Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 15:58, курсовая работа
Праздники Великой Французской революции были качественно новым явлением для своего времени как по форме, так и по содержанию. Они были призваны вовлечь в политическую жизнь как можно больше представителей обширных слоев населения, как можно шире и доступнее объяснить цели революции и объединить народ с властью.
Целью данной курсовой можно обозначить изучение революционного праздника во Франции, что предполагает следующие задачи:
- Выяснить художественную и идеологическую составляющие праздников;
- Определить, какое политическое и мобилизационное действие имели такие мероприятия для широких слоев населения;
- Проследить место и роль праздников в Великой Французской революции.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основные этапы Французской революции. Празднества первого этапа. 5
Революционный праздник как система, разработанный регламент. 5
Сценарно-режиссерский ход праздника Федерации. Структура шествия. 7
ГЛАВА 2. . Праздничные действа второго и третьего этапов революции. 9
2.1. Траурно-торжественные мероприятия 9
2.2. Праздник Верховного Существа как отражение идеологии буржуазной революции. 12
2.3. Празднества в период Термидора и Директории 16
ГЛАВА 3. Новая система праздников и принципы их организации. 21
3.1. Республиканский календарь Французской революции 21
3.2. Ритуальное сопровождение торжественных мероприятий. Культы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Термидор ("Thermidor" от греческого "thermos", "жаркий");
Фруктидор ("Fructidor" от латинского "fructus", "фруктовый")23.
Каждому дню декады даны были порядковые названия: примиди, дуеди, триди, квартиди, квинтиди, секстиди и т. д. При этом каждому квинтиди, т. е., пятидневию, посвящалось какое-нибудь домашнее животное, а каждая декада, - десятидневие, обозначалась особым земледельческим инструментом. Добавочные дни д'Эглантин назвал санкюлотидами. Санкюлотиды посвящались празднествам в честь "Гения", "Труда", "Благих дел", "Возмездия" и "Мнения". В единственный и торжественный праздник "Мнения" законом дозволялось каждому гражданину высказывать свое суждение о нравственности и поведении должностных лиц.
Через каждые четыре года, в
високосные годы, шестая санкюлотида
должна была праздноваться всенародными
играми. В этот день со всех концов республики
должны были стекаться в Париж
граждане, во славу свободы и равенства
и братскими объятиями
Как и следовало ожидать, сельский календарь или, как его в насмешку называли, "огород", просуществовал недолго. Тем не менее, в печати появилось несколько календарей и альманахов с "сельскохозяйственной" табелью Фабра д'Эглантина. Один из них был даже отпечатан в Государственной типографии. Ромм тоже составил к ней пояснительную записку в своем "Ежегоднике земледельца" на третий республиканский год и представил свой труд Конвенту, ходатайствуя об одобрении его для республиканских школ.
Ото всей реформы Фабра
д'Эглантина практически
Республиканский календарь,
иначе называемый "декадер", продержался
в течение всего
французская революция праздник торжественный
3.2. Ритуальное сопровождение торжественных мероприятий. Культы
Ритуалы эпохи революции были новым явлением, как по своему содержанию, так и по формам выражения. В них соединялись два начала: стихийное движение народа и организующая воля революционных правительств. Несмотря на то, что в Париже происходили жестокие, подчас трагические события, народ, совершивший революцию, был настроен празднично. «С утра до вечера, - писала мадам де Сталь в 1791 году, - это танцы, иллюминации, праздники: наконец он (народ) чувствует себя счастливым и хочет показать свое счастье перед лицом врага»25. Позднее Мишле напишет о прекрасных праздниках, когда «весь народ, одновременно и участник и свидетель, являл собой…порыв нравственного энтузиазма, когда каждое сердце преисполнялось величием Франции, Отечества»26. С другой стороны, сменявшие друг друга на протяжении революционного десятилетия правительства ясно отдавали себе отчет в огромных пропагандистских возможностях ритуалов. Ритуалы предполагали не только установление новых праздников и введение нового календаря; деятели французской революции пошли еще дальше: была сделана попытка изменения религиозности путем введения новых культов. Такими культами были Культ Разума, Культ Верховного существа и др. Могло меняться их содержание, характер, но сама праздничная форма общения с людьми была популярна в революционный период. Новая власть активно пыталась заменить католическую религию новой – гражданской, для всех. Сочинялись молитвы к Свободе, был переделан Символ Веры27. По словам М.С. Попова, «революция началась с провозглашением светлого принципа свободы совести, но пришла к печальному заключению о необходимости ограничений ее и даже к нетерпимости в вопросах религии»28. В «Декларации прав человека и гражданина» было заявлено «никого из граждан не тревожить за религию, если культ не нарушает чужих прав и общественных порядков». 18 июня депутат Барер высказался за то, что «свободное отправление культа принадлежит к неотъемлемым правам человека». Но Робеспьер указал на политическую опасность такой свободы: «я опасаюсь, чтобы люди, которые пожелают составить антиреволюционные общества, не замаскировали их религиозными формами».
Несмотря на провозглашении свободы
совести, одновременно шло насаждение
новой религии. В историографии
эта тенденция объясняется «
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели праздники
эпохи Великой Французской
Праздники эпохи Великой Французской революции можно разделить на несколько видов – годовщины памятных событий (14 июля 1789г., 10 августа 1792г.), торжественно-траурные мероприятия (перенесение останков Вольтера, Руссо, Марата), праздники в честь новых культов – в честь Культа Разума, Верховного существа и т.д.;
Массовые праздники были одним из наиболее действенных методов революционной агитации. Они способствовали формированию социально-психологической модели революции в сознании десятков тысяч людей;
Режиссеры торжественных мероприятий использовали широкий спектр художественных и изобразительных средств в воспитательных и агитационных целях. Лозунги, эмблемы, символы, сценическое действие, музыка революционных праздников были понятны массам и откладывали в их сознании четкий отпечаток, связанный с новой социальной эпохой;
В праздниках революционных лет с особой силой проявилось народное воздействие на искусство. В праздниках, процессиях, торжествах можно видеть проявления народного духа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1 http://vive-liberta.narod.ru/
2 Робеспьер М. Избр. произв. В 3 т. Т. 1. / подгот А.З. Манфред, А.Е. Рогинская, Е.В. Рубин. М., 1965.
3 Калитина И.Н. О празднествах Великой Французской революции // От старого порядка к Революции: к 200-летию Великой Французской революции. Л., 1988. С. 165
4 Тьерсо Ж. Празднества и песни Французской революции. Пг., 1917. С. 23.
5 Робеспьер М. Избр. произв. В 3 т. Т. 3. / подгот А. З. Манфред, А.Е. Рогинская, Е.В. Рубин. М., 1965. С. 177
6 Калитина И.Н. О празднествах Великой Французской революции // От старого порядка к Революции: к 200-летию Великой Французской революции. Л., 1988. С. 166
7Праздники
и культы Французской революции -. http://
rev-holidays.narod.ru/Dates.
8 Робеспьер М. Избр. произв. В 3 т. Т. 3. / подгот А. З. Манфред, А. Е. Рогинская, Е. В. Рубин. М., 1965. С. 175
9 Там же. С. 176
10 Там же. С. 174
11 Робеспьер М. Избр. произв. В 3 т. Т. 3. / подгот А.З. Манфред, А.Е. Рогинская, Е. В. Рубин. М., 1965. С. 181
12 Калитина И.Н. О празднествах Великой Французской революции // От старого порядка к Революции: к 200-летию Великой Французской революции. Л., 1988. С. 170
13 Там же. С.171
14 Калитина И.Н. О празднествах Великой Французской революции // От старого порядка к Революции: к 200-летию Великой Французской революции. Л., 1988. С. 172
15 Там же. С.174
16
Праздники и культы Французской революции.
- http:// rev-holidays.narod.ru/Dates.
17 Тьерсо Ж. Празднества и песни Французской революции. Пг., 1917. С. 136
18 Калитина И.Н. О празднествах Великой Французской революции // От старого порядка к Революции: к 200-летию Великой Французской революции. Л., 1988. С. 177
19 Тьерсо Ж. Указ.соч. С 16
20 Лимонов Ю.А. Празднества Великой Французской революции в 1789-1799гг. И массовые праздники Советской России в 1917-1920гг. // Великая Французская революция и Россия. М.,1989. С.397
21
Праздники и культы Французской революции
- http://revholidays.narod.ru/
22 Декрет 4 фримера 2 года республики (24 ноября 1794) - http://viveliberta.narod.ru/
23 Доклад депутата
Фабра д’Эглантина от имени комиссии,
которой было поручено составление календаря.
Заседание Конвента в октябре 1793 г. (3 числа
2-го месяца 2-го года Французской республики)
- http://vive-liberta.narod.ru/
24 Доклад депутата
Фабра д’Эглантина от имени комиссии,
которой было поручено составление календаря.
Заседание Конвента в октябре 1793 г. (3 числа
2-го месяца 2-го года Французской республики)
- http://vive-liberta.narod.ru/
25
Isambert G. la vie â Paris pendant une annêe de la rêvolution (1791-1792).
P., s. d. P. 72. Цит. по Праздники и культы
Французской революции http://revholidays.narod.ru/
26 Mishelet J. Histoire
de la rêvolution francaise. 1. P., 1868. P. 42. Цит. по Праздники
и культы Французской революции http://revholidays.narod.ru/
27 Домнич М. Великая Французская буржуазная революции и католическая церковь. М., 1960 С.132
28 Попов М. С. Французская революция и религия. Пг., 1919. С. 303
29 Попов М. С. Французская революция и религия. Пг., 1919. С. 305
30 Домнич М. Я. Великая Французская буржуазная революция и католическая церковь. М., 1960. С. 156
31
Les fêtes de la rêvolution. Clermont-Ferrand. 1977. P.3. Цит. По
Праздники и культы Французской революции
http://revholidays.narod.ru/
Информация о работе Праздненства во временая Великой Французской революции