Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:25, доклад
У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30—40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый — это археологические находки, и среди них — немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами.
Анимизм.
Постепенно
развивалась новая форма
Человек стал поклонятся солнцу, земле,
воде огню. Всю природу человек в своем
воображении населил духами. Эта форма
религиозных представлений называется
анимизмом (от лат. Слова -- «анимус» -- дух).
Сон, обморок, смерть первобытные люди
объясняли уходом духа. (души) из тела.
С анимизмом связаны вера в загробную
жизнь и культ предков. Об этом говорят
погребения: вместе с покойником в могилу
клали его личные вещи -- украшения, оружие
и запасы пищи. По представлению первобытных
людей эти вещи должны были служить покойнику
в его загробную жизни.
Интересную
находку сделали археологи в 1887
г. при раскопках в пещере Мас
д'Азиль в предгорьях Пиренеев . Они обнаружили
большое количество обыкновенных речных
галек, покрытых рисунками, сделанными
красной краской.
Рисунки были не сложны, но разнообразны.
Эти комбинации точек, овалов, черточек,
крестов, елочек, зигзагов, решеток и.т.д
Некоторые рисунки напоминали буквы латинского
и греческого алфавитов.
Едва ли археологи смогли бы разгадать тайну галек, если бы не нашли сходства с подобными рисунками на камнях у австралийского племени арунта, стоявшего на весьма низкой ступени развития. Арунта имели склады раскрашенных галек или деревяшек, называемых чурингами. Арунта считали, что после смерти человека душа его переселяется чурунгу. Каждый арунта имел свою чурунгу, вместилище души его предка, свойства которого он унаследовал.
Чуринги живых и мертвых хранились в пещерах с замурованным входом, известных только старикам, которые с особым вниманием относились к чурунгам.. Время от времени они пересчитывали чурунги, натирали их красной охрой -- цветом жизни, словом, относились к ним как к реликвиям.
Слова
«дух» или «душа» в представлении
первобытных людей связывались
с одушевлением всей природы. Постепенно
развивались религиозные
Поклонение
духам не только в древности, но и
в наше время является важным элементом
верований разных народов. Например,
многие племена
Центральной Индии верят в многочисленных
духов, которые населяют джунгли, горы,
водоёмы. Эти духи (бонги) бывают добрые
и злые. Им приносятся многочисленные
жертвы, проводятся ритуалы и церемонии,
чтобы их умилостивить.
У
жителей Андаманских островов распространена
вера в духов, олицетворяющих различные
силы и явления природы (ветры, морские
течения, месяц, солнце). Чаще всего эти
духи представляются андаманцам злыми
и опасными, они олицетворяют враждебные
человеку силы природы. Так, дух леса
Эрем-чаугала ранит или убивает невидимыми
стрелами; злой дух моря Джу-ру- вин поражает
внезапной болезнью и поедает утопленников;
духи Чол убивают невидимыми копьями во
время дневного зноя (по-видимому, имеется
в виду солнечный удар). Из сонма духов
особенно выделяется Пулугу, олицетворяющий
разрушительный муссон. Он насылает на
людей бурю, если те не соблюдают некоторые
запреты, особенно связанные с пищей.
С разложением первобытной
Миф.
Мир
для первобытного человека был живым
существом. Эта жизнь проявлялась
в "личностях" - в человеке, звере
и растении, в каждом явлении, с
которым человек сталкивался, - в
ударе грома, в незнакомой лесной
поляне, в камне, неожиданно ударившем
его, когда он споткнулся на охоте. Эти
явления воспринимались как своеобразный
партнер, обладающий своей волей,
"личностными" качествами, а переживание
столкновения подчиняло себе не только
связанные с этим поступки и чувства, но,
не в меньшей степени, и сопутствующие
мысли и объяснения.
Итак,
человек сталкивается с бытием окружающего
мира и целостно переживает это взаимодействие:
эмоции и творческое воображение
вовлечены в него в той же мере,
что и интеллектуальные способности.
Каждое событие обретает индивидуальность,
требует своего описания и тем
самым объяснения.
Подобное единство возможно лишь в форме
своеобразного рассказа, должного образно
воспроизвести и переживаемое событие
и раскрыть его причинную обусловленность.
Именно такой "рассказ" и имеют в
виду, когда употребляют слово "миф".
Другими словами, рассказывая мифы, древние
люди использовали принципиально отличающиеся
от привычных нам методы описания и интерпретации.
Роль абстрактного анализа играло метафорическое
отождествление. Например, современный
человек говорит, что атмосферные изменения
прекратили засуху и вызвали дождь. Но
первые земледельцы Ближнего
Востока, наблюдая подобное событие, внутренне
переживали его совершенно иначе. Им на
помощь прилетела долгожданная птица
Имдугуд, покрыла небо черными грозовыми
тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее
дыхание спалило посевы.
В этом рассказе (мифе) главное - то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях, от которых зависело само их существование. Они непосредственно пережили столкновение двух одухотворенных, как им казалось, сил: враждебной, губившей их урожай и угрожавшей тем самым их жизни, и другой, устрашающей (гром), но доброжелательной к ним. Оставалось лишь назвать эти силы и построить на их именах ассоциативно-метафизический ряд умозаключений, являющих собой причудливую смесь фантазии и реальности.
Следует учитывать, что в глазах первобытного человека сверхприродное пронизывало и поддерживало природное. Отсюда текучесть природы. Мифы не объясняют ее, они ее только отражают. Она, эта сверхприрода, и дает содержание мифам, столь смущающим наш рациональный ум.
Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу, откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедительным именно в своей непосредственной данности. Этот тип мифологического мышления Юнг назвал предсуществующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в нем символов.
Образность
в мифе неотделима от мысли, так как
она и представляет собой ту форму,
в которой закономерно
Общепринятой теории мифа нет до сих пор, поэтому необходимо познакомиться с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. Первую серьезную философию мифа создал итальянский ученый Дж.Вико, который полагал, что мифы складываются как игра фантазии, вызванная интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними. Ему же принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на разных уровнях общественного развития. "Первые люди, как бы дети рода человеческого, неспособные образовать родовые понятия вещей, естественно, были вынуждены сочинять поэтические характеры, т.е. фантастические роды или универсалии, чтобы сводить к ним как к идеальным портретам все отдельные виды''. И он же продолжает: "Поэтическая мудрость - первая мудрость язычества - должна была начинать с метафизики, не рациональной абстрактной метафизики современных ученых, а с чувственной и фантастической метафизики первых людей, так как они были совершенно лишены рассудка, но обладали сильными чувствами и могущественной фантазией". Юм Д. предположил позже, что человеческие страхи и надежды заставляли людей персонифицировать закономерности природы, поскольку древние рассматривали ее по своему образу и подобию как наделенную чувствами, страстями, а затем - и телом.
В
основе мифов и религиозных верований
лежит, по мнению Тейлора, анимизм - наделение
неживых предметов душою с
целью объяснить их действия.
Это - первобытные, "детские" мысли
об окружающем мире, на них наталкивали
древнего человека сны, духи умерших и
т.п. По мнению Г. Спенсера, стоявшего на
тех же позициях, первобытный человек
не отличал естественного и сверхъестественного,
возможного и невозможного. Первобытный
человек не обладал жаждой познания нового,
у него не было и не могло быть правильного
понимания причинно-следственных связей,
не хватало слов для аналитической мысли,
не было умения логично мыслить. Миф - это
ошибочное объяснение явлений при недостаточных
средствах и возможностях для познания.
Миф
становился продуктом или особого
типа мышления (" первобытного мышления"),
или образного выражения
Миф - не объяснение явлений, т.е. не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф - не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни в коем случае нельзя считать миф поэтическими упражнениями слабого интеллекта. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам - Библии, Корану и т.д.
Миф для первобытного человека - это подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры.
Какие же можно сделать выводы? Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:
1)
мифы - это попытка людей осмыслить
свое бытие и как бы вжиться
в них, сознательно слиться
с ними с помощью
2)
особенности мифологического
3) миф отражает интуитивно распознаваемую
сознанием первобытного человека закономерность
и упорядоченность явлений природы в форме
ритмичности, цикличности движения своих
образов;
4)
структура мифов отражает, выражает
определенные особенности
5) миф связан с коллективным опытом, который
для индивида был объектом веры
(как мудрость предков). Индивидуальный
опыт не мог изменить ее, миф как вера предков,
как дело веры самого субъекта не подлежал
проверке, не нуждался в логическом обосновании,
отсюда коллективно-бессознательная природа
мифа;
6) миф отражал закономерности природы,
ввиду слабости абстрактного мышления
персонифицировал их, связывал их с сознательно
действующей волей, отсюда основное действующее
лицо мифологии -- божество;
7) мифология - средство самовыражения
человека. Это древнейшая и вечная форма
проявления творческих способностей человека.
Именно поэтому система мифов, мифологии
разного типа обнаруживают себя в основе
всех форм и типов человеческой культуры.
2. Особенности и достижения культуры Древнего Египта.
Эта
древняя земледельческая
Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нефертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего Царства только фараоны могли войти в “царство мертвых”, построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались у небольшой группы людей, которую составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определенного развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре.
Информация о работе Первобытная культура. Культура Древнего Египта и Месопотамии