Первобытное искусство неолита и бронзового века. Памятники трипольской культуры. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:18, контрольная работа

Описание

Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около XXX тысячелетия до н.э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

Содержание

Оглавление:
Введение
Первобытное искусство неолита и бронзового века
Хронология первобытного искусства
Искусство неолита
Искусство эпохи бронзового века
2. Памятники трипольской культуры
3. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики
3.1 Петроглифы
3.2 Малая пластика
3.3 Торевтика
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 391.82 Кб (Скачать документ)

В изобразительном  творчестве эпохи бронзы можно выделить два основных направления: антропоморфная и зооморфная скульптура и предметы быта – деревянные, глиняные, каменные, костяные и бронзовые, а также  сооружения мегалитической архитектуры.

Памятники мегалитической архитектуры были тесно  связаны с религиозно-культовыми задачами и тем самым выходили за рамки непосредственной утилитарности. Сравнительно однотипный характер этих древнейших архитектурных сооружений, примерно одинаковое время их появления  в Европе, огромное количество их и  необычайно широкое распространение  свидетельствуют о существовании  каких-то однородных верований, бытовавших у различных народов, воздвигавших эти гигантские монументы повсюду  от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии и Мадагаскара. Только во Франции их насчитывается около  четырех тысяч.

Различают три вида мегалитов: менгиры, дольмены, кромлехи.

Менгиры бывают едва отесанные или выполненные в виде монументальной скульптуры. Во Франции они достигают 21м. Иногда каменные столбы завершены головой человека (Франция) или животного (Минусинская котловина, Южная Сибирь).  Они возводились на возвышенности, и сила воздействия на зрителя достигалась контрастным сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с окружающим его небольшими деревянными хижинами или землянками. Во Франции встречаются целые поля менгиров, найдены они и на Кавказе.

Дольмены служили местом захоронения членов рода. Это сооружения из нескольких вертикальных блоков, перекрытых плитой. Они получили распространение в Европе, Азии, Африке, В Крыму и на Кавказе, преимущественно в приморских областях.

Кромлехи –сооружения из каменных блоков, образующих в плане круг или несколько концентрических кругов до 100м в диаметре. Самый известный кромлех Стоунхендж в Англии состоит из нескольких концентрических кругов каменных глыб. Его диаметр 90м. Сохранились 125 каменных глыб. Главная ось ориентирована на летнее солнцестояние.

В результате археологических раскопок внутри мегалитических монументов, либо под ними, либо вблизи от них часто открываются захоронения. Это наводит археологов на мысль  интерпретировать монументы как  места особой значимости для похоронных ритуалов, которых придерживались земледельческие  сообщества данной местности.

В пользу гипотезы о какой-то неизвестной  единой культурной традиции говорит  также и то, что распространение  получает не только сама идея таких  сооружений, но и связанные с ними некоторые символы и декоративные элементы, в том числе солярные знаки. На возможность связи мегалитических сооружений с культом солнца указывает  и то, что некоторые из них, ориентированы  своей главной осью к точке  восхода солнца в день летнего  солнцестояния.

 

  1. Памятники трипольской культуры 

Трипольская культура названа по поселению  у с. Триполье на правом берегу Днепра, около Киева.

Памятники трипольской культуры занимают довольно обширную территорию, лежащую в основном к западу от Днепра, на Правобережной Украине и в Молдавии. Граница распространения этой культуры на севере доходит до верхнего течения Западного Буга и притоков Припяти. На юге трипольские памятники известны у берегов Черного моря, в низовьях Днестра, Буга и Днепра. На западе трипольская культура связана с родственными ей культурами на Дунае и Балканском полуострове.

Основным занятием населения трипольских  поселений было мотыжное земледелие. Есть множество прямых доказательств  мотыжно-земледельческого хозяйства этой культуры: отпечатки и остатки зерен, соломы и мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома и земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются

цельнокаменные, вкладышевые, появляются и металлические, отлитые из меди.

Трипольцы широко пользовались медными орудиями труда. Известно несколько сотен медных трипольских предметов. Только в Карбунском кладе было найдено 443 медных предмета. Поэтому трипольскую культуру можно считать одной из самых богатых металлом энеолитических культур всей Восточной Европы. Проведенный исследователями анализ трипольских металлических изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников балкано-карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается от

неолитической прежде всего разнообразием форм, что связано с усложнением хозяйства, развитием земледелия: появляются большие сосуды двухконусные, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды были снабжены крышками.

Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом. В числе разнообразных глиняных изделий встречаются так называемые бинокли. Это весьма загадочные предметы, состоящие из двух полых цилиндров, соединенных перемычками. Хотя эти сосуды не составляют большинства и, очевидно, не применялись в хозяйственных целях, а были культовыми, тем не менее они являются характерной особенностью культуры земледельческих энеолитических народов, и в частности трипольской культуры.

 

 

Рис 1.  Археологические памятники Трипольской культуры

 

Наряду с земледелием важное место занимали скотоводство, охота, рыболовство и собирательство. Причем скотоводство постепенно занимало все большую роль в хозяйстве. Установлено, что у трипольцев было две породы быков — мелкие тонконогие и быки очень крупных пород, близких к дикому туру. Трипольцы разводили также овец и свиней. К концу трипольской культуры появляется домашняя лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошадей из Сушковки и Кошиловцев. Однако их значительно меньше, чем изображений других животных, особенно быков и коров, которые, очевидно, были основными животными, дававшими мясо, молоко, молочные продукты.

На поселениях трипольской культуры часто встречаются кости диких  животных: благородного оленя, косули, лося, бобра и зайца. Однако промыслы и собирательство играли в хозяйстве  вспомогательную роль, они уступили место производящему способу производства. Развитие промыслов зависело от конкретных местных условий, в которых находились отдельные поселения. Так, например, люди, жившие на среднем Днестре, больше занимались охотой, чем их соседи на Днепре.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте сосудов. Сложный и довольно устойчивый орнамент на сосудах имел несомненно религиозно-магический смысл, он был связан с представлениями людей об окружающем мире, о вселенной. В орнаменте первобытные земледельцы выражали многое: дождь и ветер, смену дня и ночи, смену времени года. На сосудах они изображали пахоту и посевы, животных и стебли растений. На культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: сверху помешался образ Великой Матери мира, ниже — чудодейственное превращение зерен в колосья. На ряде священных мисок, предназначенных для ритуальных обрядов, нарисованы космические олени, с которыми связывалось действие небесных космических сил. В эпоху расцвета земледелия на сосудах появляются символические изображения Великой Матери — Вселенной. Богиня огромна, солнце — ее глаза, а небесная твердь изображена в виде бровей. Разнообразие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и тугие всходы посевов, охраняемые священными собаками.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Статуэтки обобщенно передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. При этом не имели существенного значения  голова и лицо, которые обычно показаны на фигурах схематично, и руки, которые, как правило, обозначены совсем небольшими выступами. Статуэтки, возможно, дополненные еще одеждами, были своеобразными женскими божествами плодородия. Очевидно, не без основания в глину, из которой они сделаны, примешивали зерна пшеницы и муку. Своеобразными памятниками культа являются также глиняные крестообразные жертвенники и модели домов.

Рис 2.Терракотовые богини из разных памятников трипольской культуры: А – трипольские Коры; Б –  фигурки Богини-Девы; В – фрагмент трипольской Фигурки-Оранты; Г – Богиня-Госпожа; Д – трипольская Мадонна; Ж – Богиня, дающая жизнь.

Весьма сложным представляется происхождение трипольской культуры. Значительное сходство ее с культурой  земледельческих племен бассейна Средиземного моря и Передней Азии позволяет сделать  вывод, что трипольская культура сложилась в результате прихода  земледельческо-скотоводческих племен с юга, влившихся в среду местного неолитического населения.

Но наряду с этим существуют и  другие мнения относительно происхождения  трипольской культуры и ее носителей. Наиболее распространенным является мнение о местном происхождении трипольской земледельческой культуры в районе между Бугом и Днепром в результате развития здесь еще в неолите земледельческого хозяйства.

В конце III — начале II тысячелетия  до н. э. произошли значительные изменения в хозяйстве трипольского населения, которые привели к коренным изменениям культуры в начале бронзового века. Утрачивается богатая расписная орнаментика на сосудах, основным типом жилища становится полуземлянка, а в хозяйстве главенствующее место занимает скотоводство. В середине II тысячелетия до н. э. на многих трипольских поселениях жизнь прекращается. Исчезновение трипольской культуры — вероятно результат коренных изменений хозяйства, связанных с перспективным развитием скотоводства. Это привело к изменению социальных отношений, т. е. замене ярко выраженных матриархальных отношений патриархальными.

 

3.Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики.

 

3.1 Петроглифы

 

Петроглифы - изобразительная память человечества. Почти на всех континентах с глубокой древности существуют удивительные рисунки, отразившие духовный мир людей, которые жили в различные исторические эпохи, но одинаково использовали естественное "полотно" скальной поверхности для рассказа об окружающем мире, мифологических персонажах, наиболее значимых событиях, жертвоприношениях, различного рода ритуальных действиях и т.д. Естественно, в разных регионах они выглядят по-разному. 

Петроглифы (пи́саницы или наскальные изображения) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями.

Традиционно петроглифами называют все  изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.

В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы 40-20 тысяч лет тому назад.

 

Рис 3 Петроглифы в Башкортостане, РФ (Капова пещера)

Рис 4 Кебир, Египет

 

Основной сюжет всех наскальных изображений – это сцены охоты. Фигуры оленей, групповые или одиночные встречаются по всей живописной наскальной поверхности. Часто, изображения достаточно условны, но все же по характерным признакам понятно, что изображен все-таки олень, а не другое животное – это и характерные оленьи рога, «типично оленья заостренная морда». Повторяющийся мотив – охота на плывущего дикого оленя. Передние ноги оленя высоко подогнуты, туловище как бы провисает в воде, а за оленем гонится лодка с охотником, который уже успел загарпунить оленя или вонзить копье.

Ясно совершенно точно – эти  художественные следы, оставленные нам нашими предками были для них чем-то большим, чем просто произведениями искусства. Приноравливая наше цивилизованное мышление к пониманию совершенно иного для нас опыта, следы которого были оставлены на скалах примерно четыре тысячи лет назад, мы можем дать, очевидно, правильный, но ничего конкретно не объясняющий ответ - это результат первых попыток человека осмыслить окружающий мир и самого себя в нем. Что же мы видим на этих рисунках? Фигуры. Насчитывается их более 1 000: олени, нерпы, киты, касатки, белухи, белые медведи, волки, песцы, даже собаки. Предметы: лодки, гарпуны, «крылатый предмет», поколюги, лыжи, мотыги, молоты, ножи, бубны и трещетки. Символы: следы, счетные знаки, геометрические изображения. И невообразимое – десятки «пляшущих» антропоморфных грибов, среди которых встречаются мужские и женские особи. Все это ключи к догадкам, смелым выводам и предположениям, над которыми еще предстоит поработать археологам, этнографам, этноботаникам. «Картины» открыты для взгляда, их можно тщательно задокументировать, но все это не помешает им скрывать от нас исчезнувших в толще веков Древних.

Информация о работе Первобытное искусство неолита и бронзового века. Памятники трипольской культуры. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики