Проблема формирования самосознания молодежи в современных российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в социально- психологическом осмыслении особенностей формирования самосознания молодежи в современных российских условиях, а также влияния праздника на формирование самосознания молодежи.
Соответственно этой цели сформулированы задачи исследования:
1.провести социально-психологический анализ работ посвященных самосознанию молодежи
2.описать особенности самосознания молодежи
3.описать влияние праздника на формирование самосознание молодежи
4. выработать рекомендации по оптимизации молодежной политики в образовательной сфере для полноценного прохождения процесса социализации студентами.

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)
 

Введение. 

     Особую  актуальность проблема формирования молодежи приобрела в современных условиях, в частности, в России. Успешность осуществляемых в стране экономических  реформ требует решения целого комплекса  проблем, при этом ключевой из них  является проблема формирования личности молодого человека, его самосознания.

     Ухудшение социального положения молодежи в целом обостряет черты ее социально-психологического портрета.

     Процесс формирования молодежи осуществляется весьма разнопланово, как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга воздействующих факторов (праздников, семейного общения искусства, средств массовой информации и др.).

    Праздник играет определенную роль в процессе социализации личности, осознании ею своего места и отношения к социальным группам. Своим эмоциональным климатом, зрелищностью, необычайностью, часто весельем и изобилием, возможностью воспользоваться благами, недоступными в повседневной жизни, подарками, развлечениями и отступлениями от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западает им в память, особенно самого первого в жизни студента « Праздник посвящение Первокурсника».

Роль  ритуальных праздников проявляется в формировании явления студенчества в сознании молодежи.

Совокупность  означенных выше проблем обусловила актуальность  исследования.

 Степень разработанности проблемы: Обращение к молодежной проблематике, её социализации не является новым явлением в науке. В отечественной науке в 1960–1970-е годы появляются работы обобщающего характера, раскрывающие сущность молодежи, ее роль в социальной структуре общества, разрабатываются основные понятия и определяется методология изучения молодежной проблематики. Значительный вклад в этом направлении внесли работы В.Н. Боряза, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского. В проведенных эмпирических социологических исследованиях выделились темы трудовой и профессиональной ориентации, идеалов молодежи, образования и досуга, политического воспитания, общественной активности.

     В рамках социальной концепции молодежи в 1980-е годы активно начинается теоретическое  осмысление молодежи не только как  объекта воспитания, но и как субъекта деятельности. В этом ключе разрабатывали молодежную проблематику П.И. Бабочкин, И.М. Ильинский, В.Ф. Левичева, В.А. Луков, В.П. Мошняга, С.И. Плаксий, А.И. Шендрик. В проведенных исследованиях анализировалась социальная субъектность молодежи (молодежь как субъект деятельности). Постперестроечные исследования конца 1990-е годов внесли новые аспекты в молодежную проблематику социально-философских и социологических исследований.

     Современные исследователи, как отечественные, так и зарубежные, испытывают постоянный интерес к феномену молодежи. Во многом это связано с увеличением роли молодежи в становлении современного информационного общества,

     Способность молодежи к быстрой адаптации, восприятию нового, дает основания выдвигать  новые требования к пониманию  ее роли в общественном развитии. В связи с происходящими в обществе переменами предметом изучения в научном сообществе становятся проблемы становления молодежи как субъекта социальных преобразований, ее мировоззренческие позиции и социально-политический статус, особенности социализации, молодежной политики в изменяющейся российской и мировой действительности.

     Анализ  литературы позволяет сделать вывод, что проблемы формирования российской молодежи в современном обществе еще не достаточно осмыслен социально- психологическом аспекте. Мало концептуальных работ, рассматривающих взаимообусловленность трансформации социальной и духовной сферы, их влияние на формирование мировоззренческих установок современной молодежи.

         Таким образом, актуальность темы  исследования и недостаточная ее научная разработанность  определяют цель, задачи, новизну и практическую значимость данной работы.

Объектом  данного исследования является молодежь как представитель социальной группы российского общества.

Предмет исследования — влияние первого  в жизни студента праздника на прохождение  социализации и формирование самосознания.

Цель  исследования  состоит в социально- психологическом осмыслении особенностей формирования самосознания молодежи в современных российских условиях, а также влияния праздника на формирование самосознания молодежи.

Соответственно  этой цели сформулированы задачи исследования:

1.провести  социально-психологический анализ  работ посвященных самосознанию  молодежи

2.описать  особенности самосознания молодежи

3.описать  влияние праздника на формирование самосознание молодежи

4. выработать  рекомендации по оптимизации  молодежной политики в образовательной  сфере для полноценного прохождения  процесса социализации студентами.

         Методология исследования базируется  на совокупности теоретических положений и взглядов, в работах современных отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблемам молодежи. В основу методологии исследования были положены основные принципы диалектики (принцип развития, всеобщей взаимосвязи, историзма, единства исторического и логического). Системный метод позволил проанализировать особенности формирования самосознания молодежи. Исторический метод способствовал выявлению связи общесоциальных процессов в современной России и изменений в мировоззрении молодежи. Сравнительный метод дал возможность соотнести значимость проблем, волнующих молодое поколение.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит  в том, что основные выводы и предложения, сформулированные в процессе работы, дают возможность более глубокого осмысления процессов, связанных с формированием самосознания российской молодежи в условиях коренных социальных трансформаций. Результаты исследования могут быть использованы в последующих научных исследованиях проблем формирования самосознания молодежи под влиянием праздника, а также при разработке нормативных правовых актов в области формирования государственной молодежной политики. Материалы работы могут быть использованы на занятиях по социальной философии, политологии, социологии.

     Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методологические  подходы к определению  понятия "молодежь" 

     Молодость  - это период в развитии личности от 23 -33 лет. Возрастные границы периода достаточно условны,  в некоторых периодизациях возраст 21-25 лет определяют как молодость. Границы периодизации подвижны. Они во многом социально обусловлены. Нижняя граница, как правило, устанавливается по биопсихическим параметрам: половому созреванию, физическому росту, становлению устойчивой психики и переходу к внутренним проблемам личности, её самоопределению в мире. Верхняя граница связана с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется тем, что   человек здесь обладает правом свободы выбора и принятия самостоятельных решений.

     Период  молодости характеризуется качественным развитием личности. На этой ступени  развития происходит созревание психических, духовно-нравственных и ценностно-мировоззренческих  структур, осуществляются процессы ролевой социализации, формирование творческого потенциала личности. На этой основе имеют место не только социализация, но и индивидуализация молодого человека, самосознание его как полноценной личности, социального субъекта, самостоятельного в своих решениях и социально ответственного. В период молодости  на этапе наиболее интенсивного социокультурного становления личности решаются две основные группы проблем молодежи. Первая группа связана со становлением индивидуального жизненного стиля, проблемам личностного становления, которые молодые люди ставят и решают сами для себя. Это взросление, саморазвитие, самоопределение в социальном мире. Решение этих проблем зависит, прежде всего, от самой личности, от её активности, способности к её осмыслению, от уровня жизнеспособности.

     Таким образом, происходит внутренняя самореализация в процессе формирования способностей и личностных качеств на основе задатков, формируются жизненные цели, и  создается потенциал внешней  самореализации, выступающей движущей силой достижения социально значимых целей. Вторую группу проблем для молодежи определяет общество. Для эффективной жизнедеятельности и продуктивной самореализации в социальной среде необходимы освоение социальных ролей, достижение определенного социального статуса, формирование гражданских качеств личности.

     Рассматриваемый период выступает как время принятия ответственных решений, который  в последующем определяет всю  дальнейшую жизнь человека: это выбор  профессии, своего места в жизни, выбор смысла жизни.

Для расширения понимания объекта мы анализируем различные исследовательские подходы к понятию молодежи:

·        Молодежь как носитель свойств молодости (психофизиологический аспект), в котором  молодежь рассматривается с точки  зрения возрастной антропологии и «молодость» как этап жизни человека.

·        Молодежь как носитель новых ценностей, образов бытия, общественных идеалов (аксиологический аспект), в котором  молодежь рассматривается как носитель собственной культуры (субкультуры).

·        Молодежь как субъект и объект преемственности поколений и социального бытия (субъектно-объектный аспект). Воспринимать молодое поколение как ресурс развития общества сам по себе без общественного влияния неправильно. Молодежь нужно готовить к общественной деятельности, адекватно отражая ее собственные запросы и запросы всего общества. Зависимость от конкретной социально-исторической обстановки — важнейшая особенность формирования молодежной субъектности.  Анализируя  данное определение молодежи, констатирует, что включение молодежи в общественные отношения сопровождается процессами социализации.

Таким образом, особенностью молодого поколения  будет переходность от объектных (адаптация  мировоззрения) к субъектным (интеграция и практика) стратегиям жизнедеятельности. Признаком такого перехода становится появление социального интереса.

·        Молодежь как актуализированное  в настоящем социальное будущее

(футурологический  аспект). Рассматриваются научные  модели будущего, разработанные  различными учеными, чтобы обрисовать  перспективы развития мировой цивилизации и понять насколько молодое поколение в своей жизнедеятельности готово к воплощению необходимых принципов.

     Делается  вывод о необходимости постановки новых задач в социализации молодежи для сохранения жизни на Земле. Выдвигается тезис о том, что современное общество не уделяет должного внимания вопросам будущего развития общества, консервируя деструктивную потребительскую стратегию, не учитывая возможные потребности будущих поколений. Решение этих проблем зависит от степени адекватности мировоззрения молодежи моделям сложного будущего и от способности общества воспринимать опыт молодежи для обновления собственных стратегий. Выбор направления развития определяется характером коммуникации между молодежью и обществом. Сотворчество в построении модели будущего — необходимый фактор целостности развития.  Формирование модели будущего - непосредственно одна из функций идеологии. Отражение этой модели осуществляется в мире должного, как структурной составляющей мировоззрения.

     Таким образом, в работе объединяется проблематика понятия молодежи, её социализация и формирования ее самосознания.

Далее мы будем рассматривать некоторые  аспекты формирования и развития молодежи и постараемся охарактеризовать специфику процесса развития в условиях современной России.

Прежде  всего, отметим, что молодежь как  объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Под социализацией  принято понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека (понятие многим обязано пониманию Фрейдом решения Эдипова комплекса через идентификацию с родителем того же пола). Социализация охватывает все процессы  приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в учебном заведении,  средства массовой информации и т.д.1 Именно  в процессе социализации происходит формирование личности.

Одним из первых элементы социализации ребенка  выделил основатель психоаналитической теории личности З.Фрейд (1856-1939).  По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” - осуществляющий контроль личности, и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейду процессом “развертывания” врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих личности.

Информация о работе Проблема формирования самосознания молодежи в современных российских условиях