Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:42, реферат
В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление — психоаналитическая концепция культуры. В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологи
Современную
культуру он определяет как
чувственную. Чувственный тип
культуры характеризуется
Основной
принцип этой культуры - объективная действительность
чувственна, культура эта свободна "от
религии, морали и других ценностей"
("Чувственное искусство живет и развивается
в эмпирическом мире чувств. Реальный
пейзаж, человек, реальные события и приключения,
реальный портрет, - таковы его темы. Фермеры,
рабочие, домашние хозяйки, девушки, стенографистки,
учителя и другие типажи - его персонажи…
Его цель - доставить тонкое чувственное
наслаждение: расслабление, возбуждение
усталых нервов, развлечение, увеселение…
Оно свободно от религии, морали и других
ценностей, а его стиль "искусство ради
искусства" *.
Современное
состояние чувственной
Игровая концепция культуры Йохана Хейзинги
(1872–1945).
Значительное место
в теории культурологии занимает
игровой подход изучения культуры.
Культурология ищет ответы на вопрос:
«Как в природном мире возник новый
феномен – культура?». Одним из
таких ответов стала игровая
концепция культуры. Человек всегда
имел способность и склонность облекать
в формы игрового поведения все
стороны своей жизни. Игра – прежде
всего, свободная деятельность. Все
исследователи подчеркивают незаинтересованный
характер игры. Раньше, чем изменять
окружающую среду, человек сделал это
в собственном воображении, в
сфере игры.
Игровая концепция
культуры целостно была сформулирована
нидерландским историком и
Говоря об игровом
факторе, Й. Хейзинга убедительно показывает
его чрезвычайную действенность и чрезвычайную
плодотворность при возникновении всех
крупных форм общественной жизни. Будучи
ее существенным импульсом, игровые состязания,
более древние, чем сама культура, исстари
наполняли жизнь и, подобно дрожжам, способствовали
росту и развитию форм архаической культуры.
Культ рос в священной игре. Поэзия родилась
в игре и продолжала существовать в игровых
формах. Музыка и танец были чистой игрой.
Мудрость и знание обретали словесное
выражение в освященных обычаем играх,
проходивших как состязание. Право выделилось
из игр, связанных с жизнью и отношениями
людей. Улаживание споров оружием, условности
жизни аристократии основывались на игровых
формах. Поэтому вывод здесь может быть
только один: культура, в ее первоначальных
фазах, играется. Она не произрастает из
игры, она развертывается в игре и как
игра.
Подлинная культура
не может существовать без игрового
содержания, т.к. культура предполагает
определенное самоограничение, определенную
способность не воспринимать свои собственные
устремления, как нечто предельное
и наивысшее, но видеть себя отгороженной
некоторыми добровольно приятыми границами.
Й. Хейзинга подчеркивает, что культура
все еще хочет, чтобы ее «играли», – по
взаимному соглашению относительно определенных
правил. Тяжело смотреть на все наши деяния
с точки зрения игры. В глубочайших недрах
человеческого существа что-то словно
бы противится этому, но и в драматическом
сгущении важнейших моментов жизни человечества
все проис¬ходящее не выходит за рамки
парадигмы игры вообще.
постмодернистская
теория культуры
В культурно-эстетическом плане постмодернизм
выступает как освоение опыта художественного
авангарда («модернизма» как эстетического
феномена).Однако в отличие от
авангарда, ряд течений которого
не порывал с характерным
для классики дидактически-профетическим
пониманием искусства, постмодернизм
полностью стирает грань между прежде
самостоятельными сферами духовной
культуры и уровнями сознания
— между «научным» и «обыденным»
сознанием, «высоким искусством» и «китчем».
Постмодернизм окончательно зацепляет переход от «произведения» к «конструкции», от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в этой связи есть реакция на изменение места культуры в обществе.
Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения «чистоты» такого феномена, как искусство. Условием его возможности выступает изначальное смыслопорождение, восходящее к созидающему началу (субъекту), оригинальному творческому деянию. Если же эти условия нарушены — а именно это и происходит в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения — то существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом. Другой стороной изменения статуса культуры является то, что сегодняшний художник никогда не имеет дело с «чистым» материалом – последний всегда тем или иным образом культурно освоен. Его «произведение» никогда не является первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит, как совокупность цитат.
Постмодернизм сознательно переориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальных произведений» на коллаж.
При этом стратегия
постмодернизма состоит не в
утверждении деструкции в
противовес творчеству, манипуляции
и игры с цитатами —
серьезному созиданию, а в
Приметой выражаемой культурной ситуации становятся кавычки, то и дело расставляемые как указание на небезусловность любых сигнификаций. Постмодернизм обязан своей популярностью не столько авторам, действительно инспирировавшим соответствующий сдвиг в культуре, сколько лавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде идеологии постмодернизма.