Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:31, контрольная работа
Культура – ключевое понятие культурологии. Определений, что такое культура, очень много, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеют в виду совершенно разные явления. Можно говорить о культуре, как о “второй природе”, то есть обо всем, что создано руками человека и привнесено в мир человеком. Это самый широкий подход и, в таком случае, орудия массового уничтожения – тоже в определенном смысле явления культуры, равно как и душегубки Освенцима или какие-нибудь суперсовременные суперточные ракеты дальнего поражения. Можно говорить о культуре как своего рода производственных навыках, профессиональных достоинствах – мы употребляем такие выражения, как культура труда, культура игры в футбол и даже культура карточной игры.
Но многообразие культурных ценностей не исчерпывается лишь витальными («жизненными», «биологическими») компонентами индивидуального человеческого существования (кроме жизни, к ним относятся здоровье, определенный уровень комфорта и потребления). Кроме витальных существуют еще политические, религиозные, духовные, эстетические ценности, которые отражают основные приоритеты индивидуального и общественного бытия, выраженные символами и смыслами данной культуры.
В качестве политической ценности может выступать определенный политический режим, гражданский мир, свобода личности, религиозная терпимость. Примером религиозной ценности является почитание божества (Бог, Аллах, Будда, Иегова), сама по себе ориентация на соблюдение религиозных предписаний, определенный обряд или таинство. Духовные ценности часто совпадают с религиозными ценностями, особенно когда религия играет в жизни общества главную роль (как это было, например, в Древнем Египте).
Но иногда духовные ценности выступают самостоятельно, как своеобразные общезначимые символы данной культуры, причем часто подобного рода ценностью наделяются материальные объекты. Например, политическая символика государства (флаг, герб, мелодия национального гимна) довольно часто несет не только политическую нагрузку, как это бывает на спортивных состязаниях, когда поднимают флаг и звучит гимн страны, гражданином которой является победивший спортсмен. На поле боя знамя превращается для солдат из простого отреза ткани в символ всего того, за что они готовы отдать свою жизнь. Один вид боевого знамени не единожды помогал армиям побеждать в сражениях. Город (часто столица), географический объект (гора, река, собирательный образ характерной местности) может превратиться в символ всей страны. Так, для жителей США в качестве таких символов выступают Статуя свободы, до недавнего времени - две башни Всемирного дома торговли, белоголовый орлан, изображенный на гербе США; для китайцев - Великая Китайская стена, могила императора Чина; для французов - Эйфелева башня; для англичан - Биг Бен; для русских - Москва и Кремль, Волга, березовая роща; для украинцев - Днепр, Золотые ворота и храм Софии в Киеве. Политические, религиозные, духовные ценности выступают одними из главных мотивационных факторов, определяющих поведение индивида и жизнь общества.
Вопрос 2. Материальная культура как предмет культурологического анализа
Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для деления культуры на материальную и духовную составляющие является многообразие проявлений человеческой деятельности.
Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.
Важная особенность материальной культуры - ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.
Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.
Материальная культура - это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства; культура отношения к собственному телу; физическая культура.
Материальная культура - мир вещей, созданных или преобразованых человеком, то есть это материальные продукты, результаты и процессы человеческой деятельности, выходящие индивида за границы природы.
Структура материальной культуры
1. Культура материального производства, которая определяет качество жизни и деятельность человека по добыче и созданию им материальных благ. Включает в себя три элемента: техническое оснащение, процесс труда и результат труда.
Основные формы культуры материального производства:
а. Управленческая культура
б. Профессиональная культура
в. Культура технологии производства
г. Культура условий труда
2. Культура быта - включает в себя вещественных среду обитания человека и одновременно отношения к ней.
3. Физическая культура - культура, направленная на отношения человека к собственному телу и здоровью.
Материальная культура существует в виде артефактов - это предметы, явления и процессы искусственного происхождения.
Артефакты материальной культуры:
1. Материальные вещи, созданные или обработанные людьми.
2. Искуственно преобразованные территории.
3. Материальные носители идей и образов - графические, звуковые и т.д.
4. Одомашненные животные и отселектированные растения.
Виды материальных ценностей:
а. Здания
б. Средства коммуникации
в. Орудия труда
г. Энергетические сырьевые ресурсы
д. Транспортные средства и т.д.
Вопрос 3. Структура и ценности духовной культуры
Духовная культура - это мир идей, связанных с существованием человека в мире, проявляющийся в деятельности сознания в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, а также художественных образах.
Элементы духовной культуры
Первым элементом культуры является смысловой знаково-символический элемент. С этих позиций культура предстает как совокупность накопленных обществом сообщений и текстов, при помощи которых осуществляются коммуникации и ретрансляция человеческого опыта: знаний, смыслов и ценностей. При этом под сообщениями и текстами понимается любая знаковая система культуры, способная быть носителем смысловой информации, организованная в определенном языковом пространстве, закодированная в общие для носителей языка коды. Основная их функция в обществе быть носителями смысла и задавать смысловую детерминацию активности социальных субъектов.
Не менее важным элементом культуры являются убеждения, верования, знания. Именно в убеждениях и верованиях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в своей деятельности и отношениях, что воплощается в образцах их поведения. Убеждения и верования как единство знаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах непосредственным мотивом действий и поступков, социальных установок, ценностных ориентации. Все эти социальные формы образуют ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Ценностно-нормативный механизм представляет собой второй интегральный элемент культуры, который, в свою очередь, разделяется на ряд подэлементов: ценности, социальные нормы, образцы поведения.
Ценностно-нормативный механизм представляет собой ие-рархизированную систему, на вершине которой находится ориентация на ценности. Многие социологи считают, что именно ценности составляют определяющий элемент культуры, ее ядро. Культура это способ духовного освоения действительности на основе выявлении ценностей. С позиций этого подхода, культура общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, одобряемых, признаваемых в данном обществе, желательных для большинства членов этого общества ценностей. Разберемся же повнимательней, что представляют собой ценности.
Ценность — это понятие, с помощью которого характеризуется социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. В качестве ценности может выступить любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д. Здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло и т.д.
В социальных нормах в большей мере, чем в ценностях присутствует приказной элемент, требование поступать определенным образом. Они являются общими правилами поведения в обществе, т.е. определяют, каким может быть или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Иначе говоря, определяя границы возможного и должного поведения, социальные нормы служат ориентирами и выборе социально-одобренного поведения и одновременно являются средствами контроля за этим поведением. Одна из важных особенностей воздействия социальных норм на деятельность и общественные отношения состоит в том, что их исполнение и предписание обеспечивается различными формами принуждения, начиная от общественного (нормы морали) и кончая государственными (нормы права).
Социальные нормы связаны как с выражением интересов всего общества в целом, так и с интересами отдельных классов, социальных групп, организаций. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, называются общечеловеческими нормами. Эти нормы устанавливают отношения справедливости и гуманизма, уважения к правам человека и т.д. Примером таких норм являются нормы, установленные в вероучительных документах: Библии, Коране и др., «десять заповедей Моисея» (Декалог), Нагорная проповедь Иисуса Христа и т.д.
Социальные нормы различаются по характеру формирования и способам воздействия на индивидов и общество. Все они находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии и вместе образуют нормативную систему культуры, базовыми элементами которой выступают обычаи, традиции, моральные и правовые нормы.
Исторически первыми социальными нормами были нормы обычаев. Нормы обычаев — это правила поведения, которые в результате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. В своей основе обычай представляет одобренный обществом массовый образец поведения людей, который рекомендуется выполнять. «Поступай так, как поступают другие» — основное правило обычая.
Строго говоря, поведенческий образец как таковой не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного или нескольких вариантов образцов в соответствии со своими интересами, целями. Поведенческий образец становится обычаем только тогда, когда в силу длительного следования он становится поведенческим стереотипом, привычкой. Привычка в этом контексте – это твердо усвоенные образцы поведения, возникающие в результате многократного повторения и выполняющиеся автоматически. В отличие от повседневных привычек обычаи — это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений. Например, обычай гостеприимства.
Заключение
Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
В условиях понятийно-смыслового мировоззренчески обоснованного плюрализма научно-философских мнений единство, чёткость и однозначность понимания сути культуры (и вообще чего-либо) и соответствующих критериев, естественно, отсутствует. Невозможность единообразного и строго определённого понимания теоретически обосновывается так:
« Понятие « культура » многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. …Сложно назвать другое такое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. …Некоторых раздражает неясность, нестабильность и отсутствие чёткой системы, в которой должен быть ясно виден предмет и объект исследования. Но это всё лишь оттого, что нам легче запомнить данное, наклеить ярлык, нежели понять, осознать, что культура , она как жизнь, существует лишь потому, что она разная, неповторимая. … Понятие культура – слишком многообразно, и ему невозможно дать точную характеристику»
Список использованной литературы
Данные из сети Интернет
1. http://kulichki.rambler.ru
2. Культурология./Под ред. Г.В. Драча.- Ростов-на-Дону: "Феникс", 2005г.
3. Основы культурологии/Под ред. А.К. Кругловой.- Санкт-Петербург
4. Введение в культурологию/Под ред. В.А. Сапрыкина, 1995
5. Культурология./Под ред А.А. Белик.-М.:1995
6.Радугин А.А. Культурология: курс лекций/Радугин А.А., К.А. Радугин. – М.: Центр, 2001.
7.Кравченко А.И. Социология: учебник для высшей школы/ А.И.Кравченко. – М.: Академический проект, 2000.
8.Кончанин Т.Л Социология: учебник для вузов/Т.Л. Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001
9.Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие/ А.И.Кравченко. – М.: Новая школа, 1995