Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:54, контрольная работа
Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………..4
2.1 Первые представления людей о сверхъестественном……………….4
2.2 Политеизм как одна из наиболее ранних форм религии…………..6
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..8
4.ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………10
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Академия Государственной
Институт заочного и
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Культурология»
по теме: «Ранние формы религии»
Выполнил:слушатель
1-го А курса
лейтенант вн. сл. Галимов М.Х.
Номер зачетной книжки:12274
Проверил:____________________
Москва 2012
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………
2.1 Первые представления людей о сверхъестественном……………….4
2.2 Политеизм как одна из наиболее ранних форм религии…………..6
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
4.ЛИТЕРАТУРА………………………………………………
1.Введение
Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.
Религии мира различаются между
собой по возрасту, распространённости,
влиятельности, сложности и
И тем не менее все религии равноценны. Нельзя сказать, что какая-то религия безусловно лучше, чем другая.
В истории религии нельзя отметить прогресса или регресса, эта история представляет собой настоящую мозаику, совершенно беспорядочное движение; секуляризация и наступление религиозности, переменный успех в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение - все эти процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга без всякой строгой последовательности и вне всякой целенаправленности.
Язычество, мифология (религиозные
верования) - часть огромного
2.Основная часть.
2.1 Первые представления людей о сверхъестественном
В глубокой древности человек и не думал отделять себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа -- живая. Камни, деревья, реки, облака -- всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.
Люди наблюдали, как из земли появлялись ростки, крепли, становились деревьями, -- значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными, рыбами, птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет и самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в лице Богини-Матери.
О начале развития религии мы можем
судить из археологических раскопок.
И первые представления о существовании
религии у первобытного человека
возникли у ученых после нахождения
захоронений скелетов и черепов
неандертальцев. Эти находки воспринимались,
как свидетельства
Есть некоторые свидетельства существования культа Солнца. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т.п. Культ связан с занятием земледелием человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия.
Таким образом, Бог для тех людей
представал в обличии предмета, женского
начала, Солнца, т.е. в неоформленном
виде, и поклонение этим "богам"
обусловлено образом жизни
Также можно судить о религии
первобытного человека по племенам настоящего
времени, находящимся в похожих
условиях. И опять основное проявление
начальной стадии развития религии
- тотемизм. Особенно ярко он выражен
у народов Австралии. Эта форма
религии, заключается в том, что
каждый род, племя магически-родственно
связано со своим тотемом-животным
или предметом. У каждого члена
может быть свой тотем, существует также
половой тотемизм, т.е. один тотем
принадлежит мужчинам, другой - женщинам.
В этом качестве могут выступать
различные животные, значительно
реже - растения, еще реже - другие предметы.
Тотем выбирается племенем в связи
с его территориальным
Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д.
Помимо этого проявление ранней
стадии развития религии - это анимизм
(вера в духов) и шаманство. У австралийцев
есть зачатки анимизма - там подразумевается
существование духов и
Шаманизм мы встречаем у народов Америки (яганы, эскимосы, калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). У индейцев развито понятие личных духов-покровителей.
В славянских верованиях мы опять встречаем анимистические представления.Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сворог, Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Велес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь - богиня женских работ, прядения и ткачества.
Само понятие "бог" исконно
славянское, общее для всех славянских
языков. Основное значение этого слова
- счастье, удача. С течением времени
представление об удаче, успехе, счастье,
везении связывалось с неким
духом, дающим удачу. Другое общеславянское
обозначение
К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян она была связана с народной медициной. Таким образом, славянам помимо анимистических верований был присущ политеизм - более высокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее сформировавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека.
2.2 Политеизм как одна из наиболее ранних форм религии
Существуют естественные факторы, приведшие к его появлению политеистических религий. Наиболее важные из них следующие:
Разнообразие явлений природы и жизни.
Людям казалось наиболее правильным
рассматривать явления природы
и духовной жизни как действия
отдельных сверхъестествен-ных
Идея повторных божественных
воплощений в мире. Если считать
эту идею правильной, как это
принято в раннем индуизме, она
повлечет за собой
Иерархическая структура
Людям казалось, что если организация
человеческого общес-тва
Территориальное деление и
другие признаки.
Политеизм проявился в обществе не только в вере людей в существование иерархической системы богов в невидимом мире, но и в том, что в мире видимом, материальном каждый из этих богов имел свое изображение. Изображения богов, созданные из камня, дерева или металла, в виде человека, животного, птицы или другого живого существа, называются идолами. Слово «идол» по-гречески означает образ, вид. В некотором смысле всякая вещь или идея могут стать для человека идолом, если он поставит их на место истинного Бога и сделает предметом поклонения. Идол -- это види-мое изображение божества, в котором, по мнению идолопоклонни-ков, живет его дух.
Следует отметить положительные и
отрицательные стороны
Что касается негативной стороны политеизма,
то она несрав-ненно больше. Известно
изречение: «Каков у человека бог, которому
он поклоняется, таков он сам». Однако
можно сказать и обратное:
Проблема политеизма состоит в том, что, делая богом или богиней безличные силы природы, человек ставит их выше себя и попадает в зависимость от них. Поклоняться таким богам -- значит исполнять их волю или следовать их примеру. Неудивительно, что в языческом обоготворении плодородия мы наблюдаем полное отсут-ствие морали в половой жизни. Если, рассуждая по-язычески, половое влечение есть бог, то надо отдаваться этому влечению полностью.
3.Заключение
На ранних этапах развития в связи
со страхом, вызванным невозможностью
объяснить явления природы и
представить свое место в мире,
человек приписывает