Ранние формы религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:54, контрольная работа

Описание

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………..4
2.1 Первые представления людей о сверхъестественном……………….4
2.2 Политеизм как одна из наиболее ранних форм религии…………..6
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..8
4.ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………10

Работа состоит из  1 файл

Ранние формы религии.docx

— 25.61 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ  ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ  СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

 

               Академия Государственной противопожарной  службы

                     Институт заочного и дистанционного  обучения

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Ранние формы религии»

                                                    

 Выполнил:слушатель 1-го А курса                                              (бакалавриат) ИЗ и ДО

лейтенант вн. сл. Галимов М.Х.

Номер зачетной книжки:12274

Проверил:____________________

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

 

 

                                                         СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………..4

2.1 Первые представления людей о сверхъестественном……………….4

2.2 Политеизм как одна из наиболее ранних форм религии…………..6

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..8

4.ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать  вывод о том, что с самых  первых своих шагов по земле человек  всегда ощущал рядом с собой присутствие  таинственной незримой силы, от которой  во многом зависела его жизнь.

Религии мира различаются между  собой по возрасту, распространённости, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно  гонимыми. Некоторые санкционировали  существование целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, какие-то - исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую  богословскую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жёстких  природных условиях. Некоторые религии  ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые - толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позволяют человеку выйти за пределы  его частной жизни. Некоторые  религии призывают к самоубийству, некоторые - предполагают достижение бессмертия.

И тем не менее все религии  равноценны. Нельзя сказать, что какая-то религия безусловно лучше, чем другая.

В истории религии нельзя отметить прогресса или регресса, эта история  представляет собой настоящую мозаику, совершенно беспорядочное движение; секуляризация и наступление  религиозности, переменный успех в  борьбе язычества и теизма, интернационализация  религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение - все эти процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга  без всякой строгой последовательности и вне всякой целенаправленности.

Язычество, мифология (религиозные  верования) - часть огромного общечеловеческого  комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий  и послуживших основой для  всех позднейших мировых религий

2.Основная часть.

2.1 Первые представления людей о сверхъестественном

В глубокой древности человек и  не думал отделять себя от природы, но это не значит, что он не стремился  понять, объяснить мир, в котором  жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение  человеком своих собственных  свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что  природа -- живая. Камни, деревья, реки, облака -- всё это живые существа, только непохожие на человека, как  непохожи на него тигр, слон, медведь. И  те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и  совершенно особыми, непонятными и  недоступными людям свойствами. Огонь  обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.

Люди наблюдали, как из земли  появлялись ростки, крепли, становились  деревьями, -- значит, кто-то заботился  о том, чтобы вырастить для  них съедобные плоды, кто-то населил  земли, воды и небеса животными, рыбами, птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет и самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо  присутствующую в мире силу, от которой  зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в  лице Богини-Матери.

О начале развития религии мы можем  судить из археологических раскопок. И первые представления о существовании  религии у первобытного человека возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов  неандертальцев. Эти находки воспринимались, как свидетельства существования  погребального обряда. Наши предки занимались охотой и земледелием  и зачастую они не могли объяснить  многих явлений природы, удачливости  или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясь найти  объяснения необъяснимому, боясь явлений  природы, в сознании человека возникают  первоначальные представления о  сверхъестественном. По рисункам и  статуэткам видно, что у племен существовали тотемические верования (вера в магическую связь между человеком и животным или предметом). Также существовал  культ женского начала (находки скульптурных женских изображений). Считается, что  эти статуэтки изображают либо жриц-исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.

Есть некоторые свидетельства  существования культа Солнца. Солнце изображалось в виде диска, колеса с  лучами или без них, в виде креста в круге и т.п. Культ связан с занятием земледелием человека. Солнце представлялось, как главный  источник плодородия.

Таким образом, Бог для тех людей  представал в обличии предмета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном  виде, и поклонение этим "богам" обусловлено образом жизни человека.

Также можно судить о религии  первобытного человека по племенам настоящего времени, находящимся в похожих  условиях. И опять основное проявление начальной стадии развития религии - тотемизм. Особенно ярко он выражен  у народов Австралии. Эта форма  религии, заключается в том, что  каждый род, племя магически-родственно связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого члена  может быть свой тотем, существует также  половой тотемизм, т.е. один тотем  принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В этом качестве могут выступать  различные животные, значительно  реже - растения, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в связи  с его территориальным положением и образом деятельности. Животное-тотем, - как правило, не опасное для человека создание. В некоторых племенах Австралии  тотем не считается божеством, скорее родственником. Близость между человеком  и его тотемом выражается прежде всего в запрете убивать и  есть животное-тотем. Существуют тотемические мифы, в которых предки делают все, что и сами верующие, а затем  уходят чаще всего под землю или  превращаются в скалу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.

Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов  Меланезии: родовые группы носят  тотемичекие имена, местами сохраняются  тотемические запреты, вера в связь  тотемов с предками рода и т.д.

Помимо этого проявление ранней стадии развития религии - это анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки анимизма - там подразумевается  существование духов и взаимодействие с ними шаманов, которые с помощью  магии влияют на духов и могут  вызывать дождь, лечить и пр. Также здесь существует вера в магические предметы, способные влиять на человека.

Шаманизм мы встречаем у народов  Америки (яганы, эскимосы, калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). У индейцев развито понятие личных духов-покровителей.

В славянских верованиях мы опять  встречаем анимистические представления.Но на ряду с этим существовал пантеон  славянских богов: Сворог, Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог  грозы, Велес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь - богиня женских работ, прядения и ткачества.

Само понятие "бог" исконно  славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С течением времени  представление об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким  духом, дающим удачу. Другое общеславянское обозначение сверхъестественного  существа - бес, которое означало всенеобъяснимое  и страшное.

К древнейшей эпохе восходят корни  лечебной магии, у славян она была связана с народной медициной. Таким  образом, славянам помимо анимистических верований был присущ политеизм - более высокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее  сформировавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия  человека.

2.2 Политеизм как одна из наиболее ранних форм религии

Существуют естественные факторы, приведшие к его появлению  политеистических религий. Наиболее важные из них следующие:

 Разнообразие явлений природы  и жизни.

Людям казалось наиболее правильным рассматривать явления природы  и духовной жизни как действия отдельных сверхъестествен-ных существ, а не одного Бога, управляющего всеми  силами в мире. Если на уровне анимизма люди верили в присутствие множества  невидимых душ или духов в  предметах, то им нетрудно было перей-ти к вере во множество богов.

 Идея повторных божественных  воплощений в мире. Если считать  эту идею правильной, как это  принято в раннем индуизме, она  повлечет за собой обожествление каждого из вопло-щений, что в конце концов приведет к политеизму.

 Иерархическая структура общества.

Людям казалось, что если организация  человеческого общес-тва проявляется  в форме семьи, племени или  государства, где раз-ные люди исполняют  разные функции и занимают разное социаль-ное положение, а также  проявляют свои хорошие и дурные качес-тва, то и в сверхъестественном мире должно быть так: главные боги и множество подчиненных им богов. Главный бог какого-либо племени  или народа уподоблялся главе  семьи, вождю или царю. Он мог родиться, расти, жениться, иметь детей и  советни-ков в разных сферах правления  и деятельности, а также пользовать-ся услугами богов-исполнителей. Эти боги могли быть его детьми или родственниками. Кроме того, считалось, что подобно  тому, как это бывает в человеческом обществе, могут быть боги являющиеся его врагами. На основании таких  рассуждений политеисты верили в  богов неба, земли, земледелия, войны, искусства, науки, любви, мести и  т. д.

 Территориальное деление и  другие признаки.                                                  Если вожди племен или цари разных государств управляют своими территориями, то люди думали, что так должно быть и в мире сверхъестественных существ. Поэтому они допускали парал-лельное существование иерархической системы богов у разных народов. Если можно делить людей на глупых и мудрых, простых и знатных, добрых и недобрых, то, по понятию людей того времени, и боги должны были быть такими. Языческий мир допускает такую возможность в своем мировоззрении.

Политеизм проявился в обществе не только в вере людей в существование  иерархической системы богов  в невидимом мире, но и в том, что в мире видимом, материальном каждый из этих богов имел свое изображение. Изображения богов, созданные из камня, дерева или металла, в виде человека, животного, птицы или другого  живого существа, называются идолами. Слово «идол» по-гречески означает образ, вид. В некотором смысле всякая вещь или идея могут стать для  человека идолом, если он поставит их на место истинного Бога и сделает  предметом поклонения. Идол -- это  види-мое изображение божества, в  котором, по мнению идолопоклонни-ков, живет его дух.

Следует отметить положительные и  отрицательные стороны политеизма в целом. К его положительным  сторонам можно отнести персонализацию представления человека о божестве. Представляя бога в форме личности, человек показыва-ет, в чем он сам нуждается.

Что касается негативной стороны политеизма, то она несрав-ненно больше. Известно изречение: «Каков у человека бог, которому он поклоняется, таков он сам». Однако можно сказать и обратное:каков  человек, такого бога он создаст для  себя, если не познает истинного  Бога. Обе эти идеи отражены в  политеистических религи-ях. С одной  стороны, люди представляли себе богов  такими, какими являлись сами, а с другой -ссылались на богов в свое оправдание.

Проблема политеизма состоит в  том, что, делая богом или богиней  безличные силы природы, человек  ставит их выше себя и попадает в  зависимость от них. Поклоняться  таким богам -- значит исполнять их волю или следовать их примеру. Неудивительно, что в языческом обоготворении  плодородия мы наблюдаем полное отсут-ствие  морали в половой жизни. Если, рассуждая  по-язычески, половое влечение есть бог, то надо отдаваться этому влечению полностью.

3.Заключение

На ранних этапах развития в связи  со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и  представить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему, и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным  с его жизнью: животным, которые  его окружают, на которых он охотится, от которых зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в  состоянии предугадать и от которых  зависит успех в земледелии и  опять же его жизнь. Человек пытается воздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, принося  жертвы. Он пытается обеспечить себе и  свой семье удачу в жизни во всех отношениях. Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы пока еще на подсознании, установление которых приписывается тем же силам. Они передаются из поколения  в поколение.

Информация о работе Ранние формы религии