Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:48, реферат

Описание

В работе «Исторические корни волшебной сказки» (Ленинград, 1946) Пропп развивает гипотезу, разработанную Сентивом. Пропп видит в народных сказках напоминание о тотемических ритуалах инициации. Совершенно очевидно, что структура сказок имеет характер инициации. Но вся проблема в том, чтобы выяснить, описывает ли сказка систему обрядов, относящихся к какой-либо определённой стадии культуры, или же её сценарий инициации оказывается «воображаемым», в том смысле, что он не связан с каким-то историко-культурным контекстом, но выражает скорее внеисторическое архетипическое поведение психики.

Работа состоит из  1 файл

Исторические корни волшебной сказки.doc

— 31.27 Кб (Скачать документ)

характера  отличались   узкопрактическим,   жизненным   назначением.   Можно предполагать, что они рассказывались с наставительными целями и  учили,  как относиться  к  зверям.   С  помощью  соблюдения   известных    правил   люди стремились подчинить животный мир  своему  влиянию.  Такова  была  начальная стадия зарождения фантастического вымысла.   Позднее  на  нём   основывались сказки о животных и сказки с их участием.

    "Долго ли,  коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка

на  корних  ножках,  кругом  себя  поворачивается".  К числу образов, возникших на древней жизненной основе,  относится  образ  женщины-помощницы, чаровницы  и колдуньи.  Редкая волшебная сказка  обходится  без  рассказа  о зловещей старухе, Бабе Яге, которая, однако, оказывается  весьма  заботливой и внимательной к герою. Припомним,  какими чертами и какой  ролью наделена Яга. Она живёт в дремучем лесу,  в диковинной избушке на курьих  ножках.  По чудесному  заклятию  "Избушка,   избушка,   стань   по-старому,   как   мать поставила: к лесу задом,  ко  мне передом"  избушка поворачивается  к герою и он входит в  это  странное  жилище.  Баба  Яга  встречает  смельчака неизменным  традиционным ворчанием и пофыркиванием.

    В. Я. Пропп в своём исследовании о сказке писал,  что Яге не   по  себе от  запаха  живого  человека.   "Запах  живых  так  же  противен  и  страшен мертвецам,  как запах  мёртвых  страшен  и  противен   живым".  Баба  Яга  -

мертвец. Она лежит поперёк своей избы "из угла в угол, нос в потолок  врос". Изба тесна Яге,  в ней она как в гробу. Что Яга - покойник,  говорит  и  её

костеногость. Баба Яга - слепая: она не видит героя,  а чует его по  запаху. В Яге,  по-видимому, люди видели предка по  женской  линии,  обитавшего  за

той гранью, которая отделяет живых  людей  от  мёртвых.   Культ  предков  по женской  линии тесно соприкасался с тотемизмом и культом  природы.   Этим  и объясняется особая власть старухи над живым  миром  природы,   да  и  в  ней самой много  черт от животного.  В некоторых  сказках  Ягу  заменяет  козёл, медведь,  сорока.  Сама Яга обладает  способностью   превращаться  в  разных птиц и зверей.  Близость  Яги  к  мифическим  образам  владык  мира  природы объясняет  и  особый   характер   её   избушки   на  корних  ножках.   Изба, напоминающая  своей  теснотой  гроб,  едва  ли  не   свидетельство   поздней поэтической разработки древнего обычая  хоронить покойников на деревьях  или на помосте (так называемое воздушное погребение).

    Баба Яга рассказала Ивану-царевичу, что  жена  его  находится   у  Кощея Бессмертного, а также  поведала,  как  с  ним  справиться.  В  образе  Кощея выражается  мир  насилия,   человеконенавистничества.  Несомненно,  Кощей  - представитель  той  социальной  силы,   которая  нарушила  древние   родовые порядки равноправия и отняла у женщины её прежнюю  социальную  роль.   Кощей всегда предстаёт в сказке как похититель женщин,  превращающий  их  в  своих рабынь.   Кроме  того,  он  предстаёт  в  сказках  и  обладателем  несметных богатств. Сказки рисуют  Кощея   высохшим  костлявым  стариком  с  запавшими горящими глазами.  По сказкам, он прибавляет и убавляет  людям  век,  а  сам бессмертен:  его  смерть скрыта в яйце, а яйцо в гнезде, а гнездо  на  дубе, а  дуб  на  острове,   а  остров  -  в  безбрежном  море.  В  яйце  как   бы материализовано  начало  жизни,  это то  звено,   которое делает  возможным непрерывное размножение.   Только  раздавив  яйцо,    можно  положить  конец жизни.  Сказка не мирилась  с  несправедливым  социальным  строем  и  губила бессмертного Кощея.  Прибегая к воображаемым средствам  расправы  с  Кощеем, сказочники прекращали  жизнь  этого   существа  вполне  понятным  и  наивным способом  -  зародыш  раздавливался.  В  этом  эпизоде  мы  сталкиваемся   с

парциальной магией (она основана на замене целого частью),  характерной  для волшебных  сказок  (вспомним  кремень,   огниво  и  т.п.).   Смерть   Кощея, говорится в данной сказке,  "на конце иглы, та игла в  яйце,  яйцо  в  утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит  на  высоком дубу,  и тот дуб  Кощей  Бессмертный,  как свой  глаз,  бережёт".  Герой преодолевает все препятствия, берёт в руки  иглу,  ломает  кончик  -  и  вот "сколько ни бился Кощей,  сколько ни метался во все стороны, а пришлось  ему помереть".

    На этом закончим далеко не всеобъемлющий, но достаточно  полный  анализ русской  народной  сказки  "Лягушка-царевна",  которая  является   волшебной сказкой - образцом  национального  русского   искусства.  Волшебная   сказка уходит  своими глубочайшими корнями в  психику,  в  восприятие,  культуру  и язык народа. 
 

Информация о работе Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки