Первобытная культура. Культура Древнего Египта и Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:25, доклад

Описание

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30—40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый — это археологические находки, и среди них — немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами.

Работа состоит из  1 файл

Семинар№4.docx

— 43.17 Кб (Скачать документ)

    Открытие  иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности  как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и  политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в  древнеегипетском обществе привело  к появлению 1-х в мире письменно  зафиксированных эстетических и  философских размышлений. Именно здесь  впервые в истории мировой  культуры возник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло  свою историческую роль в становлении  и развитии мировой культуры.

    3. Особенности и  достижения культуры  Месопотамии.

    Древнейшей  мировой цивилизацией является Месопотамия (Междуречье), земли которой расположены  между Тигром и Евфратом. Много  народов прошло через Месопотамию. На юге обитали шумеры, вавилоняне, халдеи, на севере и западе – ассирийцы, арамеи. В отдельных районах Месопотамии удалось обосноваться и племенам-завоевателям. Это – кутии, семиты, касситы. Центр древнейшей цивилизации находится в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная – Шумер. В северной части Месопотамии расположена Ассирия.

    В 4 тыс. до н. э. на юге Месопотамии появляется первые шумерские поселения. А на рубеже 4–3 тыс. до н. э. (одновременно с возникновением государства в Египте) в южной части Междуречья появляются первые государственные образования. В начале это были небольшие города-государства с населением в 40–50 тыс. человек (Эриду, Ур, Ларса, Урук, Ниппур). В первой половине 3 тыс. до н. э. в Шумере создаются несколько политических центров, во главе с правителями. Их именовали лугаль или энси – "большой человек", царь.

    В 3 тыс. до н. э. в северной части Месопотамии семитами был основан город Аккад, давший начало зарождающего государства с тем же названием.

    Около 1894 г. до н. э. амореи создают самостоятельное государство со столицей в Вавилоне. А в первой половине 3 тыс. до н. э. на правом берегу Тигра, в северной Месопотамии был основан город Ашшур, так стало вскоре называться и окружающая его местность (с греч. Ашшур –Ассирия).

    Месопотамская цивилизация – одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от "варварства" к цивилизации, создавая свой тип культуры. Исторические условия развития данного региона обусловили ряд характерных особенностей:

    - Культура Месопотамии не является  однородной по своему составу.  В ее создании и становлении  участвовали шумеры, вавилоняне, ассирийцы, хурриты, хетты, эламиты и другие племена. В тоже время в отношении них можно говорить как о носителях родственных культурах, так как все они имели единую систему письма, общие научные, религиозно-мифологические представления, схожие литературные сюжеты, единообразные формы хозяйства. К тому же культурная преемственность, идущая от одного государства к другому, сохранялась в Месопотамии на протяжении нескольких тысячелетий.

    - В месопотамской цивилизации  значимое место занимает урбанизация.  В конце IV тыс. до н. э.  только в области шумерского Урука существовало 112 мелких поселений и более 10 крупных городских центров. В III тыс. до н. э. вся Месопотамия покрылась густой сеткой городов. Это приводит к складыванию и развитию административного аппарата, жречества, созданию постоянного рынка, возникновению в городах широкой специализации ремесленников. Города в Месопотамии предстают как торгово-ремесленные центры.

    - На протяжении всего периода  древности происходит сосуществование  первобытной и древней культуры. Некоторые племена и селения  оказались стоящими в культурном  отношении на этапе первобытности  в конце периода древности.

    - Особое место в Месопотамии  сыграла письменность. Изобретенная  шумерами клинопись является наиболее значимым в современном понимании достижением месопотамской культуры, т. к. именно по письменным памятникам существует возможность восстановления исторического прошлого Древнего Двуречья.

    - Существование неясных представлений  в религиозных воззрениях о  загробной жизни и переселении  душ способствовало тому, что  для Месопотамии не характерно  становление портретного искусства. Все изображения носят условный характер.

    - Из-за особого географического  положения особое место занимает  материальная культура, это проявилось  в становлении ирригационной  системы.

    4. Значение первобытной  культуры, культуры  Древнего Египта  и Месопотамии  в развитии мировой  культуры.

    Первобытная культура

    термин, вошедший в употребление сравнительно недавно, со времени появления (в 1871 г.) известного труда Э. Б. Тэйлора "Primitive Culture". Само понятие о первобытной культуре возникло гораздо ранее: уже древние философы доходили до представления о древнейшей, дикой стадии человечества. В более определенной форме, однако, это представление о П. культуре сложилось лишь в новейшее время, после того как теория Дарвина, открытие ископаемых остатков человека и сравнительное изучение данных археологии и этнологии убедили в необходимости применения и к истории человеческой культуры идеи эволюции, постепенного развития из простейших зачатков. "Сравнивая, — говорит Тэйлор, — различные стадии цивилизации у исторически известных рас и пользуясь археологическим наведением по остаткам доисторических племен, появляется возможность судить до некоторой степени о древнейшем общем положении человека, которое, с нашей точки зрения, должно считатьсяпервобытным. Это гипотетическое П. состояние соответствует в значительной степени состоянию современных нам диких племен, которые, несмотря на существующие между ними различия, имеют некоторые общие элементы цивилизации, представляющиеся остатками от древнейшего периода истории всей человеческой расы... Переживания в культуре, разбросанные по всему пути развивающейся цивилизации, как дорожные знаки, исполненные значения для того, кто умеет разбирать их надписи, — и теперь являются П. памятниками варварской мысли и жизни. Европеец может найти среди гренландцев и маорисов многие черты для воссоздания картины жизни своих собственных прародителей". Представление о П. культуре получается путем анализа составных частей человеческой культуры (знаний, верований, искусства, техники, нравственности законов, обычаев и т. д.) и сведения их к простейшим формам и зачаткам на основании данных истории, археологии, этнографии, языка и т. д. Так, сопоставляя между собой различные стадии житейской техники, мы доходим до простейшей, древнейшей, когда единственными материалами для орудий были камень, кость, дерево, когда человек пользовался для жилья пещерами, землянками, шалашами, когда он ходил нагим или одевался в звериные шкуры, когда язык его был чужд отвлеченных понятий, когда его общественное и семейное сожительство сводилось к простейшим формам, религия — к грубым анимистическим представлениям и т. д. Следы этой древнейшей стадии мы встречаем как в остатках быта ископаемого человека, жившего тысячелетия тому назад, так и среди современных дикарей, большей частью, впрочем, уже тронутых европейской культурой и теряющих все более и более черты своей самобытности. Ранее развития человеческой речи и человеческого ума, ранее уменья изготавливать себе орудия и пользоваться огнем, ранее вообще простейших зачатков человеческой культуры человека в собственном смысле еще не было, а был его предшественник, о котором мы не можем иметь сколько-нибудь обоснованного представления. С другой стороны, и археологические изыскания, и этнографические наблюдения указывают нам рядом с некоторыми общими чертами примитивной цивилизации многочисленные вариации, в подробностях оттеняющие собой различные условия жизни и быта и различные стадии прогресса и регресса культуры. Понятие о П. культуре отвлекается от этих изменчивых подробностей, образуя общую схему П. житейской техники, мысли, верования, общественного и семейного склада. Эта П. культура была основным фоном, на котором отлагались позднейшие приобретения, постепенно распространяясь вширь и усваиваясь все большим числом особей. Но эти позднейшие наслоения не могли совершенно закрыть первоначального фона, часто налагавшего печать на новые понятия. Рядом с усваиваемой новизной сохранялась и традиционная старина. Этим объясняются многочисленные переживания или пережитки (см.) в жизни культурных народов. Особенно упорно они держатся среди менее тронутых культурой народных масс; но и в "образованном" обществе мы встречаем нередко следы П. культуры, усваиваемые бессознательно от поколения к поколению совершенно так же, как и так называемыми дикарями. По всей вероятности, потребуются еще века на то, чтобы человечество окончательно рассталось со своими П. воззрениями, если они не будут еще по временам возрождаться путем атавизма, как это бывало неоднократно в течение прошлых веков.


Информация о работе Первобытная культура. Культура Древнего Египта и Месопотамии