Проблема формирования самосознания молодежи в современных российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в социально- психологическом осмыслении особенностей формирования самосознания молодежи в современных российских условиях, а также влияния праздника на формирование самосознания молодежи.
Соответственно этой цели сформулированы задачи исследования:
1.провести социально-психологический анализ работ посвященных самосознанию молодежи
2.описать особенности самосознания молодежи
3.описать влияние праздника на формирование самосознание молодежи
4. выработать рекомендации по оптимизации молодежной политики в образовательной сфере для полноценного прохождения процесса социализации студентами.

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

     Многие  психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей.  Если социализация взрослых изменяет внешнее поведение, то социализация детей и подростков формирует ценностные ориентации.

Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя речь идет об активном периоде. Это имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как своих собственных.

На этапе  детства число агентов социализации постоянно растет, существенно меняется программа и содержание их деятельности в сторону усложнения.

     На  юношеском этапе (13-19 лет) - на этом “сложном”, “трудном”, “переходном” периоде своей жизни - подростки и молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности. В этот период могут возникнуть параллельные системы ценностей и взгляды на мир, которые несут разные агенты социализации: родители, техникум, сверстники и т.д.

На стадии молодости, расцвета активности человеческой личности, обретается  социальная, морально-психологическая самостоятельность индивида, его зрелость.

     Главное на данной стадии социализации - приобретение и освоение социальных статусов и социальных ролей, их активная реализация.

Социализация  личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и ценности социальной группы и всего  общества. Однако нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость    и уникальность каждой личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  праздника в процессе социализации молодежи. 

   Праздник  играет определенную роль в  процессе социализации личности, осознании ею своего места  и отношения к социальным группам.  Своим эмоциональным климатом, зрелищностью, необычайностью, часто весельем и изобилием, возможностью воспользоваться благами, недоступными в повседневной жизни, подарками, развлечениями и отступлениями от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западает им в память. Он оказывается, прежде всего, поводом к социальной идентификации, к конструированию групповой идентичности - в дни праздника молодежь часто яснее, чем в других случаях, осознает себя, свое единство с общественной группой.

   Праздник  может служить для вовлеченных  в него людей мощным стимулом  к творчеству, к активному участию  в художественном оформлении, в  придании ему блеска, к созданию  произведений пластических видов  искусства, литературы, музыки, органически связанных с праздником. Именно эта функция праздника, его роль как стимула специфического творчества личности может быть также признана критерием общественной жизненности праздника и его идеи.

     Церемониал, обряд, обычай праздника служат прекрасной школой культурной традиции, к которой молодежь приобщается естественным и достойным образом - через непосредственное участие в праздничных торжествах. Знание праздничного ритуала и обычая является, с одной стороны, условием действительного участия в празднике, а с другой стороны, чертой принадлежности к определенной группе и к ее культуре. Во время праздника в различных формах - зрелищной, вербальной, символической, метафорической или драматической, реалистической - отображается прошлое группы, не только мифическое и историческое, но и современность, нынешняя ситуация.

       Поэтому праздник служит и  для ориентации молодежи во  времени, в котором жила или  живет группа, в том числе и  каждый представитель молодого  поколения, относящий себя к  данной группе.

   Праздник - это период исполнения особых общественных ролей открытым, публичным, коллективным образом. Независимо от того, проявляется ли публично обычная, нормальная общественная структура с ее иерархией или же на время создается иная, даже обратная структура, праздник всегда выступает периодом, когда подобные роли подчеркиваются, выражаются четко, и недвусмысленно. Общественные и культурные роли обнажаются в это время так, как никогда они не обнажаются в обыденной жизни. Поэтому праздник дает возможность увидеть эти роли в действии (по крайней мере, некоторые из них).

   Сказанное  можно подтвердить данными проведенного  социологического исследования.

Среди студентов  нашего техникума было проведено  анкетирование. Целью исследования было:

   Праздник  для личности сочетается также с расширением ее привычных прав, временным отходом от повседневных норм поведения.

Часто праздник сочетается с характерными формами  развлечений, дающих индивиду возможность  разрядки. Так или иначе, целая  гамма событий, каждое из которых  может оказаться для человека источником удовлетворения, привлечь его внимание так же, как неповторимое настроение праздника, его атмосфера, красочность и динамизм, - все это способствует тому, что в этот период личность обретает возможность гораздо более полной жизни, чем в будни.

   Но было  бы ошибкой видеть в празднике  и праздновании некое идеальное  состояние, только лишь счастливый  и радостный фрагмент жизни  человека. В действительности все  обстоит гораздо сложнее: праздничному  периоду сопутствуют типичные  трудности, напряженности, конфликты и состояния разочарованности. Праздник - это время, в которое активизируется коллективная деятельность, выявляются связи и групповые принадлежности, общественные роли и положения. Именно праздник своим настроением и всеобщим ожиданием необычного, особенно болезненно обнажает неудачи, трудность положений, в которых оказывается человек по своей и не по своей вине. Одиночество, ощущение покинутости, отсутствие контактов с другими людьми во время празднования причиняют боль сильнее, чем когда-либо, и могут даже привести к душевному надлому.

Данные исследования подтверждают 

   Казалось  бы, люди должны забывать в  праздничное время о конфликтах, однако порой на деле выходит  иначе: праздник активизирует  человеческие столкновения и драматизирует их. Вот почему так уж повелось исстари: праздник вызывает у людей не только энтузиазм, но и скептицизм. Но поскольку в действительности все выглядит так, как будто ценности доминируют лишь в этой краткой и необычной фазе, создается впечатление, что сама она не столь ценна.

        С исчезновением убеждения в  ценности праздника, как его  идеи, так и самого празднования, с ослаблением связи с празднующей  группой индивид начинает тем  или иным способом избегать  праздник, отходить от него. Когда  ослабевают санкции за такое поведение со стороны общности людей, по крайней мере, некоторые представители этой общности используют предоставленную возможность для духовного или физического (а иногда того и другого вместе) бегства, лишь бы не участвовать в означенный период в коллективной жизни.

   Потребность  в празднике и праздновании - это  не только естественная, но и  культурная потребность, и поэтому  она должна возрождаться в  каждом новом поколении.  
 

Праздник  «Посвящение в студенты». 

     Каждый  год в конце октября наступают дни, когда новички становятся студентами. В течение недели первокурсники разных факультетов участвуют в шутливо-торжественной церемонии «Посвящение в студенты». Этот праздник молодых традиционно проводится в техникумах, институтах.

       Совмещать серьёзное с шуткой и весельем умеют, по- настоящему, только студенты. Оформление, сценарий, тексты, музыка – всё это результат творческой импровизации студентов. Новички обещают любить свой университет, хранить традиции студенческого братства, посещать (как можно чаще) занятия, а прогуливать как можно реже.

     Любой праздник хорош тогда, когда зритель  не просто пассивный созерцатель, а  непосредственный участник его. Это прекрасно демонстрируют своими концертными номерами и шутливыми сценками старшекурсники. Они дают понять новичкам, как сделать свою студенческую жизнь весёлой и содержательной.

     В каждом учебном заведении есть свои традиции проведения праздника. Мы просмотрели  сценарии праздника нескольких техникумов, и увидели много общего. Так, существует  обряд посвящения в студенты. Обряд посвящения в студенты проводится давно и насчитывает не один десяток лет. Каждый первокурсник обязательно попробует “кашу знаний”. Обычай массового обжорства появился еще в царской России. В те времена голодные студенты варили обед в одной кастрюле и ели всей группой из одной тарелки. Отсюда и пошло название “однокашники”. У нас при посвящении студенты технологического отделения приготовили такую кашу. В состав «каши знаний» входило: гречка, много соли, лука, чеснока, дольки лимона. Это было действительно испытание для нас. Во многих учебных заведениях первокурсники проходят маршрут посвящения, полный трудностей и опасностей. Тем самым происходит знакомство с техникумом, со студентами из других групп. Маршруты могут  включать в себя разные остановки: комната страха, комната смеха, клятва студента и исполнение гимна. Каждый техникум, институт закладывает свои традиции, в зависимости от направленности. Так, в МГСУ была заложена новая традиция Института – оставлять послания себе на «волшебных кирпичах», а значит, ни один первокурсник,  не остался незадействованным в обряде посвящения. Каждому представился шанс оставить свой след в истории Университета, написав пожелания себе и Институту. Идея ребятам понравилась, и они с радостью написали огромное количество теплых слов себе, сокурсникам и преподавателям. Как будет приятно выпускнику  вместе с дипломом получить эти памятные кирпичи и вспомнить свой первый курс, свои первые шаги во взрослую жизнь.

     В «День посвящения» в МГТУ им. Баумана первокурсники запускают в небо “тубуса желаний”. В него первокурсники пытаются упаковать все каверзы студенческой жизни. “Экзамены, злые преподаватели и скучные лекции” улетают вместе с тубусом в ночное небо.

     На  церемонии посвящения в некоторых  вузах знания прямо-таки вдалбливают в головы будущих студентов. В МФТИ существует такой обычай: сначала всех первокурсников выстраивают в ряд, как на линейке, потом к каждому подходит пятикурсник с толстой тетрадкой для лабораторных работ — “лабником” — и бьет ею по голове желторотых студентов. Старшекурсники верят: таким вот путем все накопленные ими знания перейдут к молодому поколению.

— Бьют, конечно, не больно, ритуал-то шутливый, — делится  воспоминаниями студент пятого курса  МФТИ Сергей Задорожный, — поэтому от посвящения практически никто из первокурсников не увиливает. Те же, кто игнорирует наш обычай, потом имеют проблемы с учебой. Вот и не верь после этого в волшебную силу “лабника”!

     Но  самый тяжелый груз в эти дни  опустился на головы студентов гуманитарных специальностей. Во время обряда посвящения в МПГУ будущих филологов ударяют по голове четырьмя томами словаря Даля — видимо, для того, чтобы студенты взяли в толк все толковые мысли Владимира Ивановича. Скорее всего, Даль даже и не предполагал, что труд всей его жизни будут использовать в ритуальных целях. Иначе бы не сделал его таким тяжелым. Ведь вес всех томов вместе превышает три килограмма. Да, тяжело учиться на филфаке!

     В “пищевых” вузах предстоящую  учебу заранее стараются в  буквальном смысле подсластить. Например, чтобы пять лет обучения в Университете коммерции показались “сладкими”, на обряде посвящения новоиспеченным студентам дают пожевать кусочек сахара.

     Проведя социологический опрос среди  студентов нашего техникума, выяснилось, что большинство студентов считают, что успех от проведения праздника зависит от организатора, администрации техникума. Но, при этом отмечают, что очень много зависит, и от самих студентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Отношение человека к празднику определяется, прежде всего, ранними периодами его жизни и социализации, детством и юностью, когда в процессе воспитания он воспринимает культурные нормы, обычаи и, главное, ценности старшего поколения. Участие индивида в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с группой, отмечающей праздник, показателем усвоения ее культурных ценностей. Этот довод особенно важен тогда, когда ослабевают механизмы контроля и принуждения в праздновании, когда празднование все чаще становится - как тому свидетельствует современный мир - добровольным делом человека, проявляющего таким образом свое стремление к участию в коллективной жизни и свое отношение к ее ценностям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема формирования самосознания молодежи в современных российских условиях