Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:42, реферат
В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление — психоаналитическая концепция культуры. В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологи
Психоаналитическое
направление культуры
В НАЧАЛЕ XX в. в изучении
культур возникло новое явление — психоаналитическая
концепция культуры. В каком-то смысле
оно стало продолжением психологического
изучения культуры. Этот подход к исследованию
и теория культуры существуют и развиваются
и сейчас, на рубеже двух веков. За свою
уже почти столетнюю историю психоаналитическая
концепция испытала и расцвет, и относительный
упадок, но до сих пор весьма распространена
и употребляема для интерпретации самого
широкого спектра явлений культуры. Несмотря
на то что с самого своего возникновения
психоанализ как теория культуры был объявлен
теорией-мифом и вульгарно биологизаторской
концепцией, многие его положения (хотя
и в измененной форме) применялись и применяются
до сих пор в конкретных исследованиях
культур. Более того, психоаналитические
сюжеты попали в художественную литературу
и в 80—90-х годах XX в. широко использовались
в кинематографе. Обычно при рассмотрении
темы "Психоанализ в изучении культур"
на первый план выдвигается (и запоминается)
фундаментальное значение психосексуального
влечения как определяющего мотива истории
и Эдипов комплекс в качестве объяснительной
концепции межличностного взаимодействия.
Не оспаривая значения указанных аспектов,
хотелось бы подчеркнуть, что вклад 3. Фрейда
и его последователей в изучение культур
более многогранен и разнообразен, чем
просто отстаивание господства сексуальных
стимулов в культуре.
Зигмунт
Фрейд
Особый интерес в
культурологии психоанализа представляет
психоанализ и концепция культуры австрийского
психиатра З.Фрейда. Фрейд не только использовал
своё глубокое знание историко-философской
традиции (Платон, Аристотель, И.Кант, А.Шопенгауэр,
Ф.Ницше), но и предложил собственную оригинальную,
хотя и несколько эклектичную систему
философской культурологии.
З.Фрейд подменил проблему
смерти, тождественной ей по сути, но не
уводящей в трансцендент проблемой рождения.
Понятие «смерть» и «рождение» при этом
действительно сливаются воедино, а задача
культурологии в рамках классического
психоанализа может быть обозначена как
исследование трех важнейших этапов, рождения-смерти
субстанциональной системы «человек-культура»:
1. Культура рождения
вместе с первым прачеловеком
как система его фобийных(фобия-страх)
проекций, функционально распадающаяся
на свод провоцирующих запретов и набор
навязчивых ритуалов символического их
нарушения.
2. Культура поворачивается
своей продуктивной стороной, выступая
в качестве отработанной
3. Культура проявляет
себя исключительно репрессивно; целью
её является защита общества от свободного
индивида, отринувшего и биологические,
и массовидные регуляторы, а средством
– тотальная фрустрация, перегонка свободы
в чувство вины и ожидания кары, толкающее
индивида либо к обезличенности массовидных
идентификаций, либо – к аутоагрессивной
невротичности, либо – к агрессии направленной
вовне, что усиливает культурное давление
и усугубляет ситуацию. Культура консолидируется
в качестве врага любых проявлений человеческой
индивидуальности. З.Фрейд разработал
универсальную методологию контроля за
мерой репрессивности культуры, названную
им «метапсихологией».
Тойнби
Английский историк
и философ А. Тойнби (1889-1975) в 12-томном труде
"Постижение истории" умозрительно
воссоздал масштаб и глубину всех линейных
и цикличных процессов потока человеческой
истории. Концепция Тойнби в некоторых
положениях похожа на шпенглеровскую,
но есть и серьёзные отличия: во-первых,
Тойнби все культуры называл цивилизациями;
во-вторых, он насчитал более двадцати
цивилизаций (это число к концу жизни историк
сократил); в-третьих, Тойнби был религиозным
мыслителем и Бог для него являлся главной
движущей силой истории. Итак, Бог (часто
называемый автором как "Логос") создал
мир и человечество и, время от времени,
бросает обществам Вызовы, на которые
те должны дать свои Ответы. Вызовы повторяются
до тех пор, пока или Ответы не будут найдены,
или общества не разрушатся. Ответы от
имени общества дают представители так
называемого "творческого меньшинства"
— правители, жрецы и художники кисти,
пера и звука. Основную социальную базу
любой цивилизации составляет так называемый
"внутренний пролетариат" — аполитичная
масса производителей, страстно мечтающих
стать "творческим меньшинством".
По границам каждого общества рассредоточены
массы так называемого "внешнего пролетариата"
— молодых и задорных варварских народов,
ждущих часа взломать эти границы и воспользоваться
наследством разрушенных цивилизаций.
Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского
(1822-1825)
Николай
Данилевский, известный
Данилевский
был последователем "органической
теории", суть которой - в перенесении
законов развития природы на
социальную действительность. По
аналогии с биологической
По
мнению Данилевского, единой истории
человечества, однолинейного культурного
развития не существует, культуры
носят обособленный характер. ("Общечеловеческой
цивилизации не существует и
не может существовать, потому
что это была бы только
Главная
идея культурологической
Даниловский
Перечисленные
цивилизации выступают у Данилевского
как "положительные деятели в истории
человечества" (заметим, не народ, стало
быть, субъект истории, а созданная им
развитая культура). Однако есть и "отрицательные
деятели", оказывающие разрушительное
воздействие на цивилизации, ("…есть
еще временно появляющиеся феномены, смущающие
современников, как гунны, монголы, турки,
которые, совершив свой разрушительный
подвиг, помогли испустить дух борющимся
со смертью цивилизациям и, разнеся их
остатки, скрываются в прежнее ничтожество")
*. Наряду с ними существуют племена, которые
"потому ли, что самобытность их прекращается
в чрезвычайно ранний период их развития
или по другим причинам" являются только
этнографическим материалом, входящим
в культурно-исторические типы. Таковы,
по мнению Данилевского, финны и многие
другие.
Зарождение
и развитие культурно-
1) наличие у племени
или народа близкого по
2) политическая независимость,
3) выработка каждым
культурно-историческим типом
4) разнообразие элементов,
составляющих культурно-
5) процесс развития
культурно-исторических типов
Культурно-исторические
типы могут иметь различные
основания в соответствии с
направленностью культурной
Сейчас,
убежден Данилевский,
Таковы
в самой краткой форме
Концепция культуры Питирима Сорокина
(1889-1968)
Русско-американский
социолог П.Сорокин в своем фундаментальном
труде "Социальная и культурная динамика"
представил развернутую теорию культурных
суперсистем. С точки зрения Сорокина,
главным фактором, определяющим поведение
отдельных людей и характеристики социальных
систем, является фактор культуры.
Базовым
принципом культуры является
ценность. Культура, по Сорокину, и
есть ценностная система. Вне
ценностей культура невозможна.
"Лишенные своих значимых
А поскольку
через ценности обнаруживает
себя весь спектр явлений
Первый
- идеациональный - основан на принципе
сверхчувственности и сверхразумности
Бога как единственной ценности и реальности.
("Как своим содержанием, так и своей
формой идеациональное искусство выражает
основную посылку идеациональной культуры
- основная реальность- ценность есть Бог.
Поэтому тема идеационального искусства
- сверхчувственное царство Бога" *.
К этому типу культуры Сорокин относит
прежде всего европейское средневековье
(до 12 в. включительно, хотя, по его мнению,
уже к середине этого века началось разрушение
идеациональной системы ценностей). К
этому же типу культуры, считает Сорокин,
может быть отнесена греческая культура
с 8в. до кон. 6 в. до н.э. и культура брахманской
Индии.
Второй
тип - идеалистический - Сорокин
характеризует как смешанный,
промежуточный между первым и
третьим, т.к. основным