Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:12, контрольная работа
Цель работы: Изучение особенностей такого праздника как Рождество.
Задачи работы:
• Рассмотреть все праздники Рождественского цикла;
• Изучить традиционные Рождественские игры;
• Выделить обычаи и обряды Рождественского периода;
• Рассмотреть традиционную Рождественскую трапезу.
Объект: Русские народные праздники Рождественского периода.
Предмет: Рождество – обряды, обычаи и традиции.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Праздники Рождественского цикла…………………………………………...5
1.1. Святки…………………………………………………………………………5
1.2. Рождество Христово…………………………………………………………6
1.3. Новый год……………………………………………………………………..9
1.4. Крещение…………………………………………………………………….11
ВЫВОД К ГЛАВЕ 1……………………………………………………………..12
2. Особенности празднования Рождества……………………………………...13
2.1. Традиционные игры………………………………………………………...13
2.2. Обычаи и обряды……………………………………………………………15
2.3. Трапеза……………………………………………………………………….17
ВЫВОД К ГЛАВЕ 2……………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
1. Праздники Рождественского цикла…………………………………………...5 |
1.1. Святки……………………………………………………………… |
1.2. Рождество Христово……………………………… |
1.3. Новый год……………………………………………………… |
1.4. Крещение………………………………………………………… |
ВЫВОД К ГЛАВЕ 1……………………………………………………………..12 |
2. Особенности празднования Рождества……………………………………...13 |
2.1. Традиционные игры………………………………… |
2.2. Обычаи и обряды……………………………………… |
2.3. Трапеза…………………………………………………………… |
ВЫВОД К ГЛАВЕ 2……………………………………………………………..18 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...21 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Тема, которая будет раскрыта в данной работе, рассматривает особенности праздников Рождественского цикла, их особенности, поверия и обряды, а также она позволяет увидеть какими путями они пришли на Русь и почему привились и укоренились в русском народе. Это очень важно, т.к. во всех традициях и обрядах заложены различные функции: информационная, воспитательная, развивающая. Посредством обычаев и обрядов, наши предки вовлекали в культурную жизнь детей и молодежь, прививали им уважение к старшим, любовь к природе, способствовали их духовному развитию. Обряды и былины таят в себе неизъяснимое очарование, доступное сердцу каждого, в ком жива любовь к Отечеству, а верования наших предков показывают богатство великой русской души.
Степень изученности темы: В наше время далеко не все изучено о культуре проведения народных праздников. Обряды, обычаи, поверья, традиции Рождества в народе уже давно забылись и почти не соблюдаются. Существует небольшое количество авторов, посвятивших свои труды данной теме. Среди них хотелось бы выделить А.А.Коринфского, Ю.А.Колесникову, Л.И.Виноградову, М.Маркову. Данные авторы в своих работах собрали народные приметы, обряды и традиции проведения Рождественских праздников, историю их появления. В некоторых трудах («Поверия и традиции» М.Маркова) сведения о приметах переданы «из первых уст», от жителей деревень, в которых традиции празднования Рождества почитаются по сей день.
Цель работы: Изучение особенностей такого праздника как Рождество.
Задачи работы:
Объект: Русские народные праздники Рождественского периода.
Предмет: Рождество – обряды, обычаи и традиции.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, двух кратких выводов, заключения и списка использованной литературы.
1. Праздники Рождественского цикла
1.1. Святки
Один из особо почитаемых на Руси праздников – Зимние Святки. Он относится к праздникам Рождественского цикла. Вот как описывает святочную стихию известный бытописатель, этнограф А.А.Коринфский: «Шумят веселые Святки, от самого дня Рождества Христова до праздника Крещения Господня играми да плясками, да песнями на светлорусском просторе привольном потешаются, вещими гаданиями честному люду православному тайные веления судеб открывают. Гудят пиры-беседушки затейные, зеленым вином поливаются, плещут пивом, брагою, медами ставлеными. Что ни день на Святках, то свои поверья, что ни час – новый сказ, корнями живучими приросший к сердцу народному. Гуляет, «святошничает» любящая «веселие» матушка–Русь; положено дедами, прадедами, заповедано гулять – веселиться широкой русской душе по всему святочному обычаю. И словно воскресает на эти дни, сбрасывает с тысячелетних плеч саван векового забвения старина стародавняя…» 1
На Русь
праздник Рождества пришел вместе с христианством
в Х веке и слился здесь с зимним древнеславянским
праздником — святками, или колядой. Накануне
этого дня наши предки с помощью трения
добывали огонь и поджигали большую дубовую
колоду или пень, предварительно облив
их маслом, чтобы лучше горели. Если колода
горела долго и ярко, можно было ожидать
теплого и продолжительного лета, если
горело плохо — добра не жди. По поверьям
славян, в ночь рождения нового солнца
сходили на землю духи предков, которые
звались «святыми», или «святками».
По народному календарю. Славянские святки были многодневным
праздником. Начинались они с конца декабря
и продолжались всю первую неделю января.
Позже святками, святыми днями, стали называть
12 дней торжества от Рождества Христова
до Крещения. Первая неделя называлась
святками, а вторая — страшные вечера.
Начинались святки с наведения чистоты.
Люди убирались дома, мылись сами, выбрасывали
или сжигали старые вещи, огнем и дымом
отгоняя злых духов, окропляли водой скот.
Во время святок запрещалось ссориться,
сквернословить, упоминать о смерти, совершать
предосудительные поступки. Все обязаны
были делать друг другу только приятное.
Затем
люди собирались на сходки — общинные
собрания, на которых обсуждались важные
хозяйственные вопросы, намечался порядок
работ. Заканчивались сходки пиршествами
с преобладанием мясных блюд. Часть пищи
отдавалась богам, духам или душам умерших
предков, чтобы таким образом привлечь
их на свою сторону. Также для них варили
кутью.
Одновременно устраивались игрища, колядования,
хождение ряженых, гадания, святочные
торжища — торги, базары.
Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями.
1.2. Рождество Христово
Рождество - это довольно старый праздник, который распространён по всему миру. Это очень широкомасштабный праздник для христиан, для верующих в Бога людей, так как полное название этого праздника - Рождество Христово. Впервые Рождество Христово было введено в 377 году по приказу императора Аркадия. По его задумке, этот праздник должен был войти в обычай римской церкви. Вскоре после указа, праздник распространился даже до самых отдалённых краев Востока. Славяне стали отмечать Рождество Христово одновременно с принятием христианства, в 10 веке.
Общеизвестно, что история праздника Рождества Христова основана на Священном писании, которое и рассказывает о рождении Иисуса Христа. Суть самого празднования заключается в воспоминаниях о дне рождения Иисуса, все проводимые обряды стремятся в точности воспроизвести события того светлого дня. До Рождества все православные соблюдают пост, с 28 ноября по 7 января, который нужен для того, чтобы люди, в ожидании великого события, очистились душой и телом. 6 января, в Сочельник, не принято употреблять пищу до появления на небе первой звезды. Это своеобразная дань Вифлеемской звезде, возвестившей людям о рождении Иисуса Христа.
Праздник Рождества Христова утвердился после того, как его соединили с праздником Богоявления 6 января в один рождественский цикл. (Между 25 декабря и 6 января проходило 12 дней. Число 12 у многих древних народов считалось священным). В таком виде 12-дневных Святок Рождество Христово вместе с Крещением перешло к русским славянам после принятия ими в 988 году христианства и заменило празднование дня рождения бога Солнца.
«Канун Рождества Христова должен застать люд православный уже вполне готовым к восприятию благочестивой вести о рождении Спаса – Христа, несущего на темную землю светлое благоволение».2 Великому празднику предшествовала подготовка: по всем домам шла суетливая, но радостная в предвкушении такого праздника, уборка. Двери мыли, медные ручки дверей начищали мятой бузиной, а потом обматывали тряпочками, чтобы, когда их снимут в Сочельник, они празднично засияли. Выносили на снег паласы и дорожки, обметали и чистили их веничком. Особенно тщательно, до блеска, начищали ризы на образах и ставили праздничные — белые с голубым — рождественские лампадки. На окна вешали свежие, словно чистый морозный снег, накрахмаленные шторы, спадающие пышными складками. На изразцовых печах сияли начищенные отдушники. Полы натирали мастикой с медовым воском, застилали их чистыми рогожками (если дом, попроще), а в домах побогаче в гостиной стелили "рождественский" ковер — на белом поле голубые цветы. Белили потолок и стены. Потом устанавливали елку, которую украшали как только можно наряднее: ворохами цепей из разноцветной, золотой и серебряной бумаги, Вяземскими пряничками, яблоками, бусинками из леденцов, золочеными орехами, хлопушками с сюрпризами внутри, опутывали елку золотой паутиной, вставляли свечи в цветные защипочки.
В деревнях сообразно своим представлениям о рождении младенца Иисуса после вечерней молитвы хозяин дома прикреплял свечу к хлебу и шел во двор. Со двора он приносил ворох соломы или сена и застилал избу. Крестьяне заранее готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном: для такого праздника не годилась печальная одежда. Как правило, в этот день принято было собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества.
Сочельник было принято ознаменовывать добрыми делами: помогать страждущим и убогим, раздавать милостыню. В этот вечер, как было сказано ранее, все ожидали появления на востоке первой звезды. Согласно преданию, перед Рождеством Христовым на востоке от Вифлеема появилась необыкновенная звезда, которая возвещала о рождении Спасителя. Когда в Навечерие Рождества на небе появлялась первая звезда, можно было приступать к традиционной трапезе. Перед ее началом у образов в избе зажигалась лампада, у икон ставились зажженные свечи, домочадцы во главе с хозяином дома читали молитвы.
«Ужин в рождественский Сочельник всегда был обильным и разнообразным, отчего называли его щедрым вечером или богатою кутьею. Обязательным блюдом была кутья: она готовилась из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с медом, а чаще с сытою, т.е. медом с растертым маком. Другим обязательным блюдом был взвар – компот из сухих яблок, груш, слив, вишен, изюма и др.».3 Стол в Сочельник символизировал рождение Иисуса Христа, поэтому он устилался сеном или соломой, что делало его похожим на те ясли, в которые был положен новорожденный Спаситель.
Вся неделя
была праздничной. Детям обязательно дарили
подарки.
В первый день Рождества Христова крестьяне
должны были обязательно отстоять литургию,
потом разговеться и только после этого
начинали праздновать. Во всех семьях,
независимо от социального и культурного
положения, детям в эти дни обязательно
рассказывали о Деве Марии, о явлении к
ней архангела Гавриила, о том, как родился
младенец Спаситель, о поклонении волхвов,
о тех дарах, что они принесли, о значении
этих даров. Дети с малого возраста впитывали
в себя обычаи, традиции. Духовность, заложенная
в православии, органично и легко проникала
в их души.
1.3. Новый год
В народной традиции к праздникам Рождественского цикла примыкает и празднование Нового Года, дата которого приходится на середину святочного периода (31. XII). Отмечая наступление Нового года ночью 31 декабря, многие из нас даже и не задумываются, что этот замечательный праздник несколько раз переносили. А ведь в языческие времена наступление Нового года символически связывали с весенним равноденствием и провожали старый год 22 марта. С 998 г. год начинался 1 марта, а связано это было с введением нового летоисчисления (в связи с Крещением Руси) и принятием Юлианского календаря. Со временем Новый год стали встречать 1 сентября. Идея заключалась в том, что к сентябрю урожай был собран, а значит, можно подводить итоги прошедшего года. Новый Год в России «официально» начали встречать 1 января с 1700 года по Указу Петра Великого, в котором было также разъяснено, каким образом должна происходить встреча Нового Года: «В знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по деревцу или ветве на вороты или над храминою своею поставить»4. Время исчислялось тогда по юлианскому календарю. В канун Нового, 1700 года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Гулянья продолжались всю ночь.
После всенощной свечи на елке зажигали для детей, но ненадолго. Детские праздники устраивались уже на второй и третий день. "Костюмы" на детских праздниках раздавались детям хозяевами дома. Для мужчин в первые дни Нового Года были обязательны "визиты" (снизу вверх по родственной и социальной лестнице). "Визит" длился не более 10-15 минут и включал поздравление со стороны гостя и угощение (часто и подарок) со стороны хозяев.
Вечер 31 декабря назывался Щедрым, поскольку праздничный стол был чрезвычайно обилен. Нередко семьи голодали по несколько дней до Нового года и экономили припасы, чтобы в Щедрый вечер на столе было побольше еды. Для народа в этом был скрыт особый смысл – изобилие пищи символизировало надежду на то, что наступающий год будет более благополучным. Считалось, что чем богаче новогодний стол, тем богаче будет семейство в грядущем году.
Новогоднюю ночь было принято встречать в новой одежде и обуви – в народе верили, что это принесет обновки и в наступившем году. С приходом 1 января следовало надеть самое лучшее платье и украсить себя самоцветами, а затем еще несколько раз в течение дня переодеться в красивые наряды. Традиционно перед Новым годом нужно было отдать все долги, простить друг другу все обиды, помириться с теми, с кем поссорился, и попросить прощения. А еще следовало перемыть в доме все окна, зеркала, вымести мусор через распахнутую настежь дверь и обязательно выбросить всю разбитую посуду. Все это делали для того, чтобы в наступившем году ничто не омрачало счастья в «чистом» доме и не отводило от него благополучие.
1.4. Крещение
Завершался святочный период Крещенским Сочельником. «День Крещенья Господня (Богоявление) Святки кончает, над праздничными гулянками крест ставит, до широкой разгульной Масленицы с многошумным весельем прощается»5. Народное восприятие христианского праздника Крещения или Богоявления – широкое и многослойное. В этот день принято было держать строгий пост, не принимая никакой пищи вплоть до вечерни. В Крещенский сочельник, как и на Рождество, за стол садились после появления первой звезды. Трапеза, совершаемая в этот вечер, «была намного скромнее, нежели перед Рождеством. Ее называли Голодною кутьей или Голодным святым вечером».
На вечерне в этот день в храме совершают освящение воды. Освященную воду несли домой и считали ее целебной от всяких болезней, ею окропляли жилые помещения, людей, хлева домашних животных, все хозяйственные службы и постройки, погреба, ульи и т.д.
Накануне Крещения ставили освященным мелом на всех дверях, оконных рамах и на стенах всех строений знаки креста, чтобы оградить свое жилье от посещения бесовского. «Ходит - гуляет в этот вечер нечистая сила, всяким оборотнем прикидывается, в избу попасть норовит на пагубу святошничающему народу православному. И одна защита против нее - святой крест».6 Считалось, что после такого «закрещивания» никакая нечистая сила в дом проникнуть не сможет.