не случайно Л. Морган и Ф. Энгельс (XIX в.) рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством, характеризующуюся упорядоченностью общественного строя, и потому более "высокую" качественно.
И все-таки именно потому, что отсутствовала
рефлексия места культуры в содержании
истории, культура и цивилизация отождествлялись.
Но понимание культуры как земного самодеятельного
процесса в противоположность средневековой
ее трактовке как предзаданного человеку
вероисповедания, начинает в Новое время
формировать осознание культуры как определенного
самосознания человека в качестве субъекта
истории. Культура наполняется духом подлинного
человеческого бытия.
Суть культурного измерения цивилизации
Постепенно формируется представление о культуре как духовном содержании цивилизации, как духе цивилизации, высвечивается несовпадение культуры и цивилизации. Сегодня общепризнано, что мир культуры - это фундаментальное основание исторического развития, база цивилизации. По сути культурное измерение составляет качество цивилизации, фундамент всей человеческой истории.
Впервые слово "цивилизация" встречается в "Друге людей" Мирабо (1756 г.): "Религия, бесспорно, наилучшая и наиполезнейшая узда человечества; это главная пружина цивилизации; она наставляет нас и беспрестанно напоминает о братстве, смягчает наше сердце и так далее". В его трактате о цивилизации говорится: "Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели".
Именно это несовпадение культуры и цивилизации почувствовал и представил в своей концепции О. Шпенглер, трактовавший цивилизацию как фазу заката культурно-исторического типа, его разложение.
Трагедийно звучит этот же лейтмотив в работах Н. Бердяева: цивилизация - "смерть духа культуры". В рамках его концепции культура - символична, но не реалистична, между тем "динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, к жизни, к практике, к силе. На этих путях совершается переход культуры к цивилизации", "цивилизация пытается осуществлять жизнь", реализуя "культ жизни вне ее смысла", подменяя цель жизни "средствами жизни, орудиями жизни". Более осторожен в своих прогнозах выдающийся автор теории цивилизации XX столетия А. Тойнби: он полагал, что культура может продолжать существовать, не приближаясь к гибели, на нее не распространяется необходимость биологического старения и смерти.
Трактовка культуры как духовной наполненности
цивилизации ярко представлена в концепции
П.Сорокина, согласно которой утрата, обнищание,
смерть культуры ведут к существованию
"бездуховной" цивилизации. И уже
эта позиция показывает, что цивилизация,
понимаемая как историческая стадия общественного
развития или как тип общественного устройства,
включает в себя не только красочную палитру
культурных достижений, обеспечивающих
расцвет народу (народам), но и все минусы
общественного бытия на данном историческом
этапе.
Культура как социогенетический код цивилизации
Итак, культура играет фундаментальную роль в модернизации общества, являясь генератором глубоких социально-экономических трансформаций. Культура как степень совершенства способа деятельности, то есть как технология, во многом определяет возможности человечества в освоении мира на данном этапе цивилизационного развития и возможности адаптации к прогрессирующим изменениям. Это обусловлено прежде всего тем, что культура, с одной стороны, в отличие от цивилизации, хранит, выражает и передает именно специфическое, своеобразное, что присуще определенному социуму, а с другой стороны, обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией этноисторическую целостность.