Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:31, контрольная работа
Культура – ключевое понятие культурологии. Определений, что такое культура, очень много, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеют в виду совершенно разные явления. Можно говорить о культуре, как о “второй природе”, то есть обо всем, что создано руками человека и привнесено в мир человеком. Это самый широкий подход и, в таком случае, орудия массового уничтожения – тоже в определенном смысле явления культуры, равно как и душегубки Освенцима или какие-нибудь суперсовременные суперточные ракеты дальнего поражения. Можно говорить о культуре как своего рода производственных навыках, профессиональных достоинствах – мы употребляем такие выражения, как культура труда, культура игры в футбол и даже культура карточной игры.
Введение
По общепринятому научно-философскому мнению учёных людей сфера культуры является высшей, исходной и определяющей по отношению ко всем другим видам самовыражения земных людей, ибо именно культура делает из человекообразного существа человека.
Поэтому разобраться с понятием (и термином) культура – значит понять и самого человека, и смысл его исторического развития в процессе развития культуры .
Изучением данного почти всеобъемлющего понятия длительное время занимались такие науки , как философия, психология, социология, антропология (и другие), а в последние десятилетия появилась даже специальная наука – культурология, целенаправленно изучающая главные вопросы и аспекты культуры .
Один из основателей культурологии – английский антрополог Лесли Алвин Уайт в своём опубликованном в 1949 году труде « Наука о культуре » заявлял о том, что культуру следует рассматривать как специфический порядок явлений, организованных по собственным принципам и развивающихся по своим собственным закономерностям. Имеется ввиду, что законы развития культуры отличаются от законов развития природы и материальной жизни человека. Словом, культура неприродна, а природа некультурна.
Что же ещё узнаёт человек, когда он желает понять, что такое культура с помощью культурологии и других изучающих её наук , стоящих на позициях современного научно-материалистического мировоззрения?
Он узнаёт о том, что культура не просто многомерное и многогранное понятие , которое невозможно определить коротко, чётко и однозначно, – это вообще одно из самых сложных и труднопонимаемых понятий , которое по-разному осмысляется в науке и в повседневной жизни.
В повседневной жизни в массовом обыденном сознании с культурой прежде всего ассоциируются на индивидуальном уровне такие свойства личности как воспитанность, вежливость, образованность, интеллигентность. В социальной жизни общества с культурой обычно связывают сферу деятельности соответствующей – одноимённой государственной структуры – Министерства культуры, которое занимается в основном различными видами искусства. В средствах массовой информации рубрики «Новости культуры » полностью посвящены сведениям о событиях в сфере искусства – главным образом современного . Вот почему в массовом сознании культура и искусство – это одно и то же.
Вопрос 1. Основные структурные элементы культуры
Культура – ключевое понятие культурологии. Определений, что такое культура, очень много, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеют в виду совершенно разные явления. Можно говорить о культуре, как о “второй природе”, то есть обо всем, что создано руками человека и привнесено в мир человеком. Это самый широкий подход и, в таком случае, орудия массового уничтожения – тоже в определенном смысле явления культуры, равно как и душегубки Освенцима или какие-нибудь суперсовременные суперточные ракеты дальнего поражения. Можно говорить о культуре как своего рода производственных навыках, профессиональных достоинствах – мы употребляем такие выражения, как культура труда, культура игры в футбол и даже культура карточной игры.
Для многих культура – это прежде всего сфера духовной деятельности людей на протяжении всего исторического развития человечества. Под духовными ценностями мы подразумеваем все то, что не связано непосредственно с человеческим существованием и выживанием. В этом смысле культура – всегда роскошь, излишество, но ведь именно потребностью не довольствоваться лишь необходимым и отличается человек от животного.
Культура, безусловно, является весьма сложным образованием, что вытекает уже из того, насколько сложные и комплексные задачи призвана она выполнять в жизни общества. Очевидно, что для эффективного выполнения своих функций культура должна обладать целым набором соответствующих средств. Эти средства как раз и представляют из себя основные структурные элементы культуры, которые я и буду рассматривать.
Коммуникация. Как уже отмечалось, одной из основных функций культуры является обеспечение коммуникации (общения, социального контакта) между членами данного общества, а также возможность достаточно полного описания мира. Для выполнения этой функции существует и соответствующее средство - язык. Каждая культура обладает своим языком, который, в свою очередь, всегда отражает особенности, самобытность этой культуры. При этом язык сам по себе представляет сложный, многоуровневый аппарат.
Что же такое язык? Прежде всего, это система знаков и символов, которые наделены определенным значением. Соответствие между знаком (означающее) и значением (означаемое) устанавливается в процессе культурной практики, социального освоения среды существования и внутреннего мира человека. В процессе культурного взаимодействия для обозначения некоего предмета или феномена люди начинают применять определенную совокупность звуков или знаков (один и более). Подобный путь прошли все без исключения понятия.
Понятийный аппарат, то есть вся совокупность выработанных понятий (концептов), которые на данном этапе развития содержит данный язык, является первоосновой, фундаментом любой культуры. Понятие - это абстрактное обозначение реально существующего объекта (человек, книга, дерево), события (встреча, передвижение), явления (молния, ветер), человеческих чувств, состояний, качеств (сомнение, задумчивость, смелость). По мере развития культуры возникают все более сложные, комплексные понятия, которые обозначают некие идеальные, отсутствующие в реальности, все более абстрактные феномены, но необходимые человеку для полноценного описания мира (например, количественные и качественные, сравнительные характеристики - много, мало, хорошо, плохо, выше, ниже), вплоть до понятий, которыми оперируют богословие, философия, естествознание (бог, истина, пространство, время, сила, пропорция, познание).
Именно понятийный аппарат демонстрирует то, насколько различными могут быть культуры. Несмотря на то, что объективная реальность везде одна и та же, каждая культура с помощью своего языка создает свое собственное, уникальное описание мира. То есть этот мир в разных культурах и воспринимается по-разному. В японском языке (а значит, и в японской культуре) для традиционных западных понятий «добро» и «зло» просто невозможно найти адекватное соответствие, которое бы передавало свойственные западным понятиям представления. Точно так же, в западноевропейских языках невозможно найти соответствие восточнославянскому слову интеллигент, так как, например, английское intelligence обозначает интеллектуальную развитость, может применяться даже по отношению к животному, проявляющему сообразительность, в то время как понятие интеллигентность подразумевает значительно более широкий спектр личностных качеств и вряд ли применимо к животному.
Важно понимать, что лишь в очень редких случаях существует четкое соответствие конкретного, единичного объекта конкретному понятию. Чаще всего понятие обозначает некую совокупность качеств, ключевых признаков, которые описывают некий идеальный, обобщенный образ реально существующего объекта. Например, понятие «стол». Оно обозначает не какой-то конкретный предмет материального мира, а всю совокупность предметов, которые в рамках данной культуры соответствуют идеальному представлению о том, что может быть названо столом. Так, столом мы можем назвать и обычный обеденный стол, и парту, и журнальный столик во всех многочисленных вариантах их величины, формы, числа ножек. Однако в некоторых случаях столом может быть назван и обычный древесный пень, который, например, используется в качестве стола во время пикника. Таким образом, понятие отражает некое абстрактное, обобщенное представление, выработанное в рамках данной культуры. Птицей мы называем и маленького соловья, и большого лебедя, а возможно это потому, что понятие «птица» как раз и обозначает всю совокупность признаков, которые характерны для подавляющего числа теплокровных, покрытых перьями, имеющих крылья и чаще всего умеющих летать представителей животного мира. Для конкретизации часто довольно абстрактных понятий применяются их сочетания, например высокий стол, большая птица, сила притяжения. Кроме этого, возможно и присвоение уникального названия или имени.
Однако сами по себе понятия не дают возможности полного описания реальности, так как обозначаемые ими реальные объекты, события, феномены не существуют сами по себе, а встроены определенным образом в универсальную систему, которая и называется реальностью. Для описания этой встроенности культура в своем языке фиксирует и определяет не только понятия, но и всевозможные отношения или взаимосвязи, которые могут существовать между обозначаемыми с помощью понятий объектами. При этом отношения могут быть трех типов:
- в пространстве и времени (стул стоит у стола, Коперник родился раньше Ньютона);
- по значению (здоровье важнее денег, стул не то же самое, что стол);
- по причинной обусловленности (приближается весна - будет теплеть).
С помощью языковых форм человек устанавливает всевозможные связи и отношения между понятиями, формируя целостную картину мира. В этом смысле язык представляет собой своеобразную «смысловую карту» данной культуры, с помощью которой носители этой культуры ориентируются в мире, описывают и постигают его. Но важно помнить, что кроме своеобразного аккумулятора накопленных в виде понятий и отношений представлений о мире (коллективный опыт), язык выступает и средством ретрансляции индивидуального опыта - знаний, смыслов, символов и ценностей, имеющих субъективный, личностный характер, представляющих собой результат уникального процесса жизни отдельного человека. С помощью языка мы общаемся, то есть, оформляем свои мысли, переживания в подходящую для выражения форму, которая обеспечивает понимание нас нашим собеседником. Как это происходит? Мы подбираем из своего словарного запаса подходящие понятия, уточняем их смысл необходимыми пояснениями и увязываем их в цельное выражение с помощью отношений и связей. Наш собеседник в обратном порядке «дешифрирует» послание, наполняя своими смыслами полученные от нас сочетания понятий.
Таким образом, произнося фразу, мы формируем в сознании слушателя необходимые нам представления или образы, тем самым направляя его внимание, мышление, чувства в нужном нам направлении, концентрируем их на нужном нам объекте. Такой интенсивный осознанный обмен информацией составляет одну из наиболее характерных и важных компонент человеческого существования, без которой общество в том виде, в каком мы его знаем, существовать не могло бы. Отсюда вытекает важность постоянного углубления знаний понятийного аппарата языка, его правил словоупотребления, формирования фраз. Грамотность и богатство речи (письменной и устной) нагляднее всего демонстрируют уровень развития личности, ее способность к активному социальному взаимодействию.
Ценности и нормы. Культура содержит в себе не только «смысловую карту» (описание) мира, но и своеобразный «компас», с помощью которого на этой карте можно ориентироваться. Несомненно, что речь идет о ценностях, которые в жизни индивида и общества в целом исполняют роль своеобразных ориентиров, демонстрирующих, что должно считаться хорошим, правильным, желательным, а что плохим, неправильным, нежелательным.
В самом общем виде, ценность можно определить как принятое в данном коллективе убеждение относительно определенной цели, к которой человек должен стремиться. Например, ценность человеческой жизни, которая присуща всем без исключения культурам и всегда занимает в жизни общества особое место. Эта ценность обозначает, что сохранение и защита жизни себе подобных являются наиважнейшей целью для любого человека. Почему эта ценность является наиважнейшей? Потому что ее соблюдение является необходимым условием сохранения как индивидуальной жизни (в чем заинтересован любой здоровый человек), так и общества в целом (только взаимная гарантия безопасности, основанная на общем признании ценности человеческой жизни, служит фундаментом для формирования действительной коллективности). В сохранении и соблюдении этой ценности заинтересован любой здравомыслящий человек.
На основе ценностей в каждой культуре формируются соответствующие культурные нормы. Назначение культурных норм состоит в обеспечении соблюдения ценностей, в ограничении негативных тенденций человеческого поведения и стимулировании желательных действий. Хорошим примером культурных норм являются нравственные законы. Так, ценность человеческой жизни сопровождается целым рядом нравственных законов, главные из которых были зафиксированы еще на заре цивилизации (в частности, в религиозных учениях) и являются фундаментальными для человеческого существования. Основная из них - это норма, запрещающая убийство («не убий»). Очевидно, что убийство, то есть насильственное лишение жизни, - это наиболее радикальное презрение ценности человеческой жизни. Именно поэтому полный запрет такого действия является самым главным средством защиты этой ценности. Если соблюдается запрет на убийство, то со стороны других людей жизни человека ничто не угрожает и цель, которую устанавливает ценность человеческой жизни, оказывается достигнутой.
Однако запрет на убийство - это не единственная норма, связанная с ценностью человеческой жизни. Кроме нее существуют запреты на насилие по отношению к индивиду, причинение ему физического и нравственного вреда (изнасилование, нанесение телесных повреждений, принуждение, оскорбление), материального ущерба (воровство, вымогательство). То есть, запрещены все виды действий, которые могут нанести ущерб человеку во всех измерениях его бытия. Соответственно, исполнение этих вторичных норм позволяет в еще большей степени расширить, упрочить и соблюсти ценность человеческой жизни. В процессе правильного воспитания и социального научения нормы и ценности переносятся в личность будущего члена общества, принимаются им как свои собственные убеждения и в последующем уже сам индивид контролирует с их помощью свое поведение. Этот процесс превращения внешних по отношению к личности норм в ее собственные убеждения называется интериоризацией. Такой самоконтроль, инспирированный культурными нормами и ценностями, позволяет обеспечить сохранение социальной стабильности и безопасность отдельных членов общества. Таков в общем виде механизм действия культурных ценностей и связанных с ними культурных норм.