Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа
Цель исследования состоит в социально- психологическом осмыслении особенностей формирования самосознания молодежи в современных российских условиях, а также влияния праздника на формирование самосознания молодежи.
Соответственно этой цели сформулированы задачи исследования:
1.провести социально-психологический анализ работ посвященных самосознанию молодежи
2.описать особенности самосознания молодежи
3.описать влияние праздника на формирование самосознание молодежи
4. выработать рекомендации по оптимизации молодежной политики в образовательной сфере для полноценного прохождения процесса социализации студентами.
Введение.
Особую
актуальность проблема формирования молодежи
приобрела в современных
Ухудшение социального положения молодежи в целом обостряет черты ее социально-психологического портрета.
Процесс формирования молодежи осуществляется весьма разнопланово, как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга воздействующих факторов (праздников, семейного общения искусства, средств массовой информации и др.).
Праздник играет определенную роль в процессе социализации личности, осознании ею своего места и отношения к социальным группам. Своим эмоциональным климатом, зрелищностью, необычайностью, часто весельем и изобилием, возможностью воспользоваться благами, недоступными в повседневной жизни, подарками, развлечениями и отступлениями от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западает им в память, особенно самого первого в жизни студента « Праздник посвящение Первокурсника».
Роль ритуальных праздников проявляется в формировании явления студенчества в сознании молодежи.
Совокупность означенных выше проблем обусловила актуальность исследования.
Степень разработанности проблемы: Обращение к молодежной проблематике, её социализации не является новым явлением в науке. В отечественной науке в 1960–1970-е годы появляются работы обобщающего характера, раскрывающие сущность молодежи, ее роль в социальной структуре общества, разрабатываются основные понятия и определяется методология изучения молодежной проблематики. Значительный вклад в этом направлении внесли работы В.Н. Боряза, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского. В проведенных эмпирических социологических исследованиях выделились темы трудовой и профессиональной ориентации, идеалов молодежи, образования и досуга, политического воспитания, общественной активности.
В рамках социальной концепции молодежи в 1980-е годы активно начинается теоретическое осмысление молодежи не только как объекта воспитания, но и как субъекта деятельности. В этом ключе разрабатывали молодежную проблематику П.И. Бабочкин, И.М. Ильинский, В.Ф. Левичева, В.А. Луков, В.П. Мошняга, С.И. Плаксий, А.И. Шендрик. В проведенных исследованиях анализировалась социальная субъектность молодежи (молодежь как субъект деятельности). Постперестроечные исследования конца 1990-е годов внесли новые аспекты в молодежную проблематику социально-философских и социологических исследований.
Современные исследователи, как отечественные, так и зарубежные, испытывают постоянный интерес к феномену молодежи. Во многом это связано с увеличением роли молодежи в становлении современного информационного общества,
Способность молодежи к быстрой адаптации, восприятию нового, дает основания выдвигать новые требования к пониманию ее роли в общественном развитии. В связи с происходящими в обществе переменами предметом изучения в научном сообществе становятся проблемы становления молодежи как субъекта социальных преобразований, ее мировоззренческие позиции и социально-политический статус, особенности социализации, молодежной политики в изменяющейся российской и мировой действительности.
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что проблемы формирования российской молодежи в современном обществе еще не достаточно осмыслен социально- психологическом аспекте. Мало концептуальных работ, рассматривающих взаимообусловленность трансформации социальной и духовной сферы, их влияние на формирование мировоззренческих установок современной молодежи.
Таким образом, актуальность
Объектом данного исследования является молодежь как представитель социальной группы российского общества.
Предмет исследования — влияние первого в жизни студента праздника на прохождение социализации и формирование самосознания.
Цель исследования состоит в социально- психологическом осмыслении особенностей формирования самосознания молодежи в современных российских условиях, а также влияния праздника на формирование самосознания молодежи.
Соответственно этой цели сформулированы задачи исследования:
1.провести
социально-психологический
2.описать
особенности самосознания
3.описать влияние праздника на формирование самосознание молодежи
4. выработать
рекомендации по оптимизации
молодежной политики в
Методология исследования
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что основные выводы и предложения, сформулированные в процессе работы, дают возможность более глубокого осмысления процессов, связанных с формированием самосознания российской молодежи в условиях коренных социальных трансформаций. Результаты исследования могут быть использованы в последующих научных исследованиях проблем формирования самосознания молодежи под влиянием праздника, а также при разработке нормативных правовых актов в области формирования государственной молодежной политики. Материалы работы могут быть использованы на занятиях по социальной философии, политологии, социологии.
Структура
работы состоит из введения, трех разделов,
заключения и списка использованных источников
и литературы.
Методологические
подходы к определению
понятия "молодежь"
Молодость - это период в развитии личности от 23 -33 лет. Возрастные границы периода достаточно условны, в некоторых периодизациях возраст 21-25 лет определяют как молодость. Границы периодизации подвижны. Они во многом социально обусловлены. Нижняя граница, как правило, устанавливается по биопсихическим параметрам: половому созреванию, физическому росту, становлению устойчивой психики и переходу к внутренним проблемам личности, её самоопределению в мире. Верхняя граница связана с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется тем, что человек здесь обладает правом свободы выбора и принятия самостоятельных решений.
Период
молодости характеризуется
Таким образом, происходит внутренняя самореализация в процессе формирования способностей и личностных качеств на основе задатков, формируются жизненные цели, и создается потенциал внешней самореализации, выступающей движущей силой достижения социально значимых целей. Вторую группу проблем для молодежи определяет общество. Для эффективной жизнедеятельности и продуктивной самореализации в социальной среде необходимы освоение социальных ролей, достижение определенного социального статуса, формирование гражданских качеств личности.
Рассматриваемый период выступает как время принятия ответственных решений, который в последующем определяет всю дальнейшую жизнь человека: это выбор профессии, своего места в жизни, выбор смысла жизни.
Для расширения понимания объекта мы анализируем различные исследовательские подходы к понятию молодежи:
· Молодежь как носитель свойств молодости (психофизиологический аспект), в котором молодежь рассматривается с точки зрения возрастной антропологии и «молодость» как этап жизни человека.
· Молодежь как носитель новых ценностей, образов бытия, общественных идеалов (аксиологический аспект), в котором молодежь рассматривается как носитель собственной культуры (субкультуры).
· Молодежь как субъект и объект преемственности поколений и социального бытия (субъектно-объектный аспект). Воспринимать молодое поколение как ресурс развития общества сам по себе без общественного влияния неправильно. Молодежь нужно готовить к общественной деятельности, адекватно отражая ее собственные запросы и запросы всего общества. Зависимость от конкретной социально-исторической обстановки — важнейшая особенность формирования молодежной субъектности. Анализируя данное определение молодежи, констатирует, что включение молодежи в общественные отношения сопровождается процессами социализации.
Таким образом, особенностью молодого поколения будет переходность от объектных (адаптация мировоззрения) к субъектным (интеграция и практика) стратегиям жизнедеятельности. Признаком такого перехода становится появление социального интереса.
· Молодежь как актуализированное в настоящем социальное будущее
(футурологический
аспект). Рассматриваются научные
модели будущего, разработанные
различными учеными, чтобы
Делается
вывод о необходимости
Таким образом, в работе объединяется проблематика понятия молодежи, её социализация и формирования ее самосознания.
Далее мы будем рассматривать некоторые аспекты формирования и развития молодежи и постараемся охарактеризовать специфику процесса развития в условиях современной России.
Прежде всего, отметим, что молодежь как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Под социализацией принято понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека (понятие многим обязано пониманию Фрейдом решения Эдипова комплекса через идентификацию с родителем того же пола). Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в учебном заведении, средства массовой информации и т.д.1 Именно в процессе социализации происходит формирование личности.
Одним из первых элементы социализации ребенка выделил основатель психоаналитической теории личности З.Фрейд (1856-1939). По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” - осуществляющий контроль личности, и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейду процессом “развертывания” врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих личности.
Информация о работе Проблема формирования самосознания молодежи в современных российских условиях