Противоречия в современной системе образования и пути их разрешения

Автор работы: v*******@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 16:10, реферат

Описание

Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и школа. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.

Работа состоит из  1 файл

к-ты в образовании.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

Инициатива  принижения русской византийско-православной культуры и сведения ее к культуре славянского народа наблюдается не только в национальных республиках, но часто исходит от русских, которые объявляют себя сторонниками равноправия всех культур и не дают себе отчета в том, что русская византийско-православная культура не является культурой только славянского народа, а является мировой культурой.

"Русский" - это прилагательное, а не существительное.  Стать русским значит приобщиться  к особой многовековой традиции, объединяющей все народы России  в единый, не только земной, но  и духовный, организм. В этом смысле следует говорить о степени приобщения человека к традиции народа, в котором он вырос. "Неправославный, - писал И.А. Ильин, - может быть верным русским патриотом и доблестным русским гражданином, но человек, враждебный Православию, не найдет доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своего рода внутренним "неприятелем" (Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М., 1994, с. 204).

Быть  русским значит быть жителем не только великой России, но и Святой Руси. А для этого необходимы особые качества, а точнее - добродетели, которые присущи православной традиции. Не отказываясь от своих национальных корней, человек обретает особые достоинства, которые отличают его и выделяют как русского. Не случайно весь мир называет любого выходца из России, независимо от его национальности, русским. Попытка уравнять все национальности и через их механическое соединение создать абстрактное российское общество похоже на организацию особой общности "советский народ". Такие попытки можно назвать социальной ересью, "национальным экуменизмом".

Стремление  свести русскую православную культуру к национальной или конфессиональной приводит к разгулу национализма в худших его проявлениях во всех без исключения народах, населяющих Россию. Власти предержащие, заявляя, что "у нас все культуры и все конфессии равны", ратуют за национализм и создают все условия для его процветания.

Изгнание  русского языка из национальной среды  народов, населяющих Россию и страны так называемого "ближнего" зарубежья, следует рассматривать как искусственную стимуляцию национализма, отрыв народа от мировой культуры, его раскультуривание, что является преступлением против собственного народа.

Отделение государства от русской православной культуры неминуемо приведет (и этот процесс уже происходит) к возникновению неоязыческих националистических движений.

Русская школа, основанная на православной традиции, не является национальной или конфессиональной, она является народной, а значит, должна стать массовой. Все школы в России должны быть воссозданы на этих основаниях, за исключением случаев, которые, как показывает практика, достаточно единичны, когда семья или несколько семей пожелают обучать своих детей в национальной или конфессиональной школе. Такой подход позволяет сохранить "единство федерального культурного и образовательного пространства" (Закон об образовании, ст. 2, п. 2).

Приобщение  детей всех национальностей к  мировой православной культуре позволит им освоить культурные богатства цивилизованного мира, облегчит процесс социализации в нашем обществе, жизнь которого определяется тысячелетней православной традицией.

Необходима  такая система образования, которая  позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Другого пути нет. Невозможно искусственно создать основания, позволяющие исправить присущую человеку от рождения поврежденность первородным грехом, возвысить жизнь человеческую до Божественной высоты, включить все познавательные силы человека, а не только его ум, освободить от власти эгоистических устремлений. Школа, основанная на православной традиции, является единственной природосообразной и научной, позволяющей детям всех национальностей и конфессий войти в мировую культуру посредством русской культуры, при этом создав условия и для освоения своей национальной культуры.

Изгнание  Православия из образовательного пространства, под видом решения искусственно преувеличенных национальных проблем, на самом деле не существующих или  легко решаемых в конкретных случаях, следует рассматривать как антигосударственную политику, направленную на разделение единого русского многонационального народа, а значит, на развал России.

III. Необходимо ввести  в законодательство  понятие православной  конфессии как государствообразующей и культурообразующей

До сих  пор этого не происходит только по той причине, что современные "реформаторы" игнорируют религиозную основу народных воззрений, изменить его миросозерцание, изгнать Христа из России, подменить  православное христианство язычеством, ересью, оккультизмом, материализмом и другими нетрадиционными взглядами. С точки зрения практического бытия народа, мы имеем дело с особым видом запрета на традиционный уклад жизни.

IV. Требует решения  проблема национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта

В Самаре, к примеру, национально-региональный компонент включает в себя три  предмета: информатику, экономику и  основы жизненного самоопределения. Очевидно, что первые два предмета не могут являться национально-региональным компонентом. Третий предмет, основанный на смеси оккультизма, атеизма, материализма и сексопатологии, к тому же призывающий детей не слушаться своих родителей, не может отражать национальную традицию. Учитывая отсутствие реакции Министерства образования на явное нарушение законодательства, использование не по назначению "образовательного капитала", переданного государством в регион, можно предположить о наличии подобных явлений и в других регионах.

Национально-региональный компонент должен стать содержательной основой духовно-нравственного образования. Необходим строгий контроль над правильным использованием данного компонента государственного стандарта.

V. Следует наполнить  истинным смыслом  педагогические понятия

Для примера приведем несколько понятий, наиболее часто употребляемых на педагогических совещаниях и конференциях.

Странный  и разнообразный смысл вкладывается зачастую в понятие "духовность". Потеря истинного смысла этого понятия  проявляется в практическом отсутствии духовного воспитания и образования в государственной школе. Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой, богоугодной жизнью. Другого пути стяжания Божественной Благодати, которая вдохновляет человека, не существует.

Духовное  воспитание - это возвышение души человека. Каждый школьный предмет, каждое воспитательное мероприятие, вся атмосфера школьной жизни должны служить этой цели.

Духовное  воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма. Следует ввести в образовательный стандарт особые предметы, которые служили бы достижению этой цели, а также изменить содержание имеющихся предметов. Тема духовного воспитания должна проводиться на всех уроках.

Предметы, которые несут другие ценности и разрушают основы духовного воспитания, следует признать растлевающими внутренний мир ребенка. Необходимо исключить их из образовательного пространства.

Особому поруганию в секуляризованном мире подвергаются понятия "смирение" и "послушание". Современные либеральные представления о свободе как вседозволенности, освобождении человека и его греховной природы от всяческих ограничений не вмещают православного взгляда на свободу как независимость от греха, страстей и смерти. С православной точки зрения, смирение и послушание - добродетели, характеризующие свободную личность.

Смиренный человек способен понять, что ему  в этом мире позволяется и чего он должен избегать, то есть, способен отличить добро от зла. Для этого  необходимо иметь критерии различия. В православном мировоззрении все, что Богоугодно - добро. В практической жизни для человека руководством являются совесть, стыд, Священное Писание, святоотеческие наставления, церковная жизнь, советы старших. Выбрав доброделание, человек должен иметь добрую волю и силы воплотить свой выбор в реальной жизни. Смирение включает в себя мудрость, мужество, волю, способность себя ограничить, не давать себе распускаться.

Послушание - одна из основных добродетелей, без  которой все в семейной, социальной и государственной жизни разрушается.

Если  глава семьи, муж, не слушает Бога, не живет по Его законам, если жена не почитает и не слушает мужа - два  непослушных человека не могут вырастить  послушное чадо. В этом кроется  причина разрушения семей и непослушания детей. 

Вырастая, непослушные дети превращаются в  непослушных граждан. Они не способны почитать авторитет власти и мудрость закона. Непослушные граждане, преступая  закон и вступая в конфликт с властью, становятся преступниками. Рост преступности ослабляет государство.

Непослушные молодые люди, попадая в армию, не способны выполнять приказы командиров. Под угрозой становится жизнеспособность армии, а значит, безопасность государства.

Следующим, наиболее часто встречающимся, понятием является "патриотизм". Чаще всего под патриотизмом понимают только любовь к Родине. В православном понимании, любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать ее от супостата до последней капли крови, в решимости в случае необходимости отдать за нее жизнь.

В патриотическое воспитание входит воспитание героической личности, способной на подвиги, лишения, терпеливое перенесение скорбей. Вся история нашего Отечества, ее герои, святые, цари и простой люд, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно. В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего вечной жизнью.

Истинное  патриотическое воспитание становится невозможным при внедрении в  сознание современного человека западного  представления о том, что "жизнь - высшая ценность". К сожалению, эти представления становятся слишком распространенными, на них воспитываются будущие потенциальные предатели Отечества, любой ценой спасающие свои жизни.

Наступило время, когда необходимо прекратить надсмехаться над собственной историей. Содержание гуманитарных предметов должно быть приведено в соответствие с задачами патриотического воспитания. Необходимо восстановить в школах музеи боевой и трудовой славы, дополнив их экспозиции разделами о подвижниках благочестия, отдавших свои жизни за веру и Отечество.

Формирование  доброго, жертвенного гражданина и  сына Отечества - основная задача патриотического  воспитания. Наши дети должны прославлять  земную Родину своими делами, всей своей  жизнью, должны любить родную землю как подножие Престола Божия.

Часто мы встречаем понятие "компетентность", смысл которого можно определить как "приспособление", или "функционирование". В России всегда ценился человек  умелый, умелец. С практической точки  зрения, человек компетентный является лишь пользователем плодов цивилизации, человек же умелый пытается проникнуть в суть явлений. Воспитание умельца привело к тому, что, имея самое малое количество компьютеров, наша система образования давала миру большое количество высококлассных программистов. Переход на уровень компетентности является результатом значительного понижения качества образования.

Многие  новации в образовании объясняются  увеличением объема информации и  необходимостью научиться жить в  информационном потоке.

Надо  сказать, что в общеобразовательной  школе приоритет отдавался изучению основ наук. Все прикладные направления  выносились в сферу профессионального  образования. Объемы основ наук со временем принципиально не меняются, поэтому  и учебная нагрузка в этом случае остается стабильной. Освоение основ наук позволяет человеку формировать в сознании целостную картину мира или образ мира, иметь критерии работы с информацией, отличать научную информацию от мифологической, деловую от развлекательной и так далее. В школе следует изучать технологии пользования информацией, но направлять информационные потоки в образовательное пространство общеобразовательной школы и на их основе строить процесс обучения неразумно, как и осваивать прикладные направления в науках.

Информация о работе Противоречия в современной системе образования и пути их разрешения