«Понятие «культура» в культурологии. Основные функции в культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:44, контрольная работа

Описание

«Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней.

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 35.33 Кб (Скачать документ)

     Поэтому понятие «культура» имеет и такое  производное значение, как «цивилизация». Мы говорим: «исламская культура», «современная западная культура», «эллинистическая культура» и т.п. В этом контексте  под культурой понимается система  представлений и моделей поведения, локализованная в конкретном регионе  в конкретную эпоху.

     Среди элементов, или компонентов, культуры, можно выделить следующие:

     1. Ценности. Они являются основанием каждой культуры. Ценность - это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным.

     2. Идеологии. Под идеологией следует понимать систему взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

     3. Язык. Это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Обычно язык является национальной, этнической принадлежностью и важнейшим средством этнической идентификации.

     4. Символы. Символы - важнейший элемент культуры. Наряду с языком они образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, они отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре. И символы, и слова - это знаки, выражающие определенные значения или смыслы.

     5. Традиции. Под словом «традиция» понимается совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение. Это социальное и культурное наследие, которое родители оставляют своим детям не как индивидуумы, а как члены той или иной социальной группы, национальной и религиозной общности, класса и т.д. В противоположность традиционным обществам, современное общество обладает гибкостью в отношении традиций и не предъявляет жестких санкций к тем, кто их нарушает.

     6. Ритуалы. Ритуал - это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал тесно связан с традицией. Именно традиция требует от членов общества или социальной группы в конкретных жизненных ситуациях совершать тот или иной ритуал.

     7. Модели поведения. Это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, предлагаемых той или иной культурой, лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели мы подстраиваем свое собственное поведение в различных ситуациях и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные.

     Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения и подразделяются на материальную и нематериальную культуру.

     Материальная  культура включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

     Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и  нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они также являются результатом деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

     Как комплекс всех перечисленных элементов  культура выполняет в обществе ряд  важных функций.

      1. Аккумуляция родового опыта.

      2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

      3. Функция исторического обмена, передачи  социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.

      4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.

      5. Культура выполняет регулятивную  и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

      6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

      7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

      8. Главной функцией является гуманистическая  функция.

      Культура  облагораживает человека, делает его  личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через  социализацию, б) через создание и  введение ценностей, в) через образцы  поведения, г) через создание моделей  институтов и социальных систем.

      Таким образом, слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит прежде всего о многообразии самого феномена культуры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений  людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Базисные единицы культурной статики называют элементами, или чертами культуры.

     По  мнению ряда антропологов, в том  числе К. Коттака, черты культуры делятся на универсальные, общие и уникальные (специфические).

     Универсальные культурные черты имеют такие свойства, которые присущи всему человеческому роду и отличают его от других видов живых существ. Прежде всего, это социобиологические черты, присущие всему человеческому роду, в частности, длительный период детства, круглогодичный (а не сезонный) характер сексуальной активности и сложно устроенный мозг, благодаря которому мы пользуемся символами, языком и инструментами, присущая всем людям необходимость длительного и заботливого воспитания потомства и привязанность детей к родителям.

     На  шкале культурных черт между универсальными и уникальными расположены общие черты. Они присущи целому ряду обществ и народов, поэтому их можно также называть региональными.

     Уникальные  черты часто называют экзотическими, непривычными или необщепринятыми. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождение людей, в других культурах принято считать иначе.

     Культурное  своеобразие проявляется не только в удовлетворении биологических  потребностей и в естественных привычках  поведения. Труд и хозяйство - вне  биологии, они часть культуры, однако в том, как люди работают, какими орудиями пользуются или какие строят жилища, также сказываются традиции и культурное своеобразие.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.
  2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. - М.. 1998.
  3. Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.
  4. Вебер, М. Основные социологические понятия: учеб. пособие для вузов. - М: Изд-во «Феникс», 2005. – 348 с.
  5. Волков, Ю.Г. Социология. Издание 2-е. / Под общей ред доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006. – 576 с.
  6. Кравченко, А.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.

Информация о работе «Понятие «культура» в культурологии. Основные функции в культурологии