«Понятие «культура» в культурологии. Основные функции в культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:44, контрольная работа

Описание

«Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней.

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 35.33 Кб (Скачать документ)

министерство  образования и  науки РФ 

ДИМИТРОВГРАДСКИЙ  ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ,

УПРАВЛЕНИЯ  И ДИЗАЙНА

УЛЬЯНОВСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО  
УНИВЕРСИТЕТА
 
 

Кафедра          
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

по  теме:

«Понятие  «культура» в культурологии. Основные функции в культурологии» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил    Сомкина А. 

                Группа         

                Принял        
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Димитровград 2011

ВВЕДЕНИЕ

       Возрастание роли культуры как фактора социального  развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится  к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное  сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком  значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над  ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории. Оно играет такую же ключевую роль в социальном знании как «организм» в биологии и «вещество» в химии. Пытаясь отразить сущность культуры исследователи предложили много определений, но во всех вариантах культура предстает как отличительный признак, разделяющий человека и животный мир, как противопоставление природному, естественному состоянию человека, как его внебиологический организм, т.к. она не наследуется, а предполагает обучение и воспитание. Немецкий философ Гегель назвал культуру второй природой, второй реальностью, надстроенной над естественным мирозданием. Это определение выражает действительную суть культуры, ее человеческое начало, которое предполагает неразрывное единство природы, человека и его деятельности по целенаправленному преобразованию естественного порядка в природных объектах и в состоянии самого человека. При этом обратное природное воздействие на возникновение и развитие культуры можно проследить начиная от воздействия на производства простых орудий труда и саму технологию трудовой деятельности до особенностей духовной жизни народов.

       Человек и его культура несут в себе природу земли, свою биологическую  предысторию. Культура - природное продолжение  и преобразованное человеческой деятельностью. Только в такой связи  она надприродна и внебиологична. Осмысление культуры с т. зрения ее противопоставления природе как исключительной сферы обитания человека в среде предполагает учет их взаимной обусловленности, взаимовлияния и связи. При первом рассмотрении мир культуры видится совокупным результатом материальных и духовных достижений общества, имеющих ценностную окраску. Но главная составляющая и ценность культуры - сам человек. Вне рамок культуры не существует человек и в мировом смысле человек и есть культура. Как биологическая особь он всего лишь один из представителей мира животных. Человеческая сущность в том, что это существо мыслящее, нравственное, обладающее эстетическим чувством, т.е. культурное. Отсюда становится ясно, что содержание культуры и ее главная характеристика имеют измерением гуманизм.

       Культура - непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры. Значит, понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и себя. Но самовоспроизводство человека идет на творческой основе. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои потенциальные возможности, к созданию принципиально новых форм. Поэтому творчество есть способ развития культуры, а каждая культура - способ творческой самореализации человека. В силу этого постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Многогранность аспектов человеческого творчества выливается в культурное многообразие, и культурный процесс разворачивается во времени и пространстве как единство многообразного.

       В истории этот принцип демонстрируют  культурные эпохи, проблема границ которых  и есть поиск культурного единства. В поисках основ этого единства культуру анализируют как смысловой  мир человека. Ведь отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл  соотносит любое явление, любой  предмет с человеком. Если нечто  лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл следует отличать от значения, т.е. предметно выраженного  образа или понятия. Смысл не всегда осознается человеком: большинство  смыслов таится в бессознательных  глубинах человеческой души. Но смысл  может стать общезначимым, объединяя  многих людей, и выступая основой  их мысли и чувств. Именно такие  смыслы образуют культуру. Человек  наделяет этими смыслами весь мир, вносит свои оценки, создает коллективными  творческими усилиями и сохраняет  некую идеальную реальность и  мир выступает для человека в  своей человеческой значимости. Таким  образом, культуру можно определить также через понятие смысла. В  этом случае она - универсальный способ смысловой самореализации человека, стремление скрыть и утвердить смысл  человеческой жизни.

       Как производство смысла культура вдохновляет  людей и сплачивает их в некоторые  сообщества - нация, религиозная группа и др. В смысловом плане культуру следует понимать как средство превращения  мира в дом человеческого бытия. Поэтому постижение, изучение культуры приближает человека к истине о себе самом. Еще Сократ определил человека существом, которое постоянно ищет самого себя.

 

     Культура (лат. Cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т.д. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой совокупность результатов их деятельности.

     В древнем Риме, откуда пришло это  слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры - понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII - XIX веках для европейцев понятие «культура» приобрело духовный оттенок. Им стали обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.

     В философской, научной и художественной литературе это слово употреблялось скорее как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию.

     «В  современном языке термин культура употребляется очень часто, преимущественно  в двух значениях - «широком» и  «узком». В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся  в обществе формы жизни - обычаи, нормы, институты, включая государство  и экономику. В «узком смысле»  границы культуры совпадают с  границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью».

     Приверженцы более узкого подхода к пониманию  культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак  не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм - все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений.

     Если  культура по определению состоит  из ценностей, а не только из норм и  обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак  нельзя включить в состав культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, следовательно, не выступают гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение  создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием выступает человек, мера его развития. И тогда культурой нужно считать только то, что содействует развитию, а не деградации человека.

     Классическим  считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917) - выдающийся английский этнограф, один из основателей и антропологии. Хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, но суть культуры остается неизменной.

     Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а  также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

     В этом определении органично соединились  оба значения культуры -широкое и узкое.

     Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

     В культуру входят также социально-бытовые  установки, принятые в обществе жесты  вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор - все  это имеет этническую тональность  и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи  в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного  языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру.

     1 Культура в философском смысле. В философии под культурой  понимается система исторически  развивающихся надбиологических программ человеческого поведения, общения и действия. Такие программы не наследуются биологически, поскольку принадлежат к надбиологическому уровню, а транслируются, то есть передаются из поколения в поколение посредством воспитания, образования, через знания, литературу, искусство и т.д.

     2 Культура изучается также социальной  антропологией. В антропологическом  ракурсе главное значение приобретает  сравнительный анализ культур  различных обществ с тем, чтобы  выявить общие черты, присущие  им всем, и на их основе дать  определение культуре как таковой.  Определение предложил современный  антрополог Клиффорд Гирц, рассматривающий культуру как систему символов, которые каждое общество интерпретирует по-своему. Он считает, что путь к пониманию культуры лежит через интерпретацию ключевых символов, которые у каждого общества свои. Согласно Гирцу, культура локализуется не в умах индивидов, а в специфическом «поле культуры», которое несводимо к простой сумме индивидуальных частей. Аналогичное понимание культуры присутствует у С. Грегори, который подчеркивает, что культура не имеет биологических корней и применительно к ней трудно говорить о каком-либо причинном объяснении. Потому она непредсказуема, и только отдельные ее характеристики могут отчасти обладать причинной обусловленностью.

     Среди других антропологических концепций  культуры следует выделить методологический экзистенциализм Д. Шнейдера. В отличие  от Гирца Шнейдер предполагает, что культура не является особым полем значений, а просто предсуществует независимо от индивидов и агентов.

     3 Культура в социологическом смысле. Культура здесь рассматривается как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. Спонтанная культура как объект изучения продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех еще многочисленных социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры: не читают или мало читают книг, не интересуются искусством. Спонтанная культура разных обществ, социальных слоев и исторических эпох, а также Востока и Запада, христиан, мусульман, евреев и неверующих очень отличается.

Информация о работе «Понятие «культура» в культурологии. Основные функции в культурологии