Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:25, доклад
В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера (сам Сорокин называл себя «эмпирическим позитивистом»). В работе Преступление и кара… преступность рассматривается как результат принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп
Питирим Александрович Сорокин
(1889–1968)
СОРОКИН,
ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889–
После февральской
революции Сорокин
Во второй
половине 1920-х годов, разочаровавшись
в позитивистской модели
Предметом
социологии Сорокин всегда
Умер Сорокин в Уинчестере (США) 11 февраля 1968.
(Из энциклопедии "Кругосвет")
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выходец из беднейших слоев коми-зырянского народа, освоивший грамоту лишь в 14 лет. Вскоре он стал крестьянским революционером, вступив в партию эсеров. Получив известность еще до февральской революции 1917 года, он подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров своей партии. Активно сотрудничал в Государственной Думе, был одно время секретарем главы правительства – А.Ф. Керенского, позднее – профессором Петроградского университета. После Октябрьского переворота, который Сорокин встретил в штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Ленина. Он скрывался в лесах русского Севера, но потом примирился с победой новой власти и написал нашумевшее открытое письмо, объявляя всем о своем разрыве с эсерами. Это письмо и послужило поводом для написания известной статьи Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина», сделавшей его известным на всю тогдашнюю Россию. В 1922 году по инициативе Ленина и Дзержинского, Сорокин вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской общественной мысли, был выслан из страны. В 1923 году ученый переезжает в США, где становится одним из ведущих социологов и культурологов.
Три типа культуры
В
своих многочисленных трудах
он рассматривал историю
Идеациональная
культура, по своей сути, религиозна.
Она основана «на принципе
сверхчувственности и
Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями – сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события.
«Это не искусство одно
профессионального художника, а
творчество безымянного коллектива
верующих, общающихся с Богом и
со своей собственной душой»[3]. Стиль
этой художественной культуры символичен
и во многом формален. Художественный
образ идеационального
Чувственная
(или сенситивная) культура
Сенситивное искусство живет
и развивается в мире чувств. Его
темпами и персонажами являются
реальные события и представители
различных социальных групп. Задача
искусства – доставить
Серьезные проблемы, по мысли
Соркина, существуют и в функционировании
истины. Целостное мировоззрение
в чувственной суперсистеме культуры
подменяется мешаниной «из кое-
Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспект, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Для главных составляющих идеалистической культуры действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.
Теория Питирима Сорокина
Питирим Сорокин делает предположение, что периоды перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, «когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла»[8], когда конфликт между ценностями различных людей и социальных групп становится необычайно острым, то такие периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности, выражаясь в огромном диапазоне различности форм: самоубийства, преступность, жестокость наказаний, бунты, восстания и революции.
В некоторых обществах такие переходы выражаются в виде международных войн. «Чем более велик и глубок по своей сути переход, тем больше насилия содержится во взрыве революций, войн, преступности и наказаний»[9]. Такие переходы всегда оставляли след в истории как времена жестокости, грубости и зверства.
С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, Сорокин старается ответить на вопрос: «А подтверждает ли история такое предположение?».
Используя надежный метод, автор исследовал все войны, известные в истории Греции, Рима и стран Запада с 500 г. до Р.Х. и до 1925 г. Это дает ему 967 важных войн. Каждая из них была рассмотрена с точки зрения продолжительности, размера армий и жертв. Беря за единицу измерения войны количество жертв на миллион соответствующего населения, Сорокин получает следующие «значимости» войн для каждого столетия (статистические данные взяты из произведения Питирима Сорокина «Кризис нашего времени»).
Для Греции:
V в. до Р.Х. – 29;
Начало IV в до Р.Х. – 48, конец IV в до Р.Х. – 36;
I в до Р.Х. — 33;
I в – 5;
III в – 13.
Самые высокие показания индексов для войн в истории Греции, V и IV века до Р.Х., совпадают с периодом перехода идеациональной культуры к чувственной. Когда в конце четвертого века до Р.Х.чувственная культура стала доминирующей и стабильной, то войн стало меньше.
Если взять всю Римскую империю, то показатели для войн и революций, используя аналогичные измерения, намного ниже. Сравнив эти статистические данные, мы видим один и тот же результат: при смене культур индексы самые высокие.
Век
Индексы
для войн
Индексы для революций
V в до Р.Х. 130
IV в до Р.Х. 29
III в до Р.Х. 18
II в до Р.Х. 158
I в до Р.Х.
3
556
I в после Р.Х. 0,7 342
II в после Р.Х. 267
III в после Р.Х.
1,3
475
IV в после Р.Х. 368
V в после Р.Х. 142
В Риме с III по I века до Р.Х. наблюдался похожий переходный период. Отсюда очень высокие индексы революций для этих столетий и высокий индекс для войны в I веке до Р.Х. I и II века после Р.Х. говорят нам о прочно установившейся чувственной культуре и общества. Соответственно их индексы войны и революций были низкими. Третье столетие стало началом упадка чувственной культуры и установления христианской идеациональной культуры, отсюда и заметный рост кривых индексов войны и революций. В отношении войн периода с IV по VI столетия относительно надежных фактов нет.
Несколько яснее ситуация в средневековой Европе. Показатели движения войн для Европы, следующие:
XII в – 2-2,9;
XIII в – 3-5;
XIV в – 6-9;
XV в – 8-11;
XVI в – 14-16;
XVII в – 45;
XVIII в – 40;
XIX в – 17;
XX в – 52, и это только для первой четверти прошлого столетия.
Видно, что значения для XII
и XIII столетий очень низкие. В конце
XII века идеациональная система начала
приходить в упадок. Поэтому в
XII – XVII веках кривая индекса
войн начинает медленно расти с колоссальным
скачком в XVII столетии. К концу XVII
века чувственная культура праздновала
триумф. Индекс войн в XVIII веке несколько
падает, а в XIX веке – веке чувственной
довикторианской и