Праздники, игры и обычаи Рождества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:12, контрольная работа

Описание

Цель работы: Изучение особенностей такого праздника как Рождество.
Задачи работы:
• Рассмотреть все праздники Рождественского цикла;
• Изучить традиционные Рождественские игры;
• Выделить обычаи и обряды Рождественского периода;
• Рассмотреть традиционную Рождественскую трапезу.
Объект: Русские народные праздники Рождественского периода.
Предмет: Рождество – обряды, обычаи и традиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Праздники Рождественского цикла…………………………………………...5
1.1. Святки…………………………………………………………………………5
1.2. Рождество Христово…………………………………………………………6
1.3. Новый год……………………………………………………………………..9
1.4. Крещение…………………………………………………………………….11
ВЫВОД К ГЛАВЕ 1……………………………………………………………..12
2. Особенности празднования Рождества……………………………………...13
2.1. Традиционные игры………………………………………………………...13
2.2. Обычаи и обряды……………………………………………………………15
2.3. Трапеза……………………………………………………………………….17
ВЫВОД К ГЛАВЕ 2……………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...21

Работа состоит из  1 файл

К.р. по НХК 2 курс.docx

— 48.09 Кб (Скачать документ)

        Большой комплекс крещенских обычаев был связан с обрядом церковного освящения воды в водоемах». Для этого во льду реки или озера пробивалась широкая прорубь, ее называли Иорданью – в честь знаменитой реки, где совершалось крещение Христа. Священники вместе с жителями деревни или города совершали вокруг торжественный крестный ход, затем служился молебен и происходило освящение воды. После освящения воду зачерпывали ведрами, кувшинами, несли в дома, хранили ее целый год, как и святую воду из храма. В проруби купались также те, кто во время Святок ходили ряжеными. Тем самым они хотели смыть с себя бесовскую личину, стремились снять с себя грех общения с силами нечистыми. В Восточной Сибири этот обычай назывался «купание «чертей» в Иордани. Можно оценить, сколь смелым было купание в проруби в зимнюю стужу, особенно если учесть, что в этот день наступали, как правило, «крещенские морозы», а они слывут самыми жестокими.

        Праздником Крещения завершался зимний цикл Великих годовых праздников. А дальше ждали Масленицу.

ВЫВОД К ГЛАВЕ 1

        Без праздников жизнь скучна и однообразна. Праздники созданы для того, чтобы мы могли ощутить полноту жизни, повеселиться и отвлечься от рутинных забот. Особенно тоскливой без праздников была бы зима – из-за мороза и темноты вечерами сильно не разгуляешься, а телевизор уже опостылел! Поэтому зимой так много веселых праздников: и Новый год и Рождество Христово и Крещение Господне.

        Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом в мир Иисуса Христа.

 

 

2. Особенности  празднования Рождества

2.1. Традиционные  игры

        В преддверии Рождества уже проявлялась зрелищно-игровая традиция народного праздника, идущая из глубины языческих времен: начинали исполнять обряды гаданий, ряжения, колядования.

        Христославление было в начале ХХ века универсальной традиционной формой общения – это был ритуальный обход дворов, укрепляющий связи внутри общины, а также это была особая форма почитания младшими старших. Во время совершения этого обряда, через игру осуществлялось этическое воспитание детей и молодежи. В ряде рассказов упоминается обычай посещения в первую очередь тех членов общины, которые, согласно церковному обряду крещения, были покровителями славельщика в миру. «В первую очередь идешь ко крестному или ко крестне. Это первый дом, первый гость. А потом идешь по всей деревне».7

        Обряд христославения требовал обязательного одаривания славельщиков. К приходу славельщиков в каждом доме заранее готовились. Обряд христославления подчинялся законам деревенского праздника – превращался в увлекательную игру для детей. В рассказах он предстает перед слушателем как своего рода вид соревнования: каждая группа старалась посетить как можно больше домов. Обряду сопутствовали азарт и веселье.

        Кроме христославления, в рассказах  описывается обряд ритуального посевания,  или посыпания. Совершался он   как при встрече Рождества Христова, так и на Новый Год. Повествования об этом обряде почти полностью идентичны описанию обряда христославления, различие наблюдается лишь в словесной части обряда (при христославлении дети поют «Рождество Христово», а при посевании произносят благопожелательные формулы колядовщиков). Обряды хритсославления и посевания, как показывают рассказы, были одним из способов включения детей в жизнь общины в игровой форме.

        Если хритстославление и посевание были уникальными формами участия детей в жизни сельского коллектива, то колядование,  совершаемое под Новый Год (в Васильев вечер) и в последующие святые вечера до Крещения, было формой активного вовлечения в жизнь общины молодежи. Колядующие ходили по домам в вечернее время и ночью специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им соответствующие благопожелания в форме колядных песен и приговоров. Согласно традиции, колядовщики наделялись неограниченной свободой, они вольны были всё в селе «ставить с ног на голову», или «курулесить», «пакостить», как говорили в Забайкалье. А затем, в Крещение, их подвергали испытанию, называемому «купание чертей в Иордани».

        Молодежь сходилась на вечерки, или посиделки. Обычными развлечениями были так называемые круговые песни с плясками. На святочных вечерках парни «женихались». Подбирались пары. 
Почти целый месяц девушки шили наряды, парни готовили маскарадные костюмы и выбирали «жировую» избу для посиделок. Чаще всего за 2 или за 3 рубля какая-нибудь одинокая солдатка или полунищая старуха уступала молодежи свою избу. Каждого входящего гостя девушки величали песнями. Гости должны были платить за песни; собранные деньги оставались в пользу бедной хозяйки. На этом празднике женихи высматривали себе невест, а невесты — женихов.

        Кроме  танцев любимым развлечением на посиделках были так называемые игрища, на которых давались представления народных комедий. 
Устраивались, например, игры в кобылы. Собравшись в какую-нибудь избу на беседу, парни ставили девок попарно и, приказав им изображать кобыл, пели хором: «Кони мои, кони, кони вороные». Затем один из ребят, изображающий хозяина табуна, кричал: «Кобылы, славные кобылы! Покупай, ребята!» Покупатель приходил, выбирал одну девку, осматривал ее, как осматривают на ярмарке лошадь, и говорил, что он хотел бы ее купить. Дальше шла торговля, полная непристойных жестов и неприличных песен. Купленная «кобыла» целовалась с покупателем и садилась с ним. Но существовала целая группа других игр — кощунственных. Например, игра в покойника. Ребята уговаривали самого простоватого парня или мужика быть покойником. Наряжали его во все белое и клали на скамейку или в гроб, крепко привязав веревками, чтобы не упал. «Покойника» вносили в избу на посиделки четыре человека. Гроб с «покойником»  ставили посреди избы, и начиналось кощунственное отпевание, состоящее из самой отборной брани, которая прерывалась только всхлипыванием плакальщицы. По окончании отпевания девок заставляли прощаться с «покойником» и насильно целовать его открытый рот. Многие из девушек плакали, а наиболее молоденькие, бывало, даже заболевали после этой игры. Кончалась игра тем, что часть парней уносила «покойника» хоронить, а другая часть оставалась в избе и устраивала поминки: мужчина, наряженный девкой, раздавал девицам из своей корзины куски мерзлого конского помета.

        С посиделок молодежь расходилась далеко за полночь. Но шалости продолжались и на улицах. Взрослое население в эти святочные вечера тоже не любило сидеть дома и предавалось свойственным его возрасту развлечениям. Люди ходили в гости, делали взаимные угощения и, отчасти, увлекались азартными играми. При игре на деньги азарт доходил до того, что некоторые игроки не только проигрывали большие деньги (10 рублен и более), но оставляли своим счастливым соперникам одежду, возвращаясь домой почти нагишом, в одной рубашке.

2.2. Обычаи и  обряды

        Святки, Рождество и Крещение считались наиболее благоприятным временем для ворожбы. Чаще всего ворожили в ночь перед Рождеством, на Новый Год и на Крещение, как правило, в полночь. Каждое  гадание требовало своего места: в избе (гадание с курицей или петухом), в подполье или бане (со свечой), в бане (просовывали руку в окошко), во дворе (кидали сапог, валенок или варежку), на развилке дорог (слушали звон) и др. Особо интересны гадания, вызывающие видения  во сне. Множество гаданий знают и современные сельские жители. «Как гадали, ворожили? Да всяко бывало. К примеру, берут в полночь поленницу дров. Принесешь домой и считаешь. Если пара, то есть четное число полен, то замуж скоро выйдешь, а если пары нет, то не выйдешь».8

         Иногда в канун Рождества пекли отдельный каравай хлеба, взвешивали его, клали на ночь к образам. Утром снова хлеб взвешивали и замечали: если вес прибавится, то наступающий год будет урожайный (в таком случае каравай съедала семья), если, наоборот, вес убавится, то год будет неурожайный (тогда каравай отдавали скотине, чтобы она меньше голодала во время бескормицы).

        Существует  очень много рождественских примет. Если на Рождество снег — к урожайному году; день теплый — хлеб будет темный, густой. Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным. На Рождество метель — пчелы хорошо роиться будут. Какова погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля). На Рождество, считалось, нехорошо, если первой войдет в хату женщина (из чужих) — весь год будут хворать бабы в той хате. Большой удачей на весь год считалось, если в рождественскую ночь овца принесет ягненка. Овцы вообще почитались в христианстве в память о рождении младенца Иисуса, который появился на свет в пещере пастухов и был положен в овечьи ясли.

        Накануне Рождества проделывали много магических действий. 
Перед Рождеством все деревья в садах обвязывали соломенным «перевяслом», чтобы они хорошо родили. Считалось за грех ткать и от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц.  Со «святого вечера» до 14 января хозяйки не выметают сор из избы, чтобы потом весь мусор, собранный в кучу, сжечь во дворе. Существует обычай выходить в рождественскую полночь в поле и смотреть в небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.  
В рождественский сочельник во многих домах зажигают очаги, камины, а в огонь кладут деревянную колоду, предварительно обмазанную медом и посыпанную хлебными зернами. Огонь в очаге стараются поддерживать все Святки вплоть до старого Нового года.

2.3. Трапеза

        Когда-то на Руси непременным рождественским угощением был поросенок, начиненный кашей, или кабанья голова с хреном. В каждом доме выпекали горы пирогов и всевозможных пирожков — для многочисленных гостей и для тех, кто придет колядовать. Пили очень много. К концу дня обычно все мужики за 25 лет еле ноги волочили, многие женщины тоже.

        Традиционных блюд было множество: несколько смен мясных и рыбных кушаний, разнообразные каши, кисели, компоты, взвары, пиво, пироги со всевозможными начинками, сдоба, сласти, фрукты. В центре стола обязательно ставилось огромное блюдо с поросенком, зажаренным на вертеле до хрустящей корочки. И это тоже было не просто прихотью – свинья, одно из самых плодовитых домашних животных, отождествлялась с достатком в доме. Свинины запасали столько, чтобы ее хватило на всю семью вплоть до Великого поста. Примечательно, что на новогоднем столе никогда не появлялись яства из домашней птицы, пернатой дичи и зайчатины – бытовало поверье, что тогда счастье из дома улетит, как птица, или ускачет, как заяц.

        Еще одним традиционным блюдом на новогоднем столе являлась сладкая каша–кутья. Это кушанье считалось ритуальным – оно освобождало душу от грехов, чтобы грядущий год человек начинал «с чистого листа». Кутью варили непременно из цельных зерен, чаще всего пшеницы, но иногда смешивали несколько злаков. В качестве угощения для гостей и соседей на Руси из теста выпекали фигурки домашних животных: коров, быков, коз, коней. Детишек же баловали сладкими булочками, орехами, конфетами и фруктами.

ВЫВОД К ГЛАВЕ 2

        Праздник Рождества был одним из самых любимых, он давал людям чувство радостного ощущения обновления вместе с рождением Божьего сына. В празднике этом сочеталось, высокое торжество события с простыми человеческими радостями — забавами, сытной едой. Все традиции, обычаи и обряды имели не только развлекательную функцию, они воспитывали духовные качества детей и молодежи, создавали прочную связь между природой и человеком. В Рождество у каждого человека была возможность «начать с чистого листа», т.к. люди искренне верили в начало нового года, т.е. нового этапа жизни. В Рождественские дни люди придавали огромное значение буквально всему. Праздник встречали чистыми и духовно и физически. Для этого соблюдался строгий пост, проводилась тщательная уборка помещения. Все это воспитывало в людях дисциплину. Дома украшались, устанавливалась елка, которую так же украшали гирляндами, цепочками, фонариками. Все это развивало эстетические качества человека.

        Тем самым,  традиция проведения и подготовки  к празднованию Рождества имеет  множество функций: от воспитательной  до эстетической.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Едва ли можно назвать другие столь веселые празднества, как дни Рождества и святок, так шумно и весело отмечавшиеся на Руси. Рождественская елка, детские праздники с долгожданными подарками, гаданья молодых девушек, превратившиеся в веселую забаву. Нужно особенно отметить, что, пожалуй, не было на Руси другого такого праздника, который сопровождался бы таким изобилием обычаев, примет. Особенно много обрядов и примет у крестьян. И это понятно, они ближе к природе, более зависимы от нее. Примет этих такое множество, что привести их все нет никакой возможности.

        Период Рождественских праздников можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. К тому же, Святки являлись одним из принятых в традиции периодов «гощения» девушек у родственников или подруг, живущих в более крупных деревнях или селах, где вероятность найти брачного партнера была значительно реальней,  к тому же это способствовало сплочению и укреплению отношений с родственниками и друзьями, живущими далеко.

        Основным смыслом праздников Рождественского периода, по народным представлениям, являлось рождение нового года, в рамках которого формировались также судьбы природы, социума и каждого конкретного человека на следующий годовой цикл. Причем именно в Святки эти судьбы можно было предугадать с помощью примет, гаданий, оценки правильности или неправильности проведения обрядности, установленной традицией. В случае неудовлетворительного прогноза считалось возможным изменить, поправить судьбу, например, во время приготовления "васильевой каши". Т.е. человек изначально был настроен на позитив, вступая в новый год.

        Таким образом, в данной работе была достигнута намеченная цель посредством определенных во введении задач. Были рассмотрены все праздники рождественского цикла, изучены традиционные Рождественские игры, выявлены различные функции Рождественских праздников, раскрыты истинные цели традиций, обрядов и обычаев Рождественского периода, доказана необходимость их соблюдения, рассмотрена традиционная Рождественская трапеза.

        Обряды и былины Рождественского периода таят в себе неизъяснимое очарование, доступное сердцу каждого, в ком жива любовь к Родине, к природе, ко всему живому, а верования наших предков показывают богатство великой русской души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Праздники, игры и обычаи Рождества