Первобытное искусство неолита и бронзового века. Памятники трипольской культуры. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:18, контрольная работа

Описание

Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около XXX тысячелетия до н.э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

Содержание

Оглавление:
Введение
Первобытное искусство неолита и бронзового века
Хронология первобытного искусства
Искусство неолита
Искусство эпохи бронзового века
2. Памятники трипольской культуры
3. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики
3.1 Петроглифы
3.2 Малая пластика
3.3 Торевтика
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 391.82 Кб (Скачать документ)

 

3.2 Малая пластика

Общеизвестно, что скульптурой  порой можно выразить больше, чем  изображением на плоскости, ведь человек  способен воспринимать предметы, окружающие его, не только зрением и слухом, но и осязанием, обонянием, вкусом, интуицией. Обрабатывая полученную информацию, мы формируем ассоциативные образы, способные погрузить нас в разные состояния души: восторг, радость, печаль, тоску, ностальгию, умиротворённость, ощущение полновесности, состоятельности и т.д. И одним из самых распространенных и характерных видов скульптуры в этом плане является мелкая пластика.

Многочисленные памятники искусства  эпохи неолита позволяют проследить определенные особенности в мировоззренческих  представлениях населения различных  географических зон и регионов. В  южных областях, там, где жили племена, уже перешедшие к производящим формам хозяйства, были в большей степени  распространены культы плодородия, имеющие  генетическую связь с материнско-родовым  почитанием хозяек и охранительниц  домашнего очага, матерей-прародительниц, известным еще в палеолите. Правда, в неолитической мелкой пластике образ женщины претерпевает сильные изменения, становясь все более схематичным и даже абстрактным. Женские статуэтки южноевропейских земледельческих культур крайне упрощены и часто выглядят как стерженьки, на которые нанесены символические знаки пола.

Исследователи считают, что это  результат межкультурных обменов  и влияний. Некоторые мифологические мотивы, известные нам по древним  письменным и этнографическим источникам, в основе своей восходят к первобытной  эпохе, что подтверждается сходством  и повторяемостью некоторых сюжетов  и образов. Искусство неолитических  земледельческих племен представлено небольшим числом образцов, среди  которых выделяется монументальная живопись, мелкая пластика и прикладное искусство.

Мелкая пластика земледельцев представлена на ряде поселений Переднего Востока, на Балканах, в Средней Азии. Очень показательны в этом смысле глиняные статуэтки джейтунской культуры, которые сделаны как из обожженной, так и необожженной глины. Некрупные фигурки животных и людей довольно схематичны. Часто находят только фрагменты — головы или торсы статуэток. Нередко они имеют отверстия и углубления, сделанные острым предметом, — возможно, что это следы магических обрядов. Мировоззренческие представления охотников-рыболовов и собирателей лесной зоны, судя по памятникам искусства, были иными. Многочисленные и разнообразные изображения животных были, по-видимому, связаны с обрядами охотничьей магии. Образцы монументального искусства, вероятно, были приурочены к особо почитаемым местам, предметы мелкой пластики могли служить амулетами-оберегами. Судя по изображениям, наиболее почитаемыми были самые крупные животные — лось и медведь, а также водоплавающая птица.

Мелкая пластика представлена во всей лесной зоне Евразии зооморфными и антропоморфными изображениями, сделанными из кремня, глины, кости, рога, дерева, янтаря. Зооморфные изображения более многочисленны, среди них — изображения лося, медведя, бобра, куницы, лисы, рыб и змей, однако существенно преобладают разнообразные птицы, как боровые, так и водоплавающие. Фигурки водоплавающих птиц особенно распространены, что, возможно, служит отражением их важного промыслового значения для населения лесной зоны. Известны деревянные черпаки с рукояткой, являющиеся изображением птицы. Образ водоплавающей птицы становился сюжетом не только мелкой пластики, на поздних этапах культур с гребенчато-ямочной керамикой встречаются сосуды, украшенные фризом из вереницы уточек. Удивительно художественна и выразительна каменная (песчаник) фигурка медведя из западносибирского поздненеолитического Самусьского могильника. Медведь стоит, сложив на груди передние лапы, морда выполнена рельефно. Антропоморфные изображения, как правило, очень схематичны, черты лица, детали фигуры обозначены весьма условно. Мелкая пластика обнаружена и в культурных слоях поселений, и в погребениях, что, вероятно, свидетельствует о ее разнообразном использовании и в качестве культовых предметов, и как украшений и амулетов. Прикладное искусство неолита представлено богатейшим массивом орнаментов, нанесенных в основном на керамику, а также на костяные и деревянные изделия.

 

3.3 Торевтика

Торевтика (греч. toreutikos - искусный в рельефной работе по металлу, от toreuo - вырезываю, чеканю), искусство рельефной обработки художеств. изделий из металла. Чаще всего торевтикой называют обработку изделий путём чеканки или тиснения. Иногда термином "торевтика" обозначают и отделку литых изделий.

По древности происхождения  она уступает лишь художественной керамике. Однако по числу уникальных образцов, своего рода шедевров различных эпох, по тематическому обилию мотивов  и разнообразию художественно-технических  средств и приемов торевтика значительно превосходит другие отрасли художественных ремесел. Благодаря непрерывности развития на протяжении многих веков традиции в торевтике выработались свои эстетические каноны, и достигло высокого совершенства исполнения. Чаще всего именно произведение торевтики (т.к. произведения из металла пользовались большим спросом в торговле) становились источником распространения новых художественных идей и приемов. 
Торевты-чеканщики создавали свои произведения из различных металлов: золота, серебра, меди, бронзы и латуни. В древнейший период преобладают изделия из бронзы. Торевтика античности и раннего средневековья представлена в основном изделиями из серебра с позолотой, а начиная с XIв. в средней Азии, как и на всем Среднем и Ближнем Востоке, главной продукцией ремесленников-торетов становятся изделия из меди и ее сплавов.

Рис 5 Зеркало (обратная сторона). VII в. до н.э.

 

В произведениях торевтики середины I тысячелетия все отчетливей начинают проступать черты степного сакско-скифского "звериного стиля". Произведения скифской торевтики занимают значительное место среди памятников скифского искусства. На золотой обкладке ножен короткого скифского меча (так называемого «акинака»), на широкой пластине вверху помещено типично скифское изображение оленя, подобного оленю из станицы Костромской. Вдоль ножен проходит выполненная в рельефе вереница шествующих одно за другим фантастических животных, то с телом льва, то быка, с головой барана или льва, или с человеческой головой, с крыльями в виде больших рыб; каждое из чудовищ держит лук с натянутой тетивой.

В эпоху эллинизма и в первые века нашей эры на Боспоре складывается полихромный стиль в торевтике, характеризующийся сочетанием золота с цветными камнями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Неолит — последняя стадия каменного  века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. Бронзовый  век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью  изделий из бронзы, что было связано  с улучшением обработки таких  металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим  получением из них бронзы. Сформировались многие виды декоративно-прикладного  искусства — керамика, обработка  металла. Люди стали делать луки, стрелы, глиняную посуду. В новом каменном веке появился первый искусственный  материал, изобретенный человеком, —  огнеупорная глина.

Трипольская культура — энеолитическая археологическая культура, распространенная в VI—III тыс. до н.э. в Дунайско-Днепровском междуречье. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.

Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — высеченные изображения на каменной основе. Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями.

Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм - самый распространенный вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню.

С освоением металлургии меди, и  бронзы, золота и серебра появился новый вид искусства - торевтика: литье, ковка и чеканка. Появились изысканные образцы парадной посуды, парадного оружия, воинского и конского снаряжения.

 

 

 

Список литературы:

1 Археология СССР, Мартынов А.  И., 2009

2 Памятники трипольской культуры  в Северо-Западном Причерноморье,  Патокова Э.Ф., Петренко В.Г., 1990

3 Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах,  Под. ред. С.Я. Левита, 1998

4  История и Культурология, Шишова Н.В.,  Акулич Т.В.,  Бойко М.И., 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Первобытное искусство неолита и бронзового века. Памятники трипольской культуры. Петроглифы, развитие малой пластики, торевтики