Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:03, контрольная работа
Долгое время процесс возникновения культуры, её функционирования происходил стихийно, неосознанно, неорганизованно. Какое бы примитивное общество мы не взяли, какой бы неразвитый не стоял перед нами человек - у них есть "своя" культура, очень часто не похожая на нашу, чужая, а иногда и враждебная нам. У самых отсталых народов есть свои формы, методы "вовлечения" человека в трудовой процесс, свои приемы социализации, общения, "культивирования" необходимых этим людям качеств: выносливости, смелости, гостеприимства и других, но, тем не менее, мы не встречаем здесь каких-то особых слов для характеристики явлений культивирования общества и человека
Есть макрокосм - это мир природы. А есть микрокосм - человек. И в человеке все должно быть упорядочено. Космос характеризуется соразмерностью своих частей, гармонией, хаос - диссонансом, какофонией. Но и человек должен развиваться гармонично, соразмерно. Все качества в человеке должны соответствовать друг другу. В Афинах основой для этого выступает политика, в Спарте - воинское искусство.
Афинские мыслители
Но и римская культура
ГЛАВА 2 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
К V веку н. э. культура Античности разлагается частично под влиянием внутренних факторов. Частично она разрушается под ударами "варваров" - народов, ещё не достигших стадии цивилизации. На место огромной, охватывавшей почти всю Европу, часть Азии и Африки, Римской империи приходят племена со своими представлениями о культуре человека и общества. Частично они заимствуют культуру Античности - например, язык, систему римского права, но большей частью разрушают её. Огромная империя распадается на множество "варварских" королевств, враждующих между собой, иногда объединяющихся с более сильным соперником и снова распадающихся. Единственной силой, объединяющей множество народов Европы, оказалась религия, в частности, христианство.
Христианство возникает в начале 1 в.н.э. в одной из римских провинций - Палестине. Христианство возникает как движение, оппозиционное официальному Риму, как религия бесправных, угнетенных народов Римской империи, прежде всего римских провинций. Оно давало иллюзорное утешение - надежду на лучшее будущее в посмертной жизни.
Если для античности характерен был космоцентризм во взглядах на культуру, то с точки зрения христианства весь мир делится на "божье творение" и ту часть, где временно господствуют силы тьмы, ада, зла. Культура отождествляется с миром Бога, "не культура" - с тем, что ведёт к нечистой силе, сатане. Все, что утверждает, проявляет бога, стремится к богу - есть культура, и наоборот. Такое представление получило название "теоцентризм" (от слова teos - божественный). Подобно тому, как мир разделился на две части - божественную и сатанинскую, так и общество поделено на две половины: одна - сакральная (священная), божественная, другая - мирская, греховная, профанная. Но и человек тоже разделен на две части: одна тянется к богу, у неё "ангельская" природа, а другая - остаётся ещё животной, греховной.
В средние века формируется
теологическая концепция культуры, согласно
которой бог выступает центром мироздания,
его активным, творческим началом, источником
и причиной всего существующего (греч.
theos - бог).
Важное место в теологической концепции
занимает идея провиденциализма (лат.
providentia - провидение). Провиденциализм
- это такое понимание мира, согласно которому
ход мировой истории и жизни человека
определяется божественным провидением.
Таким образом, в христианской идеологии
место человека занимает бог - творец,
место понятия "культура", столь ценимого
в античности, занимает понятие "культ".
С точки зрения этимологической в этом
понятии также имеется значение возделывания
и усовершенствования. Однако, основной
акцент в этом понятии переносится на
заботу, поклонение и почитание. При этом
имеется в виду почитание высшей, сверхъестественной
силы, которая распоряжается судьбами
мира и человека. Согласно христианской
концепции смысл жизни человека заключается
в том, чтобы подготовиться к подлинной
жизни, посмертной, потусторонней. Поэтому
повседневная, земная, реальная жизнь
утрачивает свою самоценность. Она рассматривается
лишь как подготовка к жизни вечной, посмертной.
Основной акцент делается на загробную
жизнь, загробное воздаяние. Спасение
даруется не всем, а только тем, кто живет
по евангельским заповедям. Таким образом,
в христианстве ужесточаются требования
к нравственной жизни человека. Основные
христианские ценности - вера, надежда,
любовь.
И здесь следует сказать об отличии христианского
понимания культуры от античного. В античности
культура понималась как разумное, рациональное
начало. Считалось, что именно разум, "рацио"
способен принести в жизнь человека и
общества гармонию и порядок. Чувства
уходят на второй план, они контролируются
разумом. В средневековую эпоху в основание
культуры было положено иррациональное
(нерациональное, сверхразумное) начало-вера.
Вера ставится выше разума. Разум служит
вере, углубляет и проясняет ее. Поэтому
все виды духовной культуры - философия,
наука, право, мораль, искусство - служат
религии, подчиняются ей. В христианстве
формируется иное понимание человека
по сравнению с античным. Античный идеал
- это гармония духа и тела, физического
и духовного. Христианский идеал - это
победа духа над телом, аскетизм. Аскетизм
- это подавление земных желаний, чувственных
наслаждений. В христианстве приоритет
отдается душе, духовному началу. А к телу
формируется уничижительное отношение.
Считалось, что тело греховно, бренно,
является источником соблазнов, временным
пристанищем души. А душа вечна, бессмертна,
совершенна, это частица божественного
начала в человеке. Человек должен заботиться
в первую очередь о душе. Говоря об
отличиях античного и средневекового
идеалов следует обратить внимание и на
такой момент. Античный идеал - гармоничная
личность - был вполне осуществим, достижим,
реален. Средневековый идеал, подобно
горизонту, был недостижим. Потому что
средневековый идеал - это бог, абсолютное
совершенство (добро, благо, любовь, справедливость).
Человек всегда грешен, и он лишь в той
или иной мере приближается к этому идеалу.
Поэтому культурное развитие человека
понимается как постоянное возвышение,
восхождение к идеалу, богу, абсолюту,
как процесс преодоления греховного и
утверждения божественного в человеке.
Наряду с теологическими в средние века
существовали и светские представления
о культуре и культурном человеке(такие,
как учтивость, рыцарские отношения). Они
фиксировали человеческие способности
и ценностные установки, необходимые для
военной службы, общения в среде феодалов.
В противовес аскетизму, который отстаивала
церковь, в рыцарской культуре воспевались
земные радости и ценности, такие, как
любовь, красота, служение прекрасной
даме.
Особый культурный пласт в эпоху средневековья
представляла языческая народная культура.
Она противостояла официальной культуре
и вырабатывала свой взгляд на мир, отражавший
тесную связь человека с природой. Смеховая
народная культура, народные праздники
и карнавалы питали еретические движения
и наряду с рыцарской культурой представляли
светское, мирское начало в культуре средневековья.
Однако, так же, как в обществе, в культуре
существовала иерархия ценностей. Разные
культуры ценились по-разному. На первом
месте была религиозная, церковная культура.
Придворная, рыцарская культура признавалась
необходимой, но менее ценной. Языческая
народная культура рассматривалась как
греховная, низменная. В средневековье
религиозная культура подчиняла себе
все виды светской культуры.
ГЛАВА 3 РАЗВТИТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ В ЭПОХУ ВОЗРАЖДЕНИЯ И НОВОЕ ВРЕМЯ
Возрождение – это культурный процесс, точнее культурный переворот, стоящий в тесной связи с переворотом экономическим. Он выражается в росте индивидуализма, в упадке церковных идей и усилении интереса к древности.
Возрождение связано с новым открытием Античности, ее идеалов и ценностей и прежде всего отношения к человеку как к гармонично развитой личности. Именно Возрождение стало эпохой рождения современного гуманизма – веры в силы и способности человека, в то, что человек такой же творец, как и Бог. Человек творит мир, самого себя, и в этом он равен Богу. В этом заключается знаменитое «открытие» человека эпохи Возрождения. Гуманисты были убеждены в достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил, в его творческих возможностях.
Так в мировоззрение вновь проникает идея о человеке как творце культуры. Рождается новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы, частью которого считалась культура в античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековой культуры.
Также Возрождение вновь возвращается к рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека. Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека. Гуманисты считали, что человек может достигнуть совершенства собственным разумом и волей, а не путем искупления и благодати. Они были убеждены во всемогуществе человеческого разума.
В конце XVII в. в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа (1632–1694) стало активно использоваться в новом значении слово «культура». Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура понималась как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы, она противопоставлялась с Пуфендорфом природному, или естественному, состоянию человека.
Это была эпоха первой глобальной научной революции, технического и промышленного переворотов, великих географических открытий. Очевидность ведущей роли человека во всех этих процессах и стала причиной нового понимания культуры как особой самостоятельной сферы человеческой жизни.
Большой вклад в дальнейшее развитие науки о культуре в этот период внес итальянский мыслитель Джиамбаттиста Вико (1668–1744), которому принадлежит заслуга применения исторического метода к исследованию развития общества. В своем фундаментальном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725 г.) он отмечал, что философы до сих пор исследовали природу, которая не создана человеком, и пренебрегали «миром наций», историческим миром. В своей книге Дж. Вико впервые в Новое время попытался объективно подойти к представителям иных культур. Весь античный мир видел в них только варваров, а Средневековье оценивало эти культуры с точки зрения их соответствия христианским ценностям. Дж. Вико впервые обнаружил несовершенство европейской цивилизации, стал проводить историко-сравнительный анализ, описывать национальные психологии, решать вопросы аккультурации и ассимиляции (усвоения элементов чужой культуры и приспособления к ней). При этом он исходил из идеи, что каждая культура самоценна и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных ценностей.
Вместе с тем Дж. Вико считал, что существуют общие параметры и принципы развития культуры, которые делают возможным сопоставление разных культур. Для него это классовые структуры, характер труда и форма его организации, структуры власти, язык. Кроме того, он видел общие для всех культур обычаи: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения. Именно с этих трех вещей, по его мнению, должна была начаться культура.
Культура в своем развитии проходит через определенные этапы:
1) Век Богов – это Золотой век, в это время властные структуры не противостоят массам, нет конфликтов между властью и теми, над кем властвуют. Еще нет развития техники, господствует мифология. Это был период языческой культуры. Мудрецами этой эпохи были поэты-теологи, которые истолковывали тайны оракулов, заключенные в стихах. Они же представляли власть – теократию, объединявшую светскую и религиозную власть в одних руках;
2) Век Героев – Серебряный век – начинается благодаря переходу к оседлости. Выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца в семье (она сменяет теократическое правление эпохи Богов) распространяется и на входящих в состав семьи людей, и на слуг. Отцы семей постепенно обратились в библейских патриархов, в римских патрициев, рядовые члены семьи – в плебеев. Это эпоха аристократического правления, нарастания религиозных конфликтов, прогресса техники и изобретательства. В это же время началась культурная дифференциация, непосредственно связанная с распадом единого языка, что привело к усложнению межкультурных контактов;
3) Эпоха Людей – Железный век. Здесь отношения между людьми начинают регулироваться совестью, долгом и разумом, пришедшими на смену инстинктам, бессознательным действиям. С одной стороны, они становятся более гуманными, утверждается демократия как форма правления, основанная на признании гражданского и политического равенства. Идет дифференциация религий, которые заменяются наукой, а с ней связано быстрое развитие техники и технологии, торговли, межгосударственных обменов. Но оборотной стороной этой эпохи становится культурный кризис, который вызван тем, что масса недостаточно культурных людей, пришедших к власти, не может править, ориентируясь на высшие ценности. Язык становится не формой культурной идентификации, а фактом разобщения людей.
Дж. Вико утверждал, что европейские государства живут в последней эпохе, Россия и Япония – в Эпохе Героев, а многие народы Севера и Юга – в Эпохе Богов.
На первый взгляд кажется, что в основе периодизации человеческой истории и культуры у Дж. Вико лежит идея общественного переворота. Но говорить об абсолютной повторяемости в истории, о полном соответствии концепции Дж. Вико античной циклической модели истории нельзя. Есть лишь частичная повторяемость и Дж. Вико говорит о совпадении отдельных черт различных эпох на той или иной стадии развития народов.
Еще одной важной идеей, выдвинутой Дж. Вико, было представление, что каждая культура закрепляет себя в языке, который создает свой образ мира, аккумулирует особенности психических реакций, свойственных каждому народу.
Итак, культура – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум.
Это была основополагающая позиция эпохи Просвещения. Так, французские просветители XVIII в. сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества и культуры понималась как постепенное развитие от невежества и варварства к просвещенному и культурному состоянию. Сама культура отожествлялась с формами духовного и политического развития общества, а ее проявления связывались с движением науки, морали, искусства, государственного управления, религии. Такова была позиция известных французских просветителей Анн Робер Жак Тюрго, Франсуа-Мари Аруэ де Вольтера, Дени Дидро.
Но, усмотрев в человеке источник самостоятельных, творческих созидательных сил, классическое сознание должно было ответить на вопрос о мотиве человеческой деятельности, определить цели культуры. В зависимости от ответа на этот вопрос все концепции культуры, выработанные в XVIII – первой половине XIX вв., можно разделить на две группы:
Информация о работе Развитие представлений о культуре от античности до нового времени