Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:25, доклад
В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера (сам Сорокин называл себя «эмпирическим позитивистом»). В работе Преступление и кара… преступность рассматривается как результат принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп
Обратившись к революциям, восстаниям и другим видам внутренней дезорганизации, следуя тому же методу, мы придем к схожей картине. Одно лишь несовпадение можно увидеть между значениями индексов внутренних беспорядков и воин, которое заключается в том, что кривая войны несколько отстает от кривой внутренних беспорядков. Войны, включающие не одно, а два или более обществ – одни из которых могут находиться в состоянии перехода, а другие – нет, немного задерживаются в своем росте после начала переходного периода, а также отстают в спаде после того, как новая культура или общество стабилизировалось. Поэтому главные пики и спады обоих феноменов не всегда совпадают.
Эти данные показывают нам об увеличении и уменьшении количества войн от столетия к столетию. Опираясь на них и знания из других наук, можно сделать вывод о том, что в периоды перехода одной формы культуры к другой, количество войн особенно увеличивается. Помимо этого, Питирим Сорокин очередной раз подтвердил, что культурные суперсистемы не конечны, что «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера, более того, эта «мнимая смертная агония была ни чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры»[10]. Из этих суммированных фактов можно сделать вывод, что вышеизложенное предположение хорошо подтверждаются статистикой войн за изученные 25 столетий.
В свете своей теории Питирим
Сорокин предполагает, что пока длится
переходный период, до воцарения нового
типа общества и культуры, «война будет
продолжать играть главную роль в
человеческих взаимоотношениях. Если
бы даже завтра было подписано соглашение
о прекращении военных
Четыре фазы состояния общества и его культуры
По мнению Питирима Сорокина,
состояние, в котором сейчас находится
западное общество, представляет собой
«трагическое зрелище начавшегося
распада их чувственной суперсистемы.
Поэтому ближайшее будущее …
Как считал Питирим, западное общество и его культура должны будут пройти четыре основные фазы состояния, прежде чем родится новая культурная система с новым сознанием у общества. Первоначальная фаза – упадок чувственной культуры, общества и человека – это кризис. Он предстанет перед всеми в ужасающем виде, когда «нарастающая атомизация чувственных ценностей, включая самого человека, обесценит их, сделает более чувственными и материальными, далекими от всего божественного, священного, абсолютного»13; когда «сила станет правом»14, когда «вместо хлеба будут давать народам бомбы, вместо свободы – нести смерть, вместо закона – насилие, вместо созидания – разрушение»15; когда функции семьи превратятся в «случайное сожительство … в основном для сексуальных контактов»16; когда «культурные ценности прошлого подвергнутся уничтожению»17. Во время состояния кризиса участятся депрессии, материальный уровень жизни снизится, уменьшится безопасность жизни и имущества, самоубийства, психические расстройства и преступления начнут расти, и «скука поразит все более широкие слои населения, а покои в душе и счастье станут редкостью»18.
Следующая фаза – это катарсис.
На этом пути «неминуемы банкротство
и саморазрушение чувственной культуры
и чувственного человека»19. В условиях
кризиса уже ничто не сможет помешать
открыться глазам людей Запада «на
пустоту уходящей чувственной культуры»20.
Люди снова обернутся к разуму,
к вечным непреходящим, универсальным
и абсолютным ценностям, пройдя очищение
через трагедии и страдания. С
достижением состояния
Далее обществу, «очищенному огнем пережитой катастрофы будет ниспослана новая благодать»21[13]– харизма, а вместе с ней – воскрешение и «высвобождение новых творческих сил»22. Таким образом, родится новая эра культуры Запада.
Кризис-катарсис-харизма-
«Впереди у нас – тернистый путь. Но в конце его смутно вырисовываются вершины новой культуры, поэтому творческая миссия западного общества и его культуры будет продолжена…»23.
Заключение
И сейчас не трудно показать, что у профессора Сорокина был дар предсказания будущих событий. Дело в том, что практически на сто процентов оправдались его прогнозы в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество. Что касается его краткосрочных прогнозов, то их достоверность на самом деле во многом превосходит достоверность прогнозов большинства других прогнозистов, многие из которых увидели, как их прогнозы не оправдывались уже через несколько лет.
Я думаю, что мы должны знакомиться
с трудами человека, который говорил
о культурной катастрофе, которая
уже фактически рядом с нами, но
всегда бросал нам вызов с тем,
что бы мы поднялись на уровень
своей ответственности. Он не минимизировал
степень проблем, которые нас
одолевали. Он на самом деле в самых
мрачных тонах рисовал
Сорокин принадлежал к той достаточно редкой породе мыслителей и ученых прошлого века, которые объективно, без политико-идеологических и национальных пристрастий, опираясь на конкретные социологические и культурные критерии, осмысливали путь человечества к лучшему будущему. И от действий каждого из нас будет зависеть наше будущее.