Праздненства во временая Великой Французской революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание

Праздники Великой Французской революции были качественно новым явлением для своего времени как по форме, так и по содержанию. Они были призваны вовлечь в политическую жизнь как можно больше представителей обширных слоев населения, как можно шире и доступнее объяснить цели революции и объединить народ с властью.
Целью данной курсовой можно обозначить изучение революционного праздника во Франции, что предполагает следующие задачи:
- Выяснить художественную и идеологическую составляющие праздников;
- Определить, какое политическое и мобилизационное действие имели такие мероприятия для широких слоев населения;
- Проследить место и роль праздников в Великой Французской революции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основные этапы Французской революции. Празднества первого этапа. 5
Революционный праздник как система, разработанный регламент. 5
Сценарно-режиссерский ход праздника Федерации. Структура шествия. 7
ГЛАВА 2. . Праздничные действа второго и третьего этапов революции. 9
2.1. Траурно-торжественные мероприятия 9
2.2. Праздник Верховного Существа как отражение идеологии буржуазной революции. 12
2.3. Празднества в период Термидора и Директории 16
ГЛАВА 3. Новая система праздников и принципы их организации. 21
3.1. Республиканский календарь Французской революции 21
3.2. Ритуальное сопровождение торжественных мероприятий. Культы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 62.48 Кб (Скачать документ)

Термидор ("Thermidor" от греческого "thermos", "жаркий");

Фруктидор ("Fructidor" от латинского "fructus", "фруктовый")23.

Каждому дню декады даны были порядковые названия: примиди, дуеди, триди, квартиди, квинтиди, секстиди и  т. д. При этом каждому квинтиди, т. е., пятидневию, посвящалось какое-нибудь домашнее животное, а каждая декада, - десятидневие, обозначалась особым земледельческим  инструментом. Добавочные дни д'Эглантин назвал санкюлотидами. Санкюлотиды  посвящались празднествам в честь "Гения", "Труда", "Благих дел", "Возмездия" и "Мнения". В  единственный и торжественный праздник "Мнения" законом дозволялось  каждому гражданину высказывать  свое суждение о нравственности и  поведении должностных лиц.

Через каждые четыре года, в  високосные годы, шестая санкюлотида  должна была праздноваться всенародными играми. В этот день со всех концов республики должны были стекаться в Париж  граждане, во славу свободы и равенства  и братскими объятиями скреплять  связывающие их узы, клянясь перед  алтарем отечества жить и умирать  вольными и честными санкюлотами24.

Как и следовало ожидать, сельский календарь или, как его  в насмешку называли, "огород", просуществовал недолго. Тем не менее, в печати появилось несколько календарей и альманахов с "сельскохозяйственной" табелью Фабра д'Эглантина. Один из них был даже отпечатан в Государственной типографии. Ромм тоже составил к ней пояснительную записку в своем "Ежегоднике земледельца" на третий республиканский год и представил свой труд Конвенту, ходатайствуя об одобрении его для республиканских школ.

Ото всей реформы Фабра  д'Эглантина практически сохранились  лишь наименования двенадцати месяцев  года и названия дней декады.

Республиканский календарь, иначе называемый "декадер", продержался  в течение всего республиканского правления и употреблялся даже и  в начале Империи; им пользовались с 16 октября 1793 года по 1 января 1806 г., т е. двенадцать лет, два месяца и 27 дней.

французская революция  праздник торжественный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Ритуальное сопровождение торжественных мероприятий. Культы

 

Ритуалы эпохи революции были новым  явлением, как по своему содержанию, так и по формам выражения. В них  соединялись два начала: стихийное  движение народа и организующая воля революционных правительств. Несмотря на то, что в Париже происходили  жестокие, подчас трагические события, народ, совершивший революцию, был  настроен празднично. «С утра до вечера, - писала мадам де Сталь в 1791 году, - это танцы, иллюминации, праздники: наконец он (народ) чувствует себя счастливым и хочет показать свое счастье перед лицом врага»25. Позднее Мишле напишет о прекрасных праздниках, когда «весь народ, одновременно и участник и свидетель, являл собой…порыв нравственного энтузиазма, когда каждое сердце преисполнялось величием Франции, Отечества»26. С другой стороны, сменявшие друг друга на протяжении революционного десятилетия правительства ясно отдавали себе отчет в огромных пропагандистских возможностях ритуалов. Ритуалы предполагали не только установление новых праздников и введение нового календаря; деятели французской революции пошли еще дальше: была сделана попытка изменения религиозности путем введения новых культов. Такими культами были Культ Разума, Культ Верховного существа и др. Могло меняться их содержание, характер, но сама праздничная форма общения с людьми была популярна в революционный период. Новая власть активно пыталась заменить католическую религию новой – гражданской, для всех. Сочинялись молитвы к Свободе, был переделан Символ Веры27. По словам М.С. Попова, «революция началась с провозглашением светлого принципа свободы совести, но пришла к печальному заключению о необходимости ограничений ее и даже к нетерпимости в вопросах религии»28. В «Декларации прав человека и гражданина» было заявлено «никого из граждан не тревожить за религию, если культ не нарушает чужих прав и общественных порядков». 18 июня депутат Барер высказался за то, что «свободное отправление культа принадлежит к неотъемлемым правам человека». Но Робеспьер указал на политическую опасность такой свободы: «я опасаюсь, чтобы люди, которые пожелают составить антиреволюционные общества, не замаскировали их религиозными формами».

Несмотря на провозглашении свободы  совести, одновременно шло насаждение новой религии. В историографии  эта тенденция объясняется «желанием  придать новому строю религиозную  авторитетность и иметь в ней  средство влияния на народ,…кроме того, выяснилось, что закрытие религии  плодит секты»29. Итогом религиозной политики стал декрет от 6-8 декабря 1794 года о свободе культов. Как писал М.Я. Домнич: «насильственная дехристианизация становилась политически невыгодной и вредной; она компрометировала революционное правительство, давала оружие в руки его врагов»30. Тем не менее, этот декрет еще более усложнил и запутал религиозный вопрос. На сохраняющиеся прокатолические настроения накладывались не только новые революционные культы, но и идеи многочисленных сект, расцветших в годы Революции. Соединение идущих снизу и сверху импульсов давало удивительные, не имевшие исторических прецедентов результатыhttp://rev-holidays.narod.ru/Kalendarris.htm. Ж. Собуль назвал ритуалы 1789 – 1794 годов «высшим проявлением искусства революции»31. Особенным для ритуалов было широкое использование символов античной тематики – лозунгов, эмблем, тематических предметов оформления. Такое наполнение делало праздник понятным для масс и откладывало в их сознании отпечаток, связанный с новой социальной эпохой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы рассмотрели праздники  эпохи Великой Французской революции, их художественную составляющую и идеологическое обоснование. В данной работе были рассмотрены  основные праздники каждого этапа  революции. По данной работе можно сделать  следующие выводы:

Праздники эпохи Великой  Французской революции можно  разделить на несколько видов  – годовщины памятных событий (14 июля 1789г., 10 августа 1792г.), торжественно-траурные мероприятия (перенесение останков Вольтера, Руссо, Марата), праздники в честь новых культов – в честь Культа Разума, Верховного существа и т.д.;

Массовые праздники были одним из наиболее действенных методов  революционной агитации. Они способствовали формированию социально-психологической  модели революции в сознании десятков тысяч людей;

Режиссеры торжественных  мероприятий использовали широкий  спектр художественных и изобразительных  средств в воспитательных и агитационных целях. Лозунги, эмблемы, символы, сценическое  действие, музыка революционных праздников были понятны массам и откладывали  в их сознании четкий отпечаток, связанный  с новой социальной эпохой;

В праздниках революционных  лет с особой силой проявилось народное воздействие на искусство. В праздниках, процессиях, торжествах можно видеть проявления народного  духа.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский; пер. с польск. – Москва : 1985. – С. 223–234.
  2. Роллан, Р. Собр. соч. : в 14 т. / Р. Роллан. – Москва : 1958. – Т. 14.
  3. Тьерсо, Ж. Песни и празднества Французской революции / Ж. Тьерсо / под ред. М. Рабиновича. – Москва, 1933.
  4. Великая Французская революция. - http://vive-liberta.narod.ru/resp_calend/
  5. Калитина И.Н. О празднествах Великой Французской революции // От старого порядка к Революции: к 200-летию Великой Французской революции. Л., 1988.
  6. Лимонов Ю.А. Празднества Великой Французской революции в 1789-1799гг. и массовые праздники Советской России в 1917-1920гг. // Великая Французская революция и Россия. М.,1989.
  7. Тьерсо Ж. Празднества и песни Французской революции. Пг., 1917
  8. Чеканцева З.А. Праздник и бунт во Франции. Одиссей 2005. М., 2005.
  9. Тэн И.Происхождение современной Франции (Строение общества, 14 июля 1789 года)
  10. Чеканцева З.А. Об исторической природе насилия: Франция XVII-XVIII вв.
  11. Чеканцева З.А. Политические представления французских простолюдинов на исходе Старого порядка
  12. Чеканцева З.А. Открытый протест как волеизъявление: Франция XVII-XVIII вв.
  13. Чеканцева З.А. Устойчивые слухи в обществе как проявление «коллективного воображаемого»
  14. Рюде Дж. «Толпа» в истории: 1730-1848. Французская революция

1 http://vive-liberta.narod.ru/resp_calend/index_ccxiii.htm#sclt

2 Робеспьер М. Избр. произв. В 3 т. Т. 1. / подгот А.З. Манфред, А.Е. Рогинская, Е.В. Рубин. М., 1965.

3 Калитина И.Н. О празднествах Великой Французской революции // От старого порядка к Революции: к 200-летию Великой Французской революции. Л., 1988. С. 165

4 Тьерсо Ж. Празднества и песни Французской революции. Пг., 1917. С. 23.

5 Робеспьер М. Избр. произв. В 3 т. Т. 3. / подгот А. З. Манфред, А.Е. Рогинская, Е.В. Рубин. М., 1965.  С. 177

6 Калитина И.Н. О празднествах Великой Французской революции // От старого порядка к Революции: к 200-летию Великой Французской революции. Л., 1988. С. 166

7Праздники и культы Французской революции -. http:// rev-holidays.narod.ru/Dates.htm

8 Робеспьер М. Избр. произв. В 3 т. Т. 3. / подгот А. З. Манфред, А. Е. Рогинская, Е. В. Рубин. М., 1965. С. 175

9 Там же. С. 176

10 Там же. С. 174

11 Робеспьер М. Избр. произв. В 3 т. Т. 3. / подгот А.З. Манфред, А.Е. Рогинская, Е. В. Рубин. М., 1965. С. 181

12 Калитина И.Н.  О празднествах Великой Французской революции // От старого порядка к Революции: к 200-летию Великой Французской революции. Л., 1988. С. 170

13 Там же. С.171

14 Калитина И.Н. О празднествах Великой Французской революции // От старого порядка к Революции: к 200-летию Великой Французской революции. Л., 1988. С. 172

15 Там же. С.174

16 Праздники и культы Французской революции.  - http:// rev-holidays.narod.ru/Dates.htm

17 Тьерсо Ж. Празднества и песни Французской революции. Пг., 1917. С. 136

18 Калитина И.Н.  О празднествах Великой Французской революции // От старого порядка к Революции: к 200-летию Великой Французской революции. Л., 1988. С. 177

19 Тьерсо Ж. Указ.соч. С 16

20 Лимонов Ю.А. Празднества Великой Французской революции в 1789-1799гг. И массовые праздники Советской России в 1917-1920гг. // Великая Французская революция и Россия. М.,1989. С.397

21 Праздники и культы Французской революции - http://revholidays.narod.ru/Kalendar.htm

22 Декрет 4 фримера 2 года республики (24 ноября 1794) - http://viveliberta.narod.ru/

23 Доклад депутата Фабра д’Эглантина от имени комиссии, которой было поручено составление календаря.  Заседание Конвента в октябре 1793 г. (3 числа 2-го месяца 2-го года Французской республики) - http://vive-liberta.narod.ru/resp_calend/index_ccxiii.htm#sclt формы

24 Доклад депутата Фабра д’Эглантина от имени комиссии, которой было поручено составление календаря.  Заседание Конвента в октябре 1793 г. (3 числа 2-го месяца 2-го года Французской республики) - http://vive-liberta.narod.ru/resp_calend/index_ccxiii.htm#sclt

25 Isambert G. la vie â Paris pendant une annêe de la rêvolution (1791-1792). P., s. d. P. 72.  Цит. по Праздники и культы Французской революции http://revholidays.narod.ru/Rituali.htm 

26 Mishelet J. Histoire de la rêvolution francaise.  1. P., 1868. P. 42. Цит. по Праздники и культы Французской революции http://revholidays.narod.ru/Rituali.htm 

27 Домнич М. Великая Французская буржуазная революции и католическая церковь. М., 1960 С.132

28 Попов М. С. Французская революция и религия. Пг., 1919. С. 303

29 Попов М. С. Французская революция и религия. Пг., 1919. С. 305

30 Домнич М. Я.  Великая Французская буржуазная революция и католическая церковь. М., 1960. С. 156

31 Les fêtes  de la rêvolution. Clermont-Ferrand. 1977. P.3. Цит. По Праздники и культы Французской революции http://revholidays.narod.ru/Rituali.htm

 


Информация о работе Праздненства во временая Великой Французской революции