Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:34, реферат
Целью работы – исследование культуры, которая была создана до нас.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие значению «Культуры»;
- раскрыть виды культуры;
- рассмотреть формы культуры;
- выявить основные функции культуры;
Раскрывая, тему бытия человека и культуры пользовалась литературой — Бердяев Н. А. «Смысл истории», Межуев В. М. «Культура как философская проблема», А.Н.Марковой «История мировой культуры».
Как уже отмечалось, культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Культура подразделяется по ее носителю. Выделяют мировую и национальную культуры.
Национальная культура выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
Совокупность ценностей, верований традиции и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Однако, поскольку общество распадается на множество групп постоянно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культуры мира называются субкультурами. В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.
Следует различать традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. К традиционалистским относятся профессиональные субкультуры, возникающие как позитивная реакция на потребности общества. Появление инновационно-авангардных субкультур связано с отрицанием «базовой» культуры общества. Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам «базовой» культуры, используется термин «контркультура» (например, некоторые молодежные субкультуры).
Под субкультурой часто понимается культура какой-либо социальной или демографической группы; выделяются также субкультуры основных этапов жизненного цикла: детская, молодежная, культура пожилых.
К субкультурам относятся также маргинальные культуры. Маргинальность - понятие, указывающее на промежуточность, неадаптивность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами.
В то же время, каждая нация, каждый народ
имеет свою общую, присущую только им культуру.
Все они создавали культуру соответственно
условиям жизни, своим нуждам. Но мир настолько
тесен, что культуры различных народов
и национальностей на протяжении многовековой
истории человечества не только соприкасаются,
но и воздействуют друг на друга, взаимообогащают
и даже могут сливаться, создавая новые
культурно-исторические общности, или
как еще их называют культурно-исторические
типы. Богатство культуры создавалось
всем населением земли, а связи, взаимообмен,
взаимовлияние делали культуру отдельных
народов частью общего достояния человечества.
3.Функции культуры.
Роль культуры в обществе раскрывается через ее социальные функции.
В современной культурологической литературе в качестве основной называется воспитательная или человекотворческая. Она состоит в формировании определенного типа личности, с одной стороны, заказанного обществом, а, с другой, обеспечивающего ее развитие. Остальные функции конкретизируют основную, вытекают из нее, подчинены ей.
Выделяются следующие функции:
- познавательная, направленная на обеспечение познания человеком окружающего мира (природного, общественного и своего собственного). Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.;
- информативная, заключающая в себе передачу, трансляцию накопленного социально-культурного опыта от прошлых поколений к будущим, от одних народов к другим, от одних индивидов к другим. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. Объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий;
- коммуникативная, обеспечивающая многосторонность и многогранность общения людей. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются: зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей;
- регулятивная, посредством которой осуществляется адаптация людей в обществе, формируются взаимоотношения между человеком и обществом, общностью, обеспечиваются межличностные отношения. Эта функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа ;
- аккумулятивная, обеспечивающая сохранение накопленных обществом культурных ценностей.
Социальные функции культуры во многом определяют не только темпы общественного развития, но его содержание и направленность.
Во все
времена от доклассовых
родоплеменных общностей до современной
эпохи человечество в процессах культуры
раскрывает три главных области: отношения
человека с природой;
отношения человека с человеком
(общественные отношения); отношения
человека с самим собой. Каждая из этих
областей может быть рассмотрена с позиций
Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций
науки, законов этики и эстетики. Чем более
развиты эти отношения, тем более развит
человек, тем более на высокой ступени
культуры он находится. В культуре, следовательно,
находит отражение уровень развития потребностей
и способностей человека. Развитие же
в целом человеческого общества предполагает
развитие культуры, в свою очередь культура
во многом обуславливает развитие общества
и даже является его своеобразным критерием.
4. Формы культуры.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы – элитарную, народную и массовую культуру.
Элитарная или высокая, культура создается привилегированной частью общества. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило, элитарная культура, опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Концепцией «Чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».
В отличии от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру также называют любительской или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
Массовая или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах начинается в середине 20 века. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Она обладает меньшей ценностью, чем элитарная или народная. Но в отличии от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной – она всегда авторская. Образцы массовой культуры, быстро теряют свою актуальность. С произведениями народной или элитарной культуры такого не происходит.
Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
Осмысление проблемы массовой культуры
было начато книгами
О. Шпенглера «Закат Европы», А. Швейцера
«Культура и этика»,
Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»,
Э. Фромма «Иметь или быть», в которых массовая
культура осмысливается как предельное
выражение духовной несвободы.
5. Человек как творец и творение культуры.
Культура есть реализация человеческого
творчества и свободы, отсюда многообразие
культур и форм культурного развития.
Однако сложившаяся культура легко обретает
подобие самостоятельной жизни: она закреплена
в символических формах, которые достаются
каждому поколению в готовом уже виде
и выступают как общезначимые образцы.
Складывается надындивидуальная логика
культуры, не зависящая от прихоти отдельного
человека и определяющая мысли и чувства
большой группы людей. Поэтому справедливо
будет сказать, что и культура творит человека.
Однако эта формула будет верна постольку,
поскольку мы помним, что культура сама
есть продукт человеческого творчества:
именно человек через культуру открывает
и изменяет мир и самого себя.
Человек есть творец, и лишь в силу этого
обстоятельства — творение культуры.
Через культуру человек может приобщиться к творческим достижениям множества гениев, делая их трамплином для нового творчества. Но это приобщение осуществляется лишь тогда, когда человек начинает не просто созерцать культурные символы, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве. Культура и ее смыслы живут не сами по себе, а лишь через творческую активность вдохновленного ими человека. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа.
Безусловно, в обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека, скорее налицо обратная зависимость. Культура является основанием человеческого творчества, но она же и удерживает его в своих смысловых рамках, в плену своих символических образцов. Но в переломные моменты, в эпохи великих культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые смыслы уже перестают удовлетворять человека, что они стесняют развившийся человеческий дух. И тогда человеческий дух вырывается из плена старых смыслов для того, чтобы построить новое основание для творчества. Такой переход к новым смысловым основаниям есть дело гения; талант же решает лишь те проблемы, которые не требуют выхода за пределы имеющегося культурного фундамента. Талантливый человек часто приходит к самым неожиданным открытиям, ибо он развивает общие основания глубже и дальше, чем это способны сделать большинство людей. Но шагнуть за пределы — это удел лишь гения.
Новые смысловые основы создаются индивидуальным
творчеством, они рождаются в глубинах
человеческой субъективности. Однако,
чтобы отсюда родилась новая культура,
надо, чтобы эти смыслы были закреплены
в символических формах и были признаны
другими людьми в качестве образца, стали
смысловыми доминантами. Этот процесс
носит социальный характер и, как правило,
протекает болезненно и драматично. Смысл,
рожденный гением, испытывается в опыте
других людей, иногда «редактируется»,
чтобы его легче было принять в качестве
символа веры, научного принципа или нового
художественного стиля. А поскольку признание
новых смысловых оснований происходит
в острых столкновениях с приверженцами
старой традиции, то счастливая судьба
нового смысла вовсе не означает счастливой
судьбы для его творца.
Заключение
И в заключении следует сделать следующие выводы:
- Понятие «Культура» - центральное в культурологи. В своем современном значении оно вошло в оборот европейской социальной мысли во второй половине 18 века, но представление о культуре возникло значительно раньше.